|
Даулет Алтаев
В Казахстане могут запретить производить платежи электронными деньгами неидентифицированным пользователям. Фактически это означает последовательное выведение “обезличенных” платежей с помощью электронных кошельков из “тени” - каждый платеж необходимо “подписать”. Напомним, что анонимными оплатами в сети не раз интересовались представители правоохранительных ведомств - в конце 2018 года со стороны МВД высказывались радикальные предложения о закрытии некоторых сервисов электронных кошельков ввиду программы борьбы с реализацией наркотиков через интернет
По имеющейся информации, речь идет лишь об обезличенных, анонимных платежах. О том, что это коснется других электронных платежей, столь популярных в республике, официальной информации пока нет. О том, что каждый совершаемый платеж должен принадлежать конкретному человеку, высказался Аскар Мамин, Премьер-Министр Казахстана. В частности, он отметил: “Министерству финансов надо продолжить работу по совершенствованию цифровизации услуг, дальнейшей интеграции информационных систем, прослеживаемости товаров на территории Казахстана, а также рассмотреть возможность внесения изменений и дополнений в действующее законодательство о платежах и платежных системах, направленных на обязательную идентификацию владельцев электронных денег”. Это поручение он озвучил на заседании Правительства РК, которое было посвящено в том числе снижению доли теневой экономики. К 2025 году этот показатель планируется снизить до уровня 20 процентов к ВВП. По данным за 2018 год, этот показатель равен 27 процентам, а по итогам минувшего года - 23,6 процента. Что касается непосредственно изменений. С большой степенью вероятности документ получит статус закона о внесении поправок в Закон “О платежах и платежных системах”. И в первую очередь в статью 44 “Использование и погашение электронных денег”. Сегодня четвертый пункт упомянутой статьи выглядит следующим образом: “Максимальная сумма одной операции, совершаемой неидентифицированным владельцем электронных денег - физическим лицом, не должна превышать сумму, равную стократному размеру месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год Законом о республиканском бюджете”. И так как 1 МРП равен 2778 тенге, сумма подобного платежа равна почти 280 тысячам тенге.
К слову, максимальная сумма электронных денег, если обратиться к нормам того же документа, “хранимых на одном электронном устройстве неидентифицированного владельца электронных денег - физического лица, не превышает сумму, равную двухсоткратному размеру месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год Законом о республиканском бюджете”. То есть около 560 тысяч тенге. Как видно из норм закона, объем возможного обезличенного платежа внушительный. То есть вполне удобный для совершения операций, что называется, в тени. В том числе и для приобретения запрещенных веществ. Если прислушаться к источникам в правоохранительных органах, наше общество на пороге пандемии употребления синтетических наркотиков. Вообще борьба с таким способом реализации “льда”, “скорости”, “спайса” или “легалки” и прочей синтетики (метамфетамин, амфетамин, синтетические каннабиноиды) началась еще в 2014 году. Между тем, обращая внимание на заявление главы правительства, обязательная идентификация коснется непосредственно каждого, кто пользуется электронными кошельками для совершения в том числе анонимных платежей. Когда подобные разрабатываемые поправки примут, каждый из платежей получит не только конкретного отправителя, но и получателя. Не исключен переходный период, в течение которого пользователям предложат привязать свою личность непосредственно к имеющимся кошелькам. В противном случае инструменты оплаты, взаимодействия с другими участниками платежных систем, по всей видимости, заблокируют. Или откажут в возможности использования другим способом - предположительно, введут ответственность за прием обезличенного платежа. Причем накажут не владельца кошелька, а оператора. Вспомним о сообщении МВД конца 2018 года, когда Калмуханбет Касымов, руководитель ведомства, высказывался за радикальные меры борьбы с обезличенными платежами - закрытие сервисов, кошельки которых используют для проведения анонимных платежей с целью приобретения наркотических средств. Проект, по его словам, реализовывали совместно с Национальным банком. Вновь вернулись к регулированию этой отрасли электронных платежей весной минувшего года. Тогда Министерство финансов сообщало следующее: “В настоящее время Комитетом по финансовому мониторингу и правоохранительными органами выявляются электронные кошельки, которые используются в целях реализации наркотических веществ. В основном владельцы этих электронных кошельков и операции с кошельками, на которых находятся не идентифицированные электронные деньги. В этой связи предлагается предусмотреть возможность установления временного ограничения на распоряжение электронными деньгами без установления личности”. Подобная мера предполагалась в том числе и как подспорье в деле борьбы с финансированием террористических, радикальных течений, для которых подобная возможность анонимных платежей, согласно информации специалистов, является чуть ли не основным способом переброса средств. В то же время некоторые эксперты относятся к подобным предложениям регулирования сферы электронных платежей с целью помешать организованной преступности как к довольно неэффективным. Мол, крупные дельцы и так найдут способ - воспользуются, например, криптовалютой. Однако в борьбе со сравнительно мелкими торговцами запрещенными веществами и рядовыми представителями теневой экономики такой метод вполне годится. Для большей эффективности они предлагают запретить пополнение анонимных электронных кошельков наличными с общедоступных терминалов. Если закон, наконец, поправят и каждый платеж получит свой “паспорт”, это не только поможет в борьбе с наркобизнесом и теневыми дельцами, но в то же время существенно облегчит возможность идентификации интересов пользователей, их предпочтений в выборе товаров и услуг. Учитывая нынешнюю ситуацию, эта информация может представлять коммерческий интерес для определенных структур. Впрочем, для нашего рынка грамотное использование подобных маркетинговых столпов это, скорее, дело завтрашнего дня. Для нас актуальнее вопрос сохранности персональных данных. |