ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



“Тень“ в свете пандемии Исследования


Мадина Меирманова

Очередной экономический кризис, усугубленный пандемией, обострил тему борьбы с теневой экономикой. По прогнозам, мировой объем производства до конца года рухнет на пять процентов, ВВП нашей страны упадет на 2,7 процента. Совокупные потери для мировой экономики от COVID-19 и кризиса за два года, как считают в МВФ, составят более 12 триллионов долларов. Вполне естественно, что, когда грядут такие потери, терять доходы еще и на “тени” государствам становится совсем невыгодно. Быть может, поэтому в Казахстане скорость сокращения необлагаемой налогами части экономической деятельности в последнюю пару лет бьет рекорды

У государств, как юридических единиц, способов пополнить доходную часть бюджета не так уж и много. Ключевым и постоянным источником всегда служат налоги. И чем больше налогов идет в казну, тем, соответственно, лучше. Увеличить эти поступления также можно несколькими способами: развивать число успешно работающих налогоплательщиков (желательно малый и средний бизнес как самый выгодный налогооблагаемый элемент экономической структуры), повышать налоги (это чаще всего только отпугивает наиболее богатых предпринимателей, предпочитающих менять юрисдикцию вместе со своими деньгами) и сокращать долю теневой экономики.
Последние - беспроигрышный вариант.
Теневая экономика - структура достаточно сложная. С одной стороны, когда говорят про “тень”, всегда всплывает ассоциация с криминалом. Однако есть и масса других видов бизнеса и пластов в легальном секторе, успешно скрывающихся от налогообложения. Собственно, все, что не платит налоги государству, и называется “теневая экономика”. На ее объемы влияет ряд факторов: экономическая ситуация в стране, уровень налогообложения (чем выше налоги, тем больше от них скрываются), низкий уровень жизни населения, высокий уровень безработицы, неэффективность госуправления и ограничения для ведения бизнеса.

 


По миру размер “тени” огромен - около трети мирового ВВП “вне закона” (по данным МВФ, уровень теневой экономики в мире составляет 27,8 процента). В развитых странах доля теневой экономики поменьше - около 20 процентов, в развивающихся побольше - около 30. Но больше всего, по мнению экспертов, поле для “тени” в странах с переходной экономикой - там ее размер может достигать и 40 процентов от общего экономического объема.
В Казахстане в “тени” находится много чего: от торговли до производств. Кстати, самозанятые, которые до недавнего времени существовали как бы отдельно от всего юридически регулируемого поля государства, тоже считались частью теневой экономики: налоги не платили, но продукт производили (даже на уровне приусадебного производства).
С легализацией самого статуса самозанятых этот сектор начал выходить “на белый свет”. Собственно, как и массовое внедрение кассовых и POS-терминалов. Именно благодаря им (в подавляющей части) и удалось выполнить пятилетку по борьбе с теневой экономикой за три года. О чем доложил на днях в Правительстве РК вице-министр и и.о. Министра финансов Берик Шолпанкулов. “Предвыборной программой партии Nur Otan “Казахстан-2021: Единство. Стабильность. Созидание” была поставлена задача о снижении размера теневой экономики в ВВП с 29 процентов в 2016 году до 25 процентов в 2019 году... Удалось достигнуть снижения теневой экономики до 23,62 процента к ВВП прошлого года. Поставленная в предвыборной программе Nur Otan задача выполнена досрочно”, - заявил он. К 2025 году мы должны и здесь достигнуть уровня развитых стран и довести “теневку” до 20 процентов от ВВП.
Наибольшее снижение теневой доли отмечено в сфере торговли - на 10,7 процента. Здесь свою роль сыграли и массовое внедрение POS-терминалов, и онлайн-ККМ, передающие сведения о покупках/продажах в налоговые органы в режиме реального времени, и легализация вчерашних самозанятых, зарегистрировавшихся как “частные предприниматели” и начавших платить налоги. Свою роль сыграло внедрение электронных счетов-фактур. Однако по другим отраслям “теневка” достаточно сильно развита: от общей доли теневой экономики “Транспорт и складирование” занимает - 17 процентов, “Сельское, лесное и рыбное хозяйство” - 9,7 процента, “Строительство” - 8,3 процента, “Промышленность” - 6,5 процента.
Обеление экономики в прошлом году дало дополнительно 1,5 триллиона тенге (всего налоговые поступления в бюджет в прошлом году составили 9,2 триллиона тенге). Основная сумма, около 916 миллиардов тенге поступлений, приходится на цифровизацию налогового и таможенного администрирования. Остальные 580 миллиардов тенге - на другие направления.
Например, введение электронных счетов-фактур в прошлом году принесло в бюджет дополнительно 290,2 миллиарда тенге. Маркировка меховых изделий увеличила налоги с их продажи в два раза. Обязательное применение онлайн-ККМ обеспечило дополнительных доходов 243 миллиарда. Казначейское сопровождение государственных закупок в сфере строительства увеличило коэффициент налоговой нагрузки у участников госзакупок в 2,3 раза и принесло в бюджет дополнительно 54,4 миллиарда тенге. Снижение расхождений по зеркальной таможенной статистике с Китаем с 60 до 39 процентов увеличило поступления в госказну на 236 миллиардов.
В общем, с миру по нитке - и неплохая прибавка к бюджету.
Кстати, дополнительные полтора триллиона в доходы принесло выведение “в свет” всего 1,38 процента экономики - в 2018 году уровень теневой экономики составлял 25 процентов. Если планы Кабмина сбудутся и размер теневой экономики в ближайшие несколько лет снизится еще на три-четыре процента, то у страны хватит денег на покрытие соцобязательств. Это особенно актуально с учетом последних решений по поддержке бизнеса - налоговые льготы нынешнего года значительно обескровливают доходную часть бюджета, ставя под угрозу исполнение страной соцобязательств. Собственно, видимо, именно по причине налоговых каникул даже при усилении борьбы с “тенью” в этом году размер ожидаемых поступлений будет низким - всего 140 миллиардов тенге.

 


Кстати, власти радуются сокращению обнала. Причем не только незаконного. В части противодействия криминальному обналичиванию наша служба экономических расследований тесно сотрудничает с финансовыми разведками других стран и полностью перестроила свою работу “в сторону выявления преступлений исключительно в теневой сфере”, уже почти год совместно с Генпрокуратурой и КНБ проводит мероприятие “STOP-обнал”. “В результате снизился темп роста обналичивания с 52 процентов в 2018 году до 14 процентов в 2019-м”, - заявил Шолпанкулов. Добавив, что с начала года наблюдается снижение обналичивания денежных средств на 31 процент (последнее, впрочем, связано не только и не столько с противодействием, сколько с антиковидовым карантином и сокращением всех финансовых операций в принципе).
В Кабмине прекрасно понимают, что, когда из-за кризиса сложно увеличивать объемы экономики наращиванием производства (а сил хватает разве что на поддержание текущей активности и недопущение чрезмерного “проседания”), надо изыскивать иные резервы. И, как сказал премьер, “в условиях текущей экономической ситуации одним из резервов стабилизации экономики и пополнения доходной части бюджета является сокращение доли теневой экономики”. В правительстве делают ставку как на экономическое стимулирование выхода бизнеса из теневого сектора (совершенствование мер господдержки, сокращение избыточных требований, повышение доступности финансирования, снижения административных барьеров), так и на цифровизацию всех процессов экономической деятельности: безнал при автоматизации администрирования налогообложения. При, разумеется, усилении ответственности за незаконную деятельность.
К слову, пандемия хоть и привела к экономическому коллапсу, но тоже стала триггером для выхода из “тени”. Никак не регистрировавшие свой социальный статус казахстанцы с началом выплат матпомощи 42 500 тенге массово начали легализовываться (выплачивая ЕСП), что помогло госорганам увидеть реальную картину по скрывающимся неплательщикам индивидуального подоходного налога.

Нур-Султан

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение