|
Ярослава Науменко
Из года в год у нас повторяется одна и та же история - летом вся республика начинает ощущать дефицит бензина. Рядовой гражданин, как правило, винит в ситуации руководство нефтеперерабатывающих заводов, причем власти поддерживают такие настроения, то и дело поднимая шум вокруг якобы очередного сговора... Однако, если присмотреться повнимательнее, становится понятно - в ажиотаже на заправках и удорожании топлива виновато само государство: чиновники активно вмешиваются в рыночные отношения, нарушая естественное равновесие спроса и предложения
Машин много, бензина мало
Сложилась парадоксальная ситуация - топливным рынком республики управляют с помощью морально устаревших “советских рычагов”, хотя во всем мире бензин - такой же товар, как и все остальное, и цена на него определяется балансом спроса и предложения, а не приказами “на месте замри!”. Сомнительность эффекта мораториев, приказов, постановлений и прочих бумаг налицо - цены как росли, так и растут, бензина как не хватало, так и не хватает. Рынку ежегодно недостает миллиона (!) тонн бензина, почти половина нехватки приходится на пик потребления - летние месяцы.
Последние два года число автомобилей во всех областях республики росло ударными темпами - на 25 процентов, причем в южных регионах цифры и вовсе были невероятными: только официальный рост продаж машин в 2007 году составил 60-70 процентов (Южно-Казахстанская область - 81 процент). Между тем производство бензина явно не успевало за автомобильным бумом - в 2006 году оно подросло лишь на один процент, в 2007-м - на 12...
Три отечественных нефтеперерабатывающих завода даже при увеличении загрузки не смогут выдавать больше высокооктанового бензина (а не хватает именно его) по технологическим причинам - недостаточной глубине переработки. Вся нефтеперерабатывающая инфраструктура досталась нам в наследство от СССР, где личное авто было роскошью, а не средством передвижения, и потому такой масштабной потребности в высококачественном бензине - 91-м, 93-м или 96-м - не было. Большую часть этого бензина мы до сих пор везем из России, сейчас на такой импорт приходится более трети всего рынка.
Особая тема: из-за установленной государством в приказном порядке фиксированной стоимости переработки (которая не пересматривалась уже несколько лет) у нефтеперерабатывающих предприятий нет свободных средств на реконструкцию, модернизацию и расширение. Но даже если их и произвести, они не смогут себя окупить опять-таки из-за немотивированно низкой стоимости переработки.
Кстати, в этом году правительство поставило перед нефтеперерабатывающим сектором задачу - увеличить производство керосина. Был подписан очередной меморандум, и все три предприятия активно работали в керосиновом режиме... А спрос на высокооктановый бензин тем временем вырос еще на 18 процентов в 2008 году... И в ближайшее время, даже несмотря на финансовый кризис, эксперты не видят причин для падения потребления. На этом же уровне оно останется точно, потому как все те, кто купили авто, будут продолжать ими пользоваться.
Нужны ли рынку меморандумы?
Наши чиновники подчас поступают вопреки здравому смыслу. Как известно, если не хватает собственных ресурсов, приходится привлекать потоки импорта. Вопрос элементарного выживания. Однако внутреннее сдерживание цены ведет лишь к тому, что приходить со своим бензином на наш рынок россиянам просто невыгодно, ведь им надо окупить не только перевозку, но и получить хотя бы минимальную прибыль. Ни один бизнес не будет работать себе в убыток. А раз нет замещения импортом, то в ситуации паники, которая наступает следом за дефицитом, контролировать рост цен правительство уже не может.
С горем пополам государство к зиме подписывает очередной меморандум о стабилизации цен на топливо в осенне-зимний период, хотя стоимость в это время и без того снижается естественным образом - многие в холодное время отказываются от личного транспорта...
Чиновники, по сути, борются с ветряными мельницами, вместо того, чтобы решить вопрос раз и навсегда: отпустить цены и пусть рынок регулирует сам себя. Как показывает мировая практика, бензин - вполне биржевой товар, который не только производится-хранится, но и продается-покупается. И в условиях конкуренции будет выигрывать тот, кто предложил самую заманчивую для покупателя цену.
А пока мы видим даже не мифический сговор каких-то мифических монополистов, а элементарное неумение управлять. На худой конец государство может создать некий бензиновый резерв, вместительное хранилище, из которого в случае дефицита сможет поставлять топливо на рынок с минимальной надбавкой.
Однако отечественным регуляторам рынка проще включить компанию в реестр монополистов и требовать от нее каждый раз уведомлять Антимонопольный комитет о планируемом повышении цены... за 30 дней. Хотя сколько изменений стоимость может претерпеть даже за неделю, мы убедились совсем недавно, когда цена на нефть за считанные дни упала в четыре раза.
Государственное регулирование при намеренном занижении доходной части компаний приводит к снижению налоговых поступлений в бюджет. Тем более, что формирование цен на бензин в Казахстане во многом зависит и от динамики ценообразования нефти на мировом рынке, так как почти половина нефти в стране для переработки закупается в России.
И, наконец, любое вмешательство государства и заведомо низкая цена, как показала жизнь, ведут лишь к росту спекуляций, при которых конечный потребитель не почувствует особой разницы в цене.
В общем, если в скором времени так и не будет разработана четкая и адекватная система взаимоотношений государства, производителей и покупателей, на бензиновом рынке дефицит топлива и скачки цен будут только усугубляться. |