Алла Иванилова
Депутаты бьют тревогу. Во время карантина вдвое увеличилось количество попыток и завершенных суицидов, совершенных подростками
|
Такие вынужденные меры, как карантин, усугубили семейные отношения. Далеко не все люди, запертые в одном пространстве, смогли мирно сосуществовать. Участились случаи бытового насилия, эксперты ожидают возросшее количество разводов. Вынужденная изоляция отразилась и на детях. Недавно депутат Мажилиса Парламента РК Артур Платонов направил запрос на имя заместителя Премьер-Министра Казахстана Ералы Тугжанова с призывом обратить внимание на проблему детского суицида в стране. Дело в том, что, по словам мажилисмена, только за прошедшие четыре месяца текущего года зарегистрировали 114 попыток и 46 совершенных суицидов среди детей. Но далеко не все случаи становятся достоянием статистики. Некоторые родители скрывают от полиции попытки суицидов детей и не обращаются своевременно за помощью к квалифицированным специалистам, опасаясь за будущее своего ребенка, так как в дальнейшем могут возникнуть проблемы при поступлении на воинскую службу, учебу или трудоустройстве в военные или правоохранительные структуры. В связи с этим парламентарий считает, что статистика не совсем объективная. При этом, по мнению социологов, официальная статистика самоубийств значительно отличается от реальных цифр (по разным оценкам - в 2-4 раза), поскольку в нее попадают только явные случаи.
Но даже и согласно этой, не вполне конкретной, статистике за последние годы наблюдается рост уровня завершенного суицида у несовершеннолетних. Чиновники уже давно борются с этой печальной тенденцией, но пока безуспешно. В 2018 году был представлен государственный проект по предупреждению и профилактике суицидов, внедренный Республиканским научно-практическим центром психиатрии, психотерапии и наркологии Министерства здравоохранения. Программа содержит в себе три этапа: информационный, обучающий и превентивное выявление групп риска. Апробация этой системы в 2015 году в Кызылординской области показала положительные результаты. С 2016 года проект должен был поэтапно стартовать в других областях страны. Но мониторинг показал, что в ряде регионов проведен один либо второй этап обучения, а в некоторых обучение по этой проблеме, с учетом проведенных исследований и научно-обоснованных программ превенции суицидов, вообще не проводили. По словам депутата, в обществе сложилось неправильное мнение о суициде, психическом здоровье и среди специалистов, призванных внедрять программы превенции суицидального поведения, что вызывает значительные трудности по осуществлению проекта, и в некоторых регионах наблюдается недостаточное межведомственное взаимодействие при решении поставленных задач со стороны управлений образования и здравоохранения. Мажилисмен Артур Платонов в 2018 году уже направлял запрос с просьбой принять меры по исполнению протокола Национального координационного совета по охране здоровья при Правительстве Казахстана “О Дорожной карте по профилактике суицидального поведения детей и подростков до 2019 года”, в рамках которого акиматам областей и городов необходимо было учесть предполагаемые расходы в местном бюджете. Также депутат просил определить координатора по межведомственному взаимодействию между представителями образования и здравоохранения, так как допускается несогласованность действий. А еще обеспечить информирование общественности о действующих телефонах доверия, государственной форме поддержки, в том числе о специальных социальных услугах несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации. Но спустя два года перечисленные проблемы так и остались. Вопрос “жизни и смерти” решается спустя рукава. В этой связи парламентарий в очередной раз попросил Правительство РК ответить на вопросы: что было сделано, чтобы снизить количество детских суицидов; какие меры предприняли за два года и почему они оказались неэффективными, исходя из трагической статистики.
Нур-Султан |