|
Даулет Алтаев
Алматинский аэропорт вновь сменил владельца. Аналитики, в том числе и с международным именем, отмечают довольно выгодные условия сделки и подчеркивают своевременность решения. Эксперты сходятся на одобрении продажи аэропорта, но приходят к этому несколько разными путями. Одни считают алматинский аэропорт сейчас “токсичным” активом (упадок отрасли ввиду пандемии коронавируса, неприятный след ввиду недавнего происшествия с гибелью большого количества людей), который лишь будет “тормозить” собственника. Другие высказываются по этому поводу иначе - ввиду того, что Алматы является узловой точкой и пассажирский, а также грузовой поток продолжит свой рост, аэропорт в самое ближайшее время потребует существенных инвестиций. Которые сейчас мудрее предложить сделать не только более крупному инвестору, но и заинтересованному профессионалу отрасли
Итак, аэропорт Алматы продали турецкому холдингу TAV Airports, в портфеле которого теперь 15 аэропортов в нескольких странах мира. Сумма - 415 миллионов долларов. Информация о сделке, напомним, стала известна еще в конце минувшего года. То есть задолго до истории с глобальной пандемией и тотальным сокращением доходов всей отрасли. Но именно сейчас наступил срок исполнения договора. Стоимость аэропорта в рамках упомянутой сделки изначально озвучена не была. И аналитики, в основном отечественные, высказывали различные предположения относительно реальной цены воздушной гавани второго по государственной значимости города Казахстана, но первого по пассажиропотоку аэропорта на территории Центральной Азии. Суммы озвучивали на уровне 180-300 миллионов долларов. Колоссальная разница предполагаемых и финальной сумм показывает некомпетентность некоторых доморощенных инсайдеров, которые ссылались на якобы убыточность алматинского аэропорта как бизнес-структуры (в том числе и в ближайшее время), строя на этом свои предположения относительно стоимости.
Приведем лишь официальную информацию. Так, согласно открытым данным, аэропорт Алматы помимо того, что является стратегически важным активом для любых бизнес-структур, всегда приносил прибыль. Возьмем хотя бы последние три года - в 2017 году прибыль зафиксировали на уровне 4,1 миллиарда тенге, в 2018-м - более пяти миллиардов тенге, а всего за 1-й квартал 2019 года прибыль зафиксировали на уровне 2,2 миллиарда тенге. В 2019 году аэропорт Алматы получил негласный титул самого загруженного аэропорта Центральной Азии - пассажиропоток составил более шести миллионов человек. Увеличение трафика алматинского аэропорта в ближайшее время только возрастет - в регионе реализуют все новые проекты, которые связаны с поставкой все большего количества техники. Немаловажную роль играет увеличение населения, а также расположение аэропорта - на огромной территории это единственный аэропорт со статусом “международный”. Уникальны также его технические возможности - стоит напомнить, что аэропорт Алматы смог принять Ан-225 “Мрия” - “самый большой и грузоподъемный самолет в мире за всю историю авиации”. Однако, возвращаясь к основной теме, аэропорт сегодня имеет потенциал к расширению своих возможностей и буквально требует масштабного обновления, то есть строительства нового терминала и в перспективе строительства еще одной взлетной полосы. Сегодня, согласно экспертам, сведущим в теме авиации и авиаперевозок, работающие ВПП уже не лучшим образом справляются со всевозрастающим трафиком. То есть все увеличивающиеся очереди на взлет-посадку, а также довольно продолжительная транспортировка воздушных судов по территории аэропорта становятся довольно затратными мероприятиями. При этом новый инвестор обещает вложить около 150 миллионов долларов исключительно в инфраструктуру городского аэропорта. Есть предположение, что продажа 100 процентов акций аэропорта иностранной компании, а в этом случае стратегической транспортной точки международного класса и регионального значения (в привязке к региону Центральной Азии) является непозволительной роскошью и вопросом, который, может быть, даже ставит под угрозу государственную безопасность. Однако государство все же сохраняет контроль над подобными структурами, точнее - над ситуацией, которую может спровоцировать желание частного иностранного капитала нарастить прибыль, то есть сократить срок возвращения инвестиций. Пусть и косвенно. Напомним, 1 февраля этого года Мурат Оспанов, председатель Агентства по регулированию естественных монополий, в ходе коллегии ведомства предлагал ввести государственное регулирование цен на авиатопливо. Причина - “в целях стабилизации цен на авиаперевозки”. В то же время TAV Airports Holding - опытнейший оператор аэропортов многих стран мира. Холдинг обладает аэропортами в следующих странах: Казахстан (Международный аэропорт Алматы); Хорватия (аэропорт “Франьо Тужман”, Загреб); Грузия (Международный аэропорт Батуми; Международный аэропорт Тбилиси); Латвия (Международный аэропорт Риги); Северная Македония (Скопье, аэропорт “Александр Великий”; Охридский аэропорт “Св. Павел Апостол”); Саудовская Аравия (аэропорт принца Мохаммада Бин Абдулазиза, Медина; Терминал №5 аэропорта “Кинг Халид”, Эр-Рияд); Тунис (Международный аэропорт Энфидха-Хаммамет; Международный аэропорт Монастир Хабиб Бургиба); Турция (аэропорт “Аднан Мендерес”, Измир; Ataturk Airport, Стамбул; Международный аэропорт Эсенбога, Анкара; аэропорт Газипаша, Аланья; аэропорт Милас-Бодрум, Бодрум). Согласно информации из открытых источников, аэропорты, принадлежащие TAV Airports, перевозят в среднем около 48 миллионов пассажиров год. |