|
Ольга Шишанова
С прошлой осени в Сенате Парламента РК находится на рассмотрении закон о том, за чей счет будут и должны ремонтироваться многоэтажные дома в республике. Собственники, власти и управляющие компании КСК никак не могут прийти к единому мнению
Напомним, что предыдущий раз такой вопрос поднимали в 2011 году, тогда было решено все издержки возложить на жильцов - собственников квартир, которым буквально было сказано: “Какой хотите - тот ремонт и делайте”. Однако спустя время практика доказала, что деньги, собираемые на ремонт многоэтажек, либо были безвозвратно расходованы не понятно на что и кем, либо ремонт провели некачественно. Это потребовало пересмотреть условия сбора и распределения денег. Однако только в октябре 2019 года новые законопоправки попали в Сенат, где находятся на рассмотрении, а пока КСК исправно собирают деньги на ремонт общедомового имущества, что зачастую не нравится большинству собственников квартир. Хотя бы по той причине, что нынешние КСК во многом поступают без согласования, как это положено, минимум двух третей собственников в отношении принадлежности подвалов, чердаков, придомовой территории, которые, согласно статье 40 Закона “О жилищных отношениях”, находятся в общем пользовании. Что уж говорить о так называемых целевых сборах, которые устраивают КСК и которым противятся, часто не без основания, жильцы многоэтажек.
Акиматы, правда, попробовали найти выход, который, по их мнению, должен будет реформировать систему взаимоотношений между жильцами и КСК, вновь решив переложить большинство ответственных решений на самих собственников. Однако такая мера, по мнению независимых экспертов, снова будет обречена на провал - вряд ли кто-то из собственников квартир захочет брать на себя ответственность за тот же сбор денег на ремонт кровли или подъездов многоквартирного жилого дома. Да и потом, если согласно новым веяниям предложено упростить функции КСК, то на их место все равно могут прийти и придут другие организации. И значит, проблемы, которые накоплены в жилищно-коммунальном секторе, будут только усугубляться, потому что снова никто ни за что не будет отвечать, а деньги на ремонт жилья все равно будут собирать с тех же жильцов. Между тем, как известно, не все в прошлом было плохо. Когда-то, в советское время, система взаимодействия между жильцами и государством была налажена более четко и ясно. Каждый(!) дом подчинялся ЖЭК (жилищно-эксплуатационная контора), которая действовала в соответствии с распоряжениями районного жилищного управления, подчинявшегося в свою очередь более вышестоящей организации. То есть существовала четкая иерархия, и жильцы любого многоквартирного дома могли обратиться туда за решением любых вопросов, касающихся как проблем в их квартирах, так и во всем доме и на прилегающей к дому территории. Сегодня, повторим, эти функции разделены только с той разницей, что за проблемы в своей квартире отвечает собственник, тогда как за проблемы общедомовые отвечает... тоже собственник. Потому что, несмотря на наличие КСК, все равно деньги на ремонт любого общедомового имущества приходится собирать с тех же жильцов. В этом случае становится понятно, что роль КСК можно свести практически к нулю, а значит, попробовать более целесообразную и рациональную идею. То есть решение проблем в квартире - мелкие поломки, ремонт и тому подобное - оставить собственнику, тогда как вопросы, касающиеся общедомового имущества, - ремонт крыш, подвалов, подъездов, облагораживание придомовой территории - предоставить в ведение государства. Ведь все равно сегодня, как известно, когда наступают форс-мажорные обстоятельства (до которых можно было бы не доводить) в отношении капитального ремонта многоэтажек, этим занимается акимат или подчиняющаяся ему городская структура. Так почему бы сразу не предусмотреть передачу функций решения проблем общедомового имущества многоэтажных комплексов государству?
Нур-Султан |