|
Даулет Алтаев Алматы искупали в пяти с половиной миллионах литров дезинфицирующего раствора за время карантина. Как отмечает официальная хроника, большую часть этого препарата использовали специальные военные подразделения, которые работали в масштабах города. Их компетенция - все, что находится за пределами жилых и коммерческих помещений. Обработка строений и прилегающих территорий - это уже обязанности частных организаций, которые подшефны локальным акиматам. И в этом случае речь тоже идет о миллионах. Так, только на обработку алматинских подъездов направили более 290 миллионов тенге. Все в рамках договоренностей. Но тут вроде без повода, представители акимата начинают поднимать тему некачественной дезинфекции - мол, есть телефоны доверия, куда можно обращаться по поводу некачественно проделанной работы. Работают на опережение или есть повод усомниться?
Оказалось, что да. В сети, в доступных и открытых источниках, то и дело публикуют информацию о не самой, на суд рядового жителя, качественной дезинфекционной обработке подъездов и дворов. И речь идет не только о крупных городах Казахстана. И, может быть, в большей степени эта ситуация актуальна для регионов. Так на кого и как жаловаться? В некоторых случаях, рассказывают очевидцы, доходит до того, что бригада дезинфекторов представляет собой команду всего из двух человек. Один ряжен в спецкостюм, другой представляет собой некий подвид блогера или корреспондента. Хроникера. В этом дуэте человек с фотоаппаратом - главный. Он делает фото-, видеоотчеты. Впрочем, не все они таковы. Есть и честные. И их работу, кстати, тоже стоит подвергнуть общественному контролю - общество должно знать своих героев. Ведь ходят слухи - эти бригады, которые на переднем крае борьбы с коронавирусом, также получат премии. Считаем, что некоторые определенно заслужили. Но вернемся к антисоциальным элементам. Работает такой тандем (группа, бригада) недолго. Как правило, ровно до того момента, как будет сделана отчетная фотосессия. И без видео не обходится. Стараются долго не оставаться на одном месте - на день определен четкий план по работе.
Скажите, что нет таких хитрецов? Ведь с этим, в смысле с коронавирусом, не шутят. Ну а как же тогда реакция сотрудников акимата, которые создали, можно сказать, специальный ресурс для жалоб на подобные жульнические действия? Ведь, еще раз напомним, на санобработку выделяют средства из местного бюджета. “Если вы не видите, что обрабатывают ваш двор или подъезд, или вас не устраивает качество дезинфекционных работ, вы можете обратиться с жалобой на WhatsApp +7 701 038 25 25”, - отмечают в управлении жилищной политики города. Мы обратились по соответствующему адресу-телефону. Инструмент действительно работающий - на том конце нам ответили: будет информация, присылайте. Уже хорошо. Но как быть с клеветой? Вдруг кто-то решил намеренно испортить кому-то настроение? Поэтому, на наш взгляд, кроме точного адреса, где происходит нарушение, необходимо требовать данные заявителя. Например, ИИН и видео с личным обращением. Ведь, согласитесь - могут возникнуть спорные ситуации. Плюс, теперь уже со стороны упомянутой организации, должно быть обязательство на нераспространение личных данных заявителя. В общем сложнее, чем кажется с первого взгляда. Кстати, мы ничего не придумываем - любой серьезный телефон доверия, например, в полиции, работает по такому же принципу. А нарушение правил дезинфекции в условиях карантина и пандемии - это, на наш взгляд, очень серьезное нарушение и, следовательно, обвинение. И обществу желателен показательный пример. А теперь такой вот вопрос: по каким законным нормам привлекать и как квалифицировать? Пока ближе всего к экономическому преступлению - неэффективному освоению бюджетных средств. Но ведь это же не точно. Значит - спорно. Вообще, период ЧС и карантина определил перед обществом довольно много вызовов. И некоторые из них касаются правовых моментов. Как быть с общественным контролем в режиме самоизоляции? (Да и, в принципе - существует ли в любом из отечественных законов так широко используемое официальными лицами понятие “самоизоляция”?) Как быть с общественным контролем в период карантина? Вы понимаете, что сейчас происходит - многие члены общественных организаций, которые могли бы следить за тем же качеством санобработки, не могут покинуть своих домов. Да, не нам корректировать режим карантина и определять, кто имеет право работать, а кто - нет. Но ведь со стороны (когда проверять-то некому) это выглядит как создание идеальных условий для бесконтрольных действий некоторых служб, от которых зависят наше с вами здоровье и жизнь. При этом, если прислушаться к представителям акимата, доверять, получается, можно не каждому. Кстати, почему бы в этом случае не создать специальные контролирующие отряды. И чтобы они не просто обычных граждан проверяли на улицах, а тех, кто осваивает государственные деньги в такой непростой период. Санобработка - эти лишь крупица и пример. Вообще, если касаться темы спорных моментов, рассмотрим еще одну совершенно непонятную ситуацию. Доставка и административная изоляция нарушивших требования карантина. Многие из нас смотрели видеозаписи, в которых полицейские задерживают людей десятками. И в режиме карантина, в режиме пандемии усаживают их в довольно тесный автомобиль. А позже, логично, везут в отделения полиции. Там - камеры. И что-то нам подсказывает, что масок и санитайзеров для вновь прибывших там нет. И еще. За нарушение карантина, режима ЧС можно получить срок до 15 суток. А это уже прямая путевка в спецприемник для административно арестованных МПС ДВД г. Алматы. И, согласно неофициальной информации, там всегда полно. В последнее время особенно, когда в том числе и пьянство за рулем (наиболее распространенное преступление) наказывается административным арестом. Нет ли в этих случаях повышенного риска заражения? И кто будет отвечать за то, что человек заразился коронавирусом либо в “бобике”, либо в камере? А может, после того, как он побывает в таком общественном месте его тоже на карантин надо? Еще на 15 суток? Инструкций по этому поводу, видимо, нет. |