Юлиана Жихорь
В любом экономическом кризисе есть как отрицательные моменты (необходимость сокращения расходов вследствие снижения доходов), так и положительные - можно с меньшими затратами начать новое производство или модернизировать старое. Особенно привлекательным в это время могло бы выглядеть государственно-частное партнерство
Кабмин уже неоднократно сообщал, что кризис вынуждает правительство пересмотреть бюджет, сократив ряд “несрочных” расходов. Карим Масимов назвал среди них дороги и больницы, но наверняка к ним может прибавиться еще не один десяток важных, но дорогостоящих для государства инфраструктурных проектов. Международные финансовые организации выступают с предложением: передайте эти объекты в сферу ГЧП, а мы профинансируем.
Так, Европейский банк реконструкции и развития готов предоставить свои средства на финансирование проектов ГЧП в коммунальном хозяйстве (энерго -, водо- и теплоснабжение, транспорт, ЖКХ и т.д.). По словам и.о. главы представительства ЕБРР в Астане Ульфа Хиндстрома, банк готов предоставлять прямые кредиты под полные или частичные гарантии или даже без оных на основе концессионных соглашений, сроком до 15 лет с льготным периодом до 4 лет.
На таких условиях ЕБРР активно работает во многих странах мира (155 проектов общей стоимостью 9 миллиардов евро, из которых 2,6 миллиарда профинансированы ЕБРР). Если распределить по регионам все проекты муниципальной инфраструктуры, профинансированные ЕБРР, то большая их часть придется на Европу - более 63 процентов. Еще 22 процента приходится на Россию. Центральная Азия же занимает самое незначительное место в объеме финансирования - всего один процент.
То есть, резюмировал Хиндстром, при желании бизнеса развивать муниципальное хозяйство на основе ГЧП финансовая помощь всегда может найтись.
Сейчас в Казахстане реализуется 7 крупных концессионных проектов, еще 4 (все в автодорожной отрасли) готовятся к передаче в концессию. Как сообщили в Казахстанском центре государственно-частного партнерства, в центре проводится экспертиза 45 предложений по объектам, возможным к передаче в концессию. Однако, по мнению иностранных инвесторов, количество не означает качество.
Так, директор представительства Азиатского банка развития в Казахстане (АБР) Стивен Вермерт считает, что Казахстан отличает неспособность сконцентрироваться на одном-двух пилотных проектах. Вместо этого страна в спешном порядке выполняет многочисленные проекты, невзирая на качество.
По мнению представителя АБР, причина такой политики кроется “в недостаточном взаимодействии с опытом других стран и крупнейшими мировыми инвесторами-разработчиками”.
В частности, по его мнению, другие страны Северной и Южной Азии, которая отличается наибольшей “насыщенностью” проектами ГЧП, на рынке “продают “пилотные проекты”, а в Казахстане же продают “пилотные списки” и закон о концессии”.
Кстати, Вермерт также считает, что неразвитость ГЧП в Казахстане (в его классическом понимании) кроется не столько в слабой привлекательности этого рынка для инвесторов, сколько в слабой работе правительства по привлечению капитала в ГЧП.
В Казахстанском центре ГЧП признают - сфера государственно-частного партнерства в нашей стране сейчас находится в зачаточном состоянии. Сейчас в центре ведется разработка концепции государственно-частного партнерства. Быть может, после ее принятия правительство сможет переложить на плечи частного сектора (на взаимовыгодных условиях) часть своих социальных обязанностей. Но когда это произойдет и успеет ли Казахстан внедрить эту систему до окончания кризиса - пока неясно.
Астана |