|
Ольга Шишанова Сегодня все больше и все быстрее растут цены на продукты питания. Причем не только в Казахстане, но и в большинстве стран мира. Это неизбежно может привести к продовольственному протекционизму
Эксперты утверждают, что еще никогда, буквально с начала 70-х годов прошлого века, не было столь значительного повышения цен на ту же пшеницу. Только за последние полгода, согласно данным МСХ США, стоимость одной тонны пшеницы 1-го класса достигла 320 долларов (144 тысячи тенге). Тогда как ранее, еще весной 2019-го, она котировалась по 55-75 тысяч тенге. Цены на рис также очень сильно поднялись, практически в четыре раза, достигнув 270 тысяч тенге за тонну. Для богатых промышленно-развитых стран рост цен на продукты питания - это пока лишь небольшое неудобство. Тем не менее другим странам очередное недавнее повышение цен на продовольствие, особенно на фоне коронавирусной инфекции, захватившей более ста государств, грозит серьезными экономическими и социальными бедствиями. Но тут государства мира разделились на два лагеря. Одни, и их большинство, все чаще стали подписывать обязательства противостоять экспортному контролю и другим барьерам на пути перемещения продуктов питания и других предметов первой необходимости во время пандемии Covid-19. Другие в ответ на этот рост решили, напротив, сократить экспорт в надежде на то, что большая часть производства будет направлена на удовлетворение собственных потребностей.
Например, Казахстан, один из крупнейших в мире экспортеров пшеничной муки, осенью прошлого года запретил экспорт этого товара вместе с другими, включая морковь, сахар и картофель. Поясняя этот шаг, председатель правления НПП “Атамекен” Аблай Мырзахметов еще 17 января заявил о необходимости проведения Казахстаном политики “разумного протекционизма”, отказ от которой, по его мнению, “чреват потерей внутреннего рынка”. Звучит патриотично, однако с нормами ЕАЭС, ориентированными на прямо противоположные цели - ликвидацию внутренних барьеров и ограничений, такая политика будет сочетаться плохо. Тем более что статистика взаимной торговли свидетельствует, что Казахстан свои позиции на рынках стран ЕАЭС скорее укрепляет. С другой стороны, Казахстан, как говорят эксперты, во многом пока ориентируется на опыт России, которая после санкционного противостояния с Западом достигла-таки самообеспеченности по основным видам продовольственной продукции. В результате российский АПК сумел почти полностью обеспечить свою страну зерном, сахаром, растительным маслом, мясом и мясопродуктами. Не выполнены только нормативы по обеспеченности населения молоком, солью и картофелем. Эти продукты оказались ограничены в экспорте, а во время пандемии коронавируса в РФ к ним добавились все виды круп, а также рис. И все равно по сравнению с Казахстаном ситуация в сфере обеспечения населения продовольствием в России обстоит намного лучше, и в случае каких-либо катаклизмов она не без проблем, но все-таки будет способна прокормить себя сама. А вот Казахстан этим пока похвастаться не может. Может, поэтому в республике в связи в коронавирусной инфекцией на время карантина дополнительно запретили также экспорт овощей (лук, морковь, картофель, капуста), муки и гречки. В то же время Россия доступ для стран ЕАЭС к своим государственным закупкам упрощает, тогда как Казахстан планирует его усложнить. Несмотря на то, что этот самый доступ и раньше не был беспроблемным, то есть практически с самого начала вступления в силу договора о создании ЕАЭС. А ведь в основу ЕАЭС изначально закладывалась идея взаимной пополняемости союзных экономик, которые тем самым могли бы максимально реализовать свои конкурентные преимущества. И именно с этой целью разрабатывали и вводили единый таможенный тариф и отменяли таможенные границы между союзными странами, а устранение внутренних барьеров, изъятий и ограничений до сих пор является одним из приоритетов деятельности Евразийской экономической комиссии. Казахстан же, судя по всему, намерен развивать импортозамещение, вытесняя со своего внутреннего рынка товары других стран союза. В чем и заключается принципиальное отличие казахстанского варианта импортозамещения от того же российского. Что касается Беларуси, то это государство свободно поставляет свои продовольственные товары в рамках ЕАЭС (особенно в Россию и Казахстан), запретов на продукты почти не наблюдается. Зато в свете последних событий с коронавирусом республика буквально несколько дней назад ввела эмбарго на экспорт средств индивидуальной защиты, а также на бинты, льняные волокна. Но, говорят эксперты, реализация политики импортозамещения в отношении остальных стран ЕАЭС в том виде, как ее планирует Казахстан, способна спровоцировать аналогичные шаги и с их стороны, потому что участие в общем рынке начнет терять для них практический смысл. Кстати, нечто похожее уже случалось, когда во время кризиса 1998 года фактически распался Таможенный союз, созданный в 1995-м. Причем в него входил практически тот же состав игроков, которым впору задуматься о подобном сценарии и сегодня - не станет ли он началом волны продовольственного протекционизма, который, может быть, и оправдывает себя определенным образом в условиях пандемии. Но не станет ли он еще больше разрушать цепочки взаимных поставок и сами торговые потоки по ее окончании? Что окажется в тренде - стратегическое партнерство или все-таки утверждение, что своя рубашка ближе к телу?
Нур-Султан |