|
Ну, конечно, не пилот!”
Елена Пак
В нынешних условиях дешевле и надежнее получить рабочую профессию, чем стремиться к диплому о высшем образовании
Рынок труда переживает нелегкие времена. И дело даже не в экономическом кризисе, который значительно сократил количество рабочих мест. Просто настал момент, когда целой армии обладателей дипломов о высшем образовании оказалось некуда идти. По данным Министерства образования, на одного учащегося профшколы или колледжа приходится семь студентов вузов. Это немыслимая диспропорция. Особенно при том, что ежегодно до 21 тысячи рабочих мест остаются вакантными.
Но теперь у профессионально-технического образования, столь несправедливо запущенного и недооцененного, появился шанс возродиться из пепла. Государство наконец осознало, что кроме белых воротничков стране нужны слесари и механизаторы, швеи, повара и официанты.
На реанимацию системы профподготовки госказна выделяет более 40 миллиардов тенге в рамках Программы развития профессионального и технического образования до 2012 года. Восстанавливать и модернизировать придется все по крупицам. Нужно перестроить учебные программы, обновить материально-техническую базу, переподготовить педагогические кадры и обеспечить достойные условия труда, построить общежития и увеличить стипендии для учащихся.
|
Выгоднее работать руками, чем головой |
Важнейшим этапом программы станет разработка национальной квалификационной структуры. Это позволит четко структурировать степени, которые молодой человек получает по окончании учебного заведения, и привести их в соответствие с международными. Как правило, доуниверситетское образование в Европе имеет четыре уровня, к примеру, в Великобритании существует даже нулевая квалификация. Это значит, что на самую простую работу могут взять выпускника школы, обучая азам дела непосредственно на производстве. В Казахстане, чтобы начать работу, нужно иметь хотя бы третий, низший, разряд квалификации.
Вообще, существует целый ряд несоответствий: например, степень бакалавра, которая у нас считается ступенью высшего образования, в той же Британии зачастую сопоставима с высшей квалификацией профтехобразования, которую дают в Казахстане.
Вопрос разработки национальной квалификационной структуры включен в меморандум о сотрудничестве, который при содействии отдела по торговле и инвестициям Посольства Великобритании в Казахстане был подписан в 2008 году Министерством образования и британской Ассоциацией колледжей профессионально-технического обучения и образования.
- В этой стране большое количество разных институциональных, научно-исследовательских учреждений занимаются разработкой квалификаций, - говорит директор департамента технического и профессионального образования Министерства образования и науки Кадырбек Борибеков. - Например, институт Сity & Guilds в Лондоне разрабатывает порядка 150 направлений и сертифицирует различные квалификации. Мы заинтересованы в том, чтобы британская ассоциация помогла нам найти таких разработчиков-консультантов.
В струю национальной реформы в области профессионально-технического образования органично вписался и проект Британского совета “Навыки для трудоустройства”, действующий в странах Центральной и Южной Азии. Благодаря сотрудничеству между колледжами Казахстана и Британии проект создаст модели учебных планов, ориентированных на промышленность в ключевых секторах экономики, что даст молодым людям технические и общие знания, которые требуют работодатели.
В рамках проекта тесно сотрудничают Алматинский колледж строительства и менеджмента и Уэйкфилд - колледж (Англия), а также профессиональный лицей №4 города Щучинска Акмолинской области и Мазервэллский колледж (Шотландия). Мазервэллская и Щучинская стороны договорились о разработке и проведении мастер-классов, совершенствовании программ по нескольким специальностям, о внедрении инновационных методов обучения. Благодаря совместной работе шотландских и казахстанских педагогов щучинский лицей занял первое место среди юниоров на Международном фестивале национальных кухонь республики “Бурабай-2008” и второе место за тематический стол “Старая Шотландия”.
Казахстан - далеко не единственная страна, остро испытывающая недостаток рабочих рук. Полтора десятка лет назад Великобритания тоже столкнулась с тем, что при избытке высокообразованных граждан образовался дефицит квалифицированных специалистов. Тогда в Соединенном Королевстве пересмотрели политику в сфере образования и начали продолжительную кампанию, призывающую и стимулирующую молодежь приобретать прежде всего практические навыки.
- Последние тринадцать-четырнадцать лет квалификационные институты Британии стремятся повысить имидж профессионально-технического образования, - говорит Мэтью Андерсон, директор Ассоциации колледжей профессионально-технического обучения и образования Великобритании. - Это длительный процесс, но уже сегодня очевидно, что есть определенные сферы, где остро требуются квалифицированные специалисты. И человек, работая в этой нише, может зарабатывать гораздо больше, чем, например, учитель истории, который потратил больше средств и времени на получение высшего образования.
По данным Министерства труда и соцзащиты, потребность в специалистах технического и обслуживающего труда к 2010 году составит 560 тысяч человек. Между тем весь негосударственный сектор профессионального образования имеет гуманитарную направленность. В отличие от технических колледжей, гуманитарные не требуют столь значительных вложений в материально-техническую базу, обустройства лабораторий и мастерских. Поэтому и стоимость обучения на гуманитарные специальности в несколько раз ниже. В итоге из 600 тысяч студентов колледжей и лицеев только 175 тысяч получают технические и технологические специальности.
- В среднем конкурс в профтехучилищах составляет три человека на место, а по отдельным специальностям, таким, как информационные технологии, доходит до двадцати, - приводит статистику директор департамента технического и профессионального образования Министерства образования и науки Кадырбек Борибеков. - В целом и родители, и молодежь понимают, что лучше иметь на руках практическую специальность, которая будет востребована. К тому же законодательно выпускники колледжа могут при желании получить и университетское образование.
Еще одно слабое звено в системе профтехобразования - текучесть кадров из-за низкой заработной платы педагогов, поэтому в госпрограмме заложено более трех миллиардов тенге на меры по совершенствованию системы управления и финансирования. Кроме того, по словам К.Борибекова, с этого года впервые по программе “Болашак” государство будет размещать заказ на обучение за рубежом инженеров-преподавателей для работы в профессионально-технических колледжах. Это тоже должно подстегнуть интерес молодежи к сфере профессионального образования.
Да и экономический кризис тоже может сыграть свою роль по принципу “не было бы счастья, да несчастье помогло”. В условиях, когда компании и организации оптимизируют раздутые штаты управленческого персонала, а высшее образование дорожает, молодежь поневоле обратит свой взор на более или менее стабильные рабочие профессии, потребность в которых останется высокой “благодаря” сложившемуся кадровому голоду. |