ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Этюды на полях Исследования

Сагымбай Козыбаев

Пути-дороги
пращуров
Это моноэтническое государство в Центральной Европе, зажатое семью в основном столь же малыми по территории странами, не имеет языковых взаимосвязей ни с одним соседом (Словакия, Украина, Румыния, Австрия, Словения, Хорватия, Сербия) и ни с одной другой страной в целом по континенту. Венгрия, или как ее сами венгры называют - Мадьярорсаг (в древности - Хунгария), так и осталась этническим анклавом посреди Европы.
Возьмем любое наиболее употребительное выражение. К примеру, обычное приветствие “Добрый день. Здравствуйте”. Как же звучит оно у соседей и по-венгерски? На словацком - “Добри день”, на сербско-хорватском - “Добар дан”, на венгерском - “Ио напоткивонок”. Или день недели, скажем, “понедельник”. Соответственно на словацком - понделок, сербско-хорватском - понэдэляк, венгерском - хэтфэ. Даже близко не подходит.
Система родов в венгерском языке отсутствует так же, как в казахском. Так, слово “сљйікті” означает любимый, любимая, любимое, оно столь же применимо ко всем адресатам, как и венгерский аналог “кедвешем”. И так весь язык. Своеобразная, в веках сохранившаяся данность, идущая от былого территориального соседства кыпчаков и мадьяров.
 В первые века христианской эры венгры, бывшие кочевым людом, были вытеснены с исконной своей территории с прикаспийской низменности и иммигрировали через степи в междуречье Дона и Кубани. Они стали союзниками тюркоязычных хазар. Начиная с 830 года почти все венгерские племена переселились в район между Доном и Дунаем. До середины X века на этой территории говорили одновременно по-венгерски и по-хазарски. Добавьте к этому османское влияние в последующем (турки господствовали в Венгрии полтора века). Это не могло не оставить дополнительный отпечаток в языке. Сравните: яблоко на словацком - яблко, сербско-хорватском - ябука, венгерском - алма. Как у всех тюркоязычных народов.
И сегодня в современном казахском языке одинаково с венгерским звучат слова: сакал - борода, балта - топор, ана(я) - мать, кіші - маленький...
Это небольшое авторское размышление подкрепим историей, так как в ней первооснова.
В 1223 году объединенное русско-половецкое войско (по одним данным, не менее ста тысяч) терпит поражение на реке Калка (территория современной Донецкой области. - С.К.). В бою погибло не менее девяти князей, а также знать большинства русских княжеств. Хан кыпчаков (половцы, куманы) Котян, до этого самый главный союзник русских князей и соратник в битве на Калке, бежит с 40 тысячами оставшихся своих единоплеменников в Венгрию. Король Бела IV принял его в свое подданство и выделил земли для поселения. Но за одно необсуждаемое условие: принятие христианства. Котян со своим племенем кыпчаков был крещен по латинскому обряду в 1239 году. Половцы, прежде поклонявшиеся Тенгри, приняли христианство, став католиками.
Краткая справка. Котян (в европейской исторической литературе имеются различные транскрипции его имени - Koten, Kutan, Котуан, Кутен, Хотен) - половецкий хан (? - 1241). Он оставил значительный след в истории целого ряда народов (дед королей Европы и предок русских царей. - С.К.)

 

alt

Король Венгрии Ласло Кун, внук хана Котяна

 

Названный в самой Венгрии королем куманов, Котян был родом из кыпчакского племени дурут. Этноним “дурут” обозначал союз четырех племен или родов (по-казахски т˜рт - четыре). Некоторые исследователи половецкой темы, такие как П. Голубовский, автор книги “Половцы в Венгрии”, С. Плетнева, автор труда “Половцы”, сопоставляют племя дурут с аргынским родом тертоул или родом торгул из племени кереев и найманов. В самой Венгрии дуруты зафиксированы в этнониме тortel.
Итак, Котян в Венгрии. Положение надо укреплять единственно возможным способом. А именно - династийно. Одна из его дочерей - в крещении Елизавета Куманская (1239 (?) - 1290 (?) - была помолвлена с Стефаном V, сыном короля Белa IV, позже ставшим королем Иштваном Венгерским. Ко времени помолвки оба были младенцами, потому официально обвенчались позже - в 1253 году. Жениху было тогда 12 лет, а невеста была близка ему по возрасту.
Забегая вперед, отмечу, что Елизавета (по-венгерски ее имя звучит как Эржебет, в Будапеште один из красивых мостов Европы через Дунай носит это женское имя. - С.К.) станет королевой-регентом при малолетнем сыне Ласло Куне (впоследствии король Ласло Половец). Елизавета, выросшая изящной темноволосой девушкой с типичной для кыпчаков внешностью, родила шестерых детей. Ее дочери, внучки хана Котяна, будут править в Неаполе, Византии, Сербии. В истории остались их имена. Так, к примеру, одна из дочерей, Елизавета Венгерская (1255-1313), станет королевой Сербии. Другая - Каталина (1256 - после 1314) - женой другого короля Сербии. Третья дочь - Мария Венгерская (ок. 1257-1323) - выйдет замуж за короля Неаполя Карла II. Анна Венгерская (ок. 1260-1281) станет супругой Византийского императора Андроника II Палеолога.
Через череду династийных браков потомком Елизаветы Куманской и Стефана V в седьмом поколении стала воспетая в романе Александра Дюма, королева Франции Изабелла Баварская, а другим известным потомком (в двадцать втором поколении) - Уинстон Черчилль.
К этому времени хан Котян уже имел опыт в налаживании династийных связей. Его старшая дочь - в крещении Мария - еще до появления половцев в Венгрии стала женой галицкого князя Мстислава Удатного (Удалого). Мужу она подарит девятерых детей, в том числе дочь Ростиславу (в крещении Феодосию). Со временем эта внучка хана выйдет замуж за Ярославля - великого князя Владимирского, Киевского, Переяславль-Залесского и Новгородского. В свою очередь, став матерью двух дочерей и девятерых сыновей, в том числе Александра Невского. Что это означает? А то, что Феодосия - прародительница московских царей Рюриковичей, великих князей московских, владимирских и тверских, множества боярских и дворянских родов. Феодосия (Ростислава) умерла в 1244 году. На южной окраине Великого Новгорода на берегу реки Волхов находится Юрьев монастырь, она там похоронена. Автор этих строк убедился в этом лично, готовя в свое время публикацию об Александре Невском (ниже на этой газетной полосе детальнее о нем. - С.К.)
Если рассказывать о других династийных ответвлениях хана Котяна, боюсь, не хватит ни времени, ни бумаги. А ведь это связи и с другими монаршими домами Европы. Так, к примеру, в истории осталось имя еще одной дочери хана, скрепившей брачный союз с регентом Латинской империи французом Наруа де Туси.

 

alt

Екатерина Венгерская, королева Сербии, дочь хана Котяна

 

Накануне монгольского вторжения в Венгрию, памятуя о прежней переменчивости хана и опасаясь за непредсказуемые его действия, вынужденного воевать с былыми единоверцами, группа венгерских дворян-заговорщиков убивают Котяна и его сыновей в Пеште (современный Будапешт. - С.К.). Убивают, подозревая, скорее всего безосновательно, что Котян может переметнуться к Батыю. После смерти своего любимого правителя часть половцев тотчас отрекается от католицизма и уходит в подданство к болгарскому царю Коломану, другая остается в Венгрии с дочерью хана Елизаветой, обосновавшись в местностях Надькуншаг (Великая Кумания), Кишкуншаг (Малая Кумания) и Ноград. Их потомки живут там по сию пору, именуют себя куманами и палоцами, хотя к XVIII веку совершенно забыли половецкий язык.
...Не скрою: мне временами снится хрустальная вода Балатона - этого удивительного озера, которое cами венгры называют морем. Увитое на прибрежном взгорье сплошь виноградником, оно тянет к себе сонмы туристов со всего мира. Есть на Балатоне и международный дом отдыха журналистов, здесь в свое время состоялись встречи с коллегами, с которыми дружба и по сей день.
До сего времени помню Тихань - полуостров на озере и его окрестности с фамильными склепами венгерских королей и кыпчакских княжен. От половецкого хана Котяна идут незримые нити в день сегодняшний. Балатон - бала (ребенок), тон (шуба). Озеро это, будто ребенок, напоенный лаской и вниманием истории, хранит немало тайн, неся отзвук былого скрещенья венгров и кыпчаков. Потекла по августейшим европейским венам горячая степняцкая кровь. До сих пор идут споры о соотношении у половецких племен европеоидных и монголоидных антропологических черт. Изображение хана Котяна до нас не дошли, но определенные выводы можно сделать по его внуку - королю Ласло Куну (смотри фотоизображение).
Кстати говоря, облик общего пращура в свое время скульптурно воссоздали ныне здравствующий казахский академик-антрополог Оразак Исмагулов и венгерский ученый Тибер Тот.
Неисповедимы пути-дороги пращуров.

 

alt

Половцы-кыпчаки

 

Половчанка
Многие из духовных лидеров казахской нации были женаты на русских женщинах. Алихан Бокейханов, Ахмет Байтурсынов, Мустафа Шокай, Жаханша Досмухамедов, Мухтар Ауэзов, Каныш Сатпаев... Замечу лишь: это были желанные и крепкие браки.
В истории запечатлена и обратная ситуация, когда русские князья в обязательном порядке брали в жен степных красавиц. Перенесемся во времена Древней Руси.
Все без исключения половецкие ханы состояли в родстве с великими князьями. Один раз смешав кровь, эту традицию в последующем продолжали обе стороны. Вот откуда столько русских дворянских и царских фамилий с кыпчакской кровью.
Поражают матримониальные связи того времени.
Посудите сами. Первым из русских князей положил начало родству с половцами сын Ярослава Мудрого Всеволод (1030 - 1093) - первый правитель Киева, использовавший титул “князь Всея Руси”. Он женился на Анне, дочери половецкого хана, вошедшей в русскую летопись под именем Анны Половецкой. Их дочь Евпраксия станет императрицей Германии. А сын Владимир Мономах, сам женатый на половчанке, женил двух своих сыновей также на степных красавицах. В 1108 году - Юрия (Долгорукого, будущего основателя Москвы) на дочери хана Аепы (Каима) и в 1117 году - младшего сына Андрея Доброго (Волынского) на внучке хана Тугорхана.
Пойдем дальше и проследим линию Юрия Долгорукого. От жены половчанки он имел двенадцать сыновей, в том числе Андрея Боголюбского, Михаила и Всеволода Большое Гнездо.
В 1205 году Всеволод Большое Гнездо, то бишь внук хана Аепы, женил в свою очередь своего сына Ярослава на внучке хана Кончака. Спустя годы Ярославна - правнучка Аепы и внучка Юрия Долгорукого, скрепит брачный союз с Игорем Святославичем - великим князем Новгород-Северским и Черниговским, главным героем “Слова о полку Игореве”.
Если дальше продолжать - сын Игоря Владимир также не изменил традиции, женившись на дочери другого половецкого хана. И так далее.
Отмечу лишь немаловажное обстоятельство, которое, возможно умышленно, допускают исследователи: зачем, дескать, русскую историю замешивать инородным. А это обстоятельство в том, что потомки Всеволода Большое Гнездо стали великими московскими князьями и царями вплоть до пресечения рода Рюриковичей на российском престоле в конце XVI века. Чего стоит одно имя Александра Невского (1221 - 1263). А ведь он по генеалогическому древу родной внук Всеволода Большое Гнездо и праправнук хана Аепы. По материнской же линии его бабушка - дочь хана Котяна. И это не все. Отец Невского Ярослав Всеволодович оба раза был женат на половчанках. Спрашивается: кто же на самом деле по крови Невский, князь Киевский и Всея Руси, канонизированный в 1543 году Русской православной церковью и традиционно считающийся русским национальным героем? Ведь неслучайно он преклонялся перед ханом Золотой Орды, неоднократно ездил в Монгольскую империю почитать правителя, поддерживал и сотрудничал с Батыем и его союзниками. Возможно, в нем играла кровь потомка половецких ханов.
Мы ограничились кратким экскурсом и назвали лишь имена двух-трех половецких ханов. А их десятки, и все они без исключения скрепляли союз с русскими князьями династийным браком. Впрочем, не только с русскими, но это отдельная тема.
А пока добавим еще информации. Рюрик Киевский был женат на дочери хана Белука, на дочери хана Тоглая - Мстислав, сын смоленского князя Давыда Ростиславовича. Князь Даниила Галицкий, сам женатый на ханской дочери, сына обвенчал с дочерью хана Тегака. А есть и другие известные ханы степи, отличившиеся со своей стороны не менее рьяно - Артык, Шарухан, Тугорхан, Калоян, Кзак, Кобяк, Итлар, Китан, Боняк, Болуш, Искал...
Удивительно, но это факт. Никто из предшествовавших половцам кочевников - печенеги, берендеи, торки, угры, хазары не удостоились родства с Рюриковичами.
Все думаю: половецкие женщины обладали особой миловидностью и привлекательностью, неким кыпчакским шармом, делавшими их брачные союзы со славянскими мужчинами столь желанными.

 

alt

Памятник Афанасию Никитину в Твери


Некрамольные
думы на берегу
Волги
Давняя студенческая поездка - знакомство с тверской землей, исторически тесно переплетенной с кыпчаками. Столько дум об этом, особенно позже, в зрелости, а одна из них аукнулась только сейчас.
Решил просмотреть примечания Николая Карамзина, историка и литератора с кыпчакскими корнями, в его 12-томной “Истории Государства Российского”. Он был первым, кто открыл этот известный литературный памятник, цитатой с которого начну эти записи.
Вот она. “...И тут есть Индейская страна, и люди все ходят наги, а голова не покрыта, а груди голы, а власы в одну косу заплетены, а все ходят брюхаты, а дети родятся на всякий год, а детей у них много. А мужики и жонкы все наги, а все черны. Язкуды хожу, ино за мною людей много, да дивуются белому человеку...”
Эти строки написаны человеком, прожившим в далеком XV веке шесть долгих лет в странствии (1466-1472). Русским путешественником, тверским купцом Афанасием Никитиным, побывавшим за 30 лет до Васко да Гама в Индии. В 1475 году рукопись “Хожение за три моря” оказалась в Москве, через 14 лет ее воспроизвели в летописном своде. В Троицком списке и открыл ее Николай Карамзин. Опубликовал отрывки в примечаниях к VI тому своей “Истории Государства Российского”. При этом Карамзин оставил русскую форму слова “хожение”, поскольку “хождение” - церковно-славянская форма.
Судя по всему, Афанасий Никитин (? - ок. 1475) за годы пребывания в чужих краях неплохо овладел татарским, тюркским, персидским и арабским языками, в рукописи обильно использованы эти языки, порой в своеобразной смеси. Приведу лишь одно предложение из пространного повествования: “В Ындея же какъпачектурь и учюсьдерь: секишьилирсеньикижител; акичаны ила атарсыналтыжетелберь; буларадостурь...” Своеобразная смесь татарского, тюркского, фарси. В переводе с оригинала это звучит так: “В Индии же гулящих женщин много, и потому они дешевые: если имеешь с ней тесную связь, дай два жителя; хочешь свои деньги на ветер пустить - дай шесть жителей. Так в сих местах заведено. А рабыни - наложницы дешевы: 4 фуны - хороша, 5 фун - хороша и черна; черная-пречерная вульва маленькая, хороша”.

 

alt

Половецкая ханша

 

Одноименный советско-индийский фильм с Олегом Стриженовым в главной роли в 1958 году добавил интереса к личности Афанасия Никитина. Конечно же, в фильме нет фактов, которые сегодня приоткрыли некоторые новые завесы. Как, например, то, что во время своих странствий Никитин стал мусульманином. Финальный текст его заметок содержит в себе молитву, которую повторял бы перед смертью благоверный мусульманин. Вот его перевод по-русски с сохранением дословной лексики. “Милостию Божией прошел я три моря. Остальное Бог знает, Аллах покровитель ведает. Аминь! Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Он - Бог, кроме которого нет Бога”. “Иисус - дух от Аллаха, мир ему. Аллах велик. Нет Бога кроме Аллаха”. “Он - разрешитель от грехов. Каратель, разрешающий все затруднения”. “Прощающий. Низвергающий. Всесведущий. Возвышающий. Всеслышащий. Правый, Справедливый, Благой”.
Иисуса Никитин называет посланником и духом от Аллаха, что, мягко говоря, не совсем согласуется с христианским учением о троице.
...Обозреваю в Твери на берегу Волги бронзовую статую Афанасия Никитина, установленную на широкой смотровой площадке в виде ладьи с головой коня. Ищу ракурс съемки, он лучше всего с воды.
Горделиво и открыто смотрит купец на Волгу. Конечно же, в Индии, за тридевять земель, он продолжал болеть душой за свою оставленную родину. И пишет об этом в своих записках, хотя и вновь на своеобразной смеси тюркского: “А Русь ерьтангрыдсакласын; олласакла, худо сакла!” - “А Русь Бог да сохранит! Боже, сохрани ее!”
И думаю: мир все же неделим и взаимопроникаем, в нем много неожиданных открытий.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение