|
Сагымбай Козыбаев
Пути-дороги пращуров Это моноэтническое государство в Центральной Европе, зажатое семью в основном столь же малыми по территории странами, не имеет языковых взаимосвязей ни с одним соседом (Словакия, Украина, Румыния, Австрия, Словения, Хорватия, Сербия) и ни с одной другой страной в целом по континенту. Венгрия, или как ее сами венгры называют - Мадьярорсаг (в древности - Хунгария), так и осталась этническим анклавом посреди Европы. Возьмем любое наиболее употребительное выражение. К примеру, обычное приветствие “Добрый день. Здравствуйте”. Как же звучит оно у соседей и по-венгерски? На словацком - “Добри день”, на сербско-хорватском - “Добар дан”, на венгерском - “Ио напоткивонок”. Или день недели, скажем, “понедельник”. Соответственно на словацком - понделок, сербско-хорватском - понэдэляк, венгерском - хэтфэ. Даже близко не подходит. Система родов в венгерском языке отсутствует так же, как в казахском. Так, слово “сљйікті” означает любимый, любимая, любимое, оно столь же применимо ко всем адресатам, как и венгерский аналог “кедвешем”. И так весь язык. Своеобразная, в веках сохранившаяся данность, идущая от былого территориального соседства кыпчаков и мадьяров. В первые века христианской эры венгры, бывшие кочевым людом, были вытеснены с исконной своей территории с прикаспийской низменности и иммигрировали через степи в междуречье Дона и Кубани. Они стали союзниками тюркоязычных хазар. Начиная с 830 года почти все венгерские племена переселились в район между Доном и Дунаем. До середины X века на этой территории говорили одновременно по-венгерски и по-хазарски. Добавьте к этому османское влияние в последующем (турки господствовали в Венгрии полтора века). Это не могло не оставить дополнительный отпечаток в языке. Сравните: яблоко на словацком - яблко, сербско-хорватском - ябука, венгерском - алма. Как у всех тюркоязычных народов. И сегодня в современном казахском языке одинаково с венгерским звучат слова: сакал - борода, балта - топор, ана(я) - мать, кіші - маленький... Это небольшое авторское размышление подкрепим историей, так как в ней первооснова. В 1223 году объединенное русско-половецкое войско (по одним данным, не менее ста тысяч) терпит поражение на реке Калка (территория современной Донецкой области. - С.К.). В бою погибло не менее девяти князей, а также знать большинства русских княжеств. Хан кыпчаков (половцы, куманы) Котян, до этого самый главный союзник русских князей и соратник в битве на Калке, бежит с 40 тысячами оставшихся своих единоплеменников в Венгрию. Король Бела IV принял его в свое подданство и выделил земли для поселения. Но за одно необсуждаемое условие: принятие христианства. Котян со своим племенем кыпчаков был крещен по латинскому обряду в 1239 году. Половцы, прежде поклонявшиеся Тенгри, приняли христианство, став католиками. Краткая справка. Котян (в европейской исторической литературе имеются различные транскрипции его имени - Koten, Kutan, Котуан, Кутен, Хотен) - половецкий хан (? - 1241). Он оставил значительный след в истории целого ряда народов (дед королей Европы и предок русских царей. - С.К.)
|
Король Венгрии Ласло Кун, внук хана Котяна
|
Названный в самой Венгрии королем куманов, Котян был родом из кыпчакского племени дурут. Этноним “дурут” обозначал союз четырех племен или родов (по-казахски трт - четыре). Некоторые исследователи половецкой темы, такие как П. Голубовский, автор книги “Половцы в Венгрии”, С. Плетнева, автор труда “Половцы”, сопоставляют племя дурут с аргынским родом тертоул или родом торгул из племени кереев и найманов. В самой Венгрии дуруты зафиксированы в этнониме тortel. Итак, Котян в Венгрии. Положение надо укреплять единственно возможным способом. А именно - династийно. Одна из его дочерей - в крещении Елизавета Куманская (1239 (?) - 1290 (?) - была помолвлена с Стефаном V, сыном короля Белa IV, позже ставшим королем Иштваном Венгерским. Ко времени помолвки оба были младенцами, потому официально обвенчались позже - в 1253 году. Жениху было тогда 12 лет, а невеста была близка ему по возрасту. Забегая вперед, отмечу, что Елизавета (по-венгерски ее имя звучит как Эржебет, в Будапеште один из красивых мостов Европы через Дунай носит это женское имя. - С.К.) станет королевой-регентом при малолетнем сыне Ласло Куне (впоследствии король Ласло Половец). Елизавета, выросшая изящной темноволосой девушкой с типичной для кыпчаков внешностью, родила шестерых детей. Ее дочери, внучки хана Котяна, будут править в Неаполе, Византии, Сербии. В истории остались их имена. Так, к примеру, одна из дочерей, Елизавета Венгерская (1255-1313), станет королевой Сербии. Другая - Каталина (1256 - после 1314) - женой другого короля Сербии. Третья дочь - Мария Венгерская (ок. 1257-1323) - выйдет замуж за короля Неаполя Карла II. Анна Венгерская (ок. 1260-1281) станет супругой Византийского императора Андроника II Палеолога. Через череду династийных браков потомком Елизаветы Куманской и Стефана V в седьмом поколении стала воспетая в романе Александра Дюма, королева Франции Изабелла Баварская, а другим известным потомком (в двадцать втором поколении) - Уинстон Черчилль. К этому времени хан Котян уже имел опыт в налаживании династийных связей. Его старшая дочь - в крещении Мария - еще до появления половцев в Венгрии стала женой галицкого князя Мстислава Удатного (Удалого). Мужу она подарит девятерых детей, в том числе дочь Ростиславу (в крещении Феодосию). Со временем эта внучка хана выйдет замуж за Ярославля - великого князя Владимирского, Киевского, Переяславль-Залесского и Новгородского. В свою очередь, став матерью двух дочерей и девятерых сыновей, в том числе Александра Невского. Что это означает? А то, что Феодосия - прародительница московских царей Рюриковичей, великих князей московских, владимирских и тверских, множества боярских и дворянских родов. Феодосия (Ростислава) умерла в 1244 году. На южной окраине Великого Новгорода на берегу реки Волхов находится Юрьев монастырь, она там похоронена. Автор этих строк убедился в этом лично, готовя в свое время публикацию об Александре Невском (ниже на этой газетной полосе детальнее о нем. - С.К.) Если рассказывать о других династийных ответвлениях хана Котяна, боюсь, не хватит ни времени, ни бумаги. А ведь это связи и с другими монаршими домами Европы. Так, к примеру, в истории осталось имя еще одной дочери хана, скрепившей брачный союз с регентом Латинской империи французом Наруа де Туси.
|
Екатерина Венгерская, королева Сербии, дочь хана Котяна
|
Накануне монгольского вторжения в Венгрию, памятуя о прежней переменчивости хана и опасаясь за непредсказуемые его действия, вынужденного воевать с былыми единоверцами, группа венгерских дворян-заговорщиков убивают Котяна и его сыновей в Пеште (современный Будапешт. - С.К.). Убивают, подозревая, скорее всего безосновательно, что Котян может переметнуться к Батыю. После смерти своего любимого правителя часть половцев тотчас отрекается от католицизма и уходит в подданство к болгарскому царю Коломану, другая остается в Венгрии с дочерью хана Елизаветой, обосновавшись в местностях Надькуншаг (Великая Кумания), Кишкуншаг (Малая Кумания) и Ноград. Их потомки живут там по сию пору, именуют себя куманами и палоцами, хотя к XVIII веку совершенно забыли половецкий язык. ...Не скрою: мне временами снится хрустальная вода Балатона - этого удивительного озера, которое cами венгры называют морем. Увитое на прибрежном взгорье сплошь виноградником, оно тянет к себе сонмы туристов со всего мира. Есть на Балатоне и международный дом отдыха журналистов, здесь в свое время состоялись встречи с коллегами, с которыми дружба и по сей день. До сего времени помню Тихань - полуостров на озере и его окрестности с фамильными склепами венгерских королей и кыпчакских княжен. От половецкого хана Котяна идут незримые нити в день сегодняшний. Балатон - бала (ребенок), тон (шуба). Озеро это, будто ребенок, напоенный лаской и вниманием истории, хранит немало тайн, неся отзвук былого скрещенья венгров и кыпчаков. Потекла по августейшим европейским венам горячая степняцкая кровь. До сих пор идут споры о соотношении у половецких племен европеоидных и монголоидных антропологических черт. Изображение хана Котяна до нас не дошли, но определенные выводы можно сделать по его внуку - королю Ласло Куну (смотри фотоизображение). Кстати говоря, облик общего пращура в свое время скульптурно воссоздали ныне здравствующий казахский академик-антрополог Оразак Исмагулов и венгерский ученый Тибер Тот. Неисповедимы пути-дороги пращуров.
|
Половцы-кыпчаки
|
Половчанка Многие из духовных лидеров казахской нации были женаты на русских женщинах. Алихан Бокейханов, Ахмет Байтурсынов, Мустафа Шокай, Жаханша Досмухамедов, Мухтар Ауэзов, Каныш Сатпаев... Замечу лишь: это были желанные и крепкие браки. В истории запечатлена и обратная ситуация, когда русские князья в обязательном порядке брали в жен степных красавиц. Перенесемся во времена Древней Руси. Все без исключения половецкие ханы состояли в родстве с великими князьями. Один раз смешав кровь, эту традицию в последующем продолжали обе стороны. Вот откуда столько русских дворянских и царских фамилий с кыпчакской кровью. Поражают матримониальные связи того времени. Посудите сами. Первым из русских князей положил начало родству с половцами сын Ярослава Мудрого Всеволод (1030 - 1093) - первый правитель Киева, использовавший титул “князь Всея Руси”. Он женился на Анне, дочери половецкого хана, вошедшей в русскую летопись под именем Анны Половецкой. Их дочь Евпраксия станет императрицей Германии. А сын Владимир Мономах, сам женатый на половчанке, женил двух своих сыновей также на степных красавицах. В 1108 году - Юрия (Долгорукого, будущего основателя Москвы) на дочери хана Аепы (Каима) и в 1117 году - младшего сына Андрея Доброго (Волынского) на внучке хана Тугорхана. Пойдем дальше и проследим линию Юрия Долгорукого. От жены половчанки он имел двенадцать сыновей, в том числе Андрея Боголюбского, Михаила и Всеволода Большое Гнездо. В 1205 году Всеволод Большое Гнездо, то бишь внук хана Аепы, женил в свою очередь своего сына Ярослава на внучке хана Кончака. Спустя годы Ярославна - правнучка Аепы и внучка Юрия Долгорукого, скрепит брачный союз с Игорем Святославичем - великим князем Новгород-Северским и Черниговским, главным героем “Слова о полку Игореве”. Если дальше продолжать - сын Игоря Владимир также не изменил традиции, женившись на дочери другого половецкого хана. И так далее. Отмечу лишь немаловажное обстоятельство, которое, возможно умышленно, допускают исследователи: зачем, дескать, русскую историю замешивать инородным. А это обстоятельство в том, что потомки Всеволода Большое Гнездо стали великими московскими князьями и царями вплоть до пресечения рода Рюриковичей на российском престоле в конце XVI века. Чего стоит одно имя Александра Невского (1221 - 1263). А ведь он по генеалогическому древу родной внук Всеволода Большое Гнездо и праправнук хана Аепы. По материнской же линии его бабушка - дочь хана Котяна. И это не все. Отец Невского Ярослав Всеволодович оба раза был женат на половчанках. Спрашивается: кто же на самом деле по крови Невский, князь Киевский и Всея Руси, канонизированный в 1543 году Русской православной церковью и традиционно считающийся русским национальным героем? Ведь неслучайно он преклонялся перед ханом Золотой Орды, неоднократно ездил в Монгольскую империю почитать правителя, поддерживал и сотрудничал с Батыем и его союзниками. Возможно, в нем играла кровь потомка половецких ханов. Мы ограничились кратким экскурсом и назвали лишь имена двух-трех половецких ханов. А их десятки, и все они без исключения скрепляли союз с русскими князьями династийным браком. Впрочем, не только с русскими, но это отдельная тема. А пока добавим еще информации. Рюрик Киевский был женат на дочери хана Белука, на дочери хана Тоглая - Мстислав, сын смоленского князя Давыда Ростиславовича. Князь Даниила Галицкий, сам женатый на ханской дочери, сына обвенчал с дочерью хана Тегака. А есть и другие известные ханы степи, отличившиеся со своей стороны не менее рьяно - Артык, Шарухан, Тугорхан, Калоян, Кзак, Кобяк, Итлар, Китан, Боняк, Болуш, Искал... Удивительно, но это факт. Никто из предшествовавших половцам кочевников - печенеги, берендеи, торки, угры, хазары не удостоились родства с Рюриковичами. Все думаю: половецкие женщины обладали особой миловидностью и привлекательностью, неким кыпчакским шармом, делавшими их брачные союзы со славянскими мужчинами столь желанными.
|
Памятник Афанасию Никитину в Твери
|
Некрамольные думы на берегу Волги Давняя студенческая поездка - знакомство с тверской землей, исторически тесно переплетенной с кыпчаками. Столько дум об этом, особенно позже, в зрелости, а одна из них аукнулась только сейчас. Решил просмотреть примечания Николая Карамзина, историка и литератора с кыпчакскими корнями, в его 12-томной “Истории Государства Российского”. Он был первым, кто открыл этот известный литературный памятник, цитатой с которого начну эти записи. Вот она. “...И тут есть Индейская страна, и люди все ходят наги, а голова не покрыта, а груди голы, а власы в одну косу заплетены, а все ходят брюхаты, а дети родятся на всякий год, а детей у них много. А мужики и жонкы все наги, а все черны. Язкуды хожу, ино за мною людей много, да дивуются белому человеку...” Эти строки написаны человеком, прожившим в далеком XV веке шесть долгих лет в странствии (1466-1472). Русским путешественником, тверским купцом Афанасием Никитиным, побывавшим за 30 лет до Васко да Гама в Индии. В 1475 году рукопись “Хожение за три моря” оказалась в Москве, через 14 лет ее воспроизвели в летописном своде. В Троицком списке и открыл ее Николай Карамзин. Опубликовал отрывки в примечаниях к VI тому своей “Истории Государства Российского”. При этом Карамзин оставил русскую форму слова “хожение”, поскольку “хождение” - церковно-славянская форма. Судя по всему, Афанасий Никитин (? - ок. 1475) за годы пребывания в чужих краях неплохо овладел татарским, тюркским, персидским и арабским языками, в рукописи обильно использованы эти языки, порой в своеобразной смеси. Приведу лишь одно предложение из пространного повествования: “В Ындея же какъпачектурь и учюсьдерь: секишьилирсеньикижител; акичаны ила атарсыналтыжетелберь; буларадостурь...” Своеобразная смесь татарского, тюркского, фарси. В переводе с оригинала это звучит так: “В Индии же гулящих женщин много, и потому они дешевые: если имеешь с ней тесную связь, дай два жителя; хочешь свои деньги на ветер пустить - дай шесть жителей. Так в сих местах заведено. А рабыни - наложницы дешевы: 4 фуны - хороша, 5 фун - хороша и черна; черная-пречерная вульва маленькая, хороша”.
|
Половецкая ханша
|
Одноименный советско-индийский фильм с Олегом Стриженовым в главной роли в 1958 году добавил интереса к личности Афанасия Никитина. Конечно же, в фильме нет фактов, которые сегодня приоткрыли некоторые новые завесы. Как, например, то, что во время своих странствий Никитин стал мусульманином. Финальный текст его заметок содержит в себе молитву, которую повторял бы перед смертью благоверный мусульманин. Вот его перевод по-русски с сохранением дословной лексики. “Милостию Божией прошел я три моря. Остальное Бог знает, Аллах покровитель ведает. Аминь! Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Он - Бог, кроме которого нет Бога”. “Иисус - дух от Аллаха, мир ему. Аллах велик. Нет Бога кроме Аллаха”. “Он - разрешитель от грехов. Каратель, разрешающий все затруднения”. “Прощающий. Низвергающий. Всесведущий. Возвышающий. Всеслышащий. Правый, Справедливый, Благой”. Иисуса Никитин называет посланником и духом от Аллаха, что, мягко говоря, не совсем согласуется с христианским учением о троице. ...Обозреваю в Твери на берегу Волги бронзовую статую Афанасия Никитина, установленную на широкой смотровой площадке в виде ладьи с головой коня. Ищу ракурс съемки, он лучше всего с воды. Горделиво и открыто смотрит купец на Волгу. Конечно же, в Индии, за тридевять земель, он продолжал болеть душой за свою оставленную родину. И пишет об этом в своих записках, хотя и вновь на своеобразной смеси тюркского: “А Русь ерьтангрыдсакласын; олласакла, худо сакла!” - “А Русь Бог да сохранит! Боже, сохрани ее!” И думаю: мир все же неделим и взаимопроникаем, в нем много неожиданных открытий. |