|
Грузинская сага
В эфире долгожданный голос Вахтанга. Из неблизкой Грузии поздравляет с юбилейной датой в моей жизни: "Батоно, брат, как ты?! Ждем в гости...". Эх, плюнуть действительно на все и махнуть к нему. Там же половина Грузии с кыпчакской кровью. Другу в давности лет как-то сказал: "Сына Давида IV Строителя, объединителя грузинских земель (в Грузии почитается как наш Абылайхан. - С.К.), от жены-кыпчачки, звали Вахтангом. Ты мне потому как сводный брат, так что беги в магазин, гони вино...". Смотался, только принес не вино, а чачу - грузинскую водку. Видать, был заинтригован. Вот так и дружим всю жизнь. А началось все там же, в студенческом Питере, с библиотеки - Салтыковки. В "Российской родословной книге", изданной князем Петром Долгоруковым в четырех частях (СПб, 1854-1859, наиболее полном в Российской империи источнике по генеалогии русского, да и не только, дворянства. - С.К.), натолкнулся на цитату: "Царь Давыд Восстановитель, ум. 1125, женат на Гурандухть, дочери хана Канчакского". Речь о грузинском царе Давиде IV Строителе и жене его - дочери кыпчакского хана. Ну а теперь немного исторического факта. В XI веке территория Грузии ограничивалась пределами Абхазии (сегодня частично признанное государство в Закавказье, провозглашенное в новейшее время в ходе грузинско-абхазского конфликта) и Картли (район Кахетия. - С.К.). Большие разрушения, вызванные набегами турков-сельджуков, к концу этого века превратили грузин, по сути, в вассалов. При вступлении 16-летнего Давида IV (1073-1125) в 1089 году на престол все жители Грузии без исключения укрывались в горах. Но история чертила новые метки. В 1092 году умер властелин грузиновконийский султан Мелих-шах I . Через пять лет крестоносцы потеснили сельджуков в Малой Азии и Сирии, еще через два года заняли Палестину и Иерусалим. Уловив удобный момент, Давид IV тотчас прекратил платить дань Конии. Несколько турецких кочевых племен, поселившихся в Грузии до этого времени, c нетерпением ждали начала военных действий.
Лили Брик
Давид IV, не мешкая, приступил к созданию новой aрмии, но силы эти, мягко скажем, оказались ничтожными. И тогда он обратился за помощью к кыпчакам, обосновавшимся в Северном Кавказе. Поселил в грузинских землях целую кыпчакскую орду численностью 40 тысяч воинов. Вместе с членами их семей - около 200-х тысяч человек. Чтобы скрепить союз, Давид IV породнился с кыпчаками, взяв в жены Гурандухт - дочь всесильного хана Артыка (он же в разных источниках Артах, Ардак, Отрах, в русских летописях Атрок), сына Шарукана (правильно - Сарыхан). Дата эта осталась знаменательной -1118-й год. Придворный историк Давида оставил запись: "...привел он кыпчаков великое множество и тесть с братьями жены не напрасно трудились, и не зря он кыпчаков переселил, ибо их руками уничтожил он силы всей Персии (имеется ввиду сельджуки. - С.К.) и навел страх на всех царей (См. "Жизнеописание царя царей Давида". Перевод с древнегрузинского). Такая вот история. Кыпчаки стали с того времени вести в Грузии оседлый образ жизни, приспособились к местному укладу и горному рельефу, со временем приняли христианство, ассимилировались с грузинами. Но это было потом. В предверии окончательной битвы с сельджуками Давид IV прежде всего отобрал пять тысяч отборных воинов-кыпчаков в свою личную гвардию.
Место Дидгорской битвы близ Тбилиси
12 августа 1121 года битва состоялась. Близ Тбилиси в Ничбисском ущелье на склоне горы Дидгори. В самой Грузии ее считают самым великим сражением в истории государства. 56-тысячное грузинско-кыпчакское войско против 300-тысячной армии сельджуков. Последние потерпели сокрушительное поражение. А столицей страны с тех пор стал Тбилиси. Это был последний шаг к объединению всей Грузии, начался ее "золотой век". В память о Дидгорской битве в Грузии ежегодно в августе проводится фестиваль, известный как Дидгороба. А кыпчакский след еще долго напоминал о себе. Были и времена, когда главнокомандующим грузинского войска был кыпчак Кубасар (Кубасай). А правнучка Давида IV, царица Тамара, севшая на трон в 13 лет, вышла замуж за Юрия - сына Андрея Боголюбского, который был наполовину кыпчаком, да и мать Юрия - кыпчакского происхождения. Звонок студенческого однокашника навеял такие вот мысли...
Татьяна Яковлева
Помпея печенегов
Одни геополитические объединения беспощадно сменялись другими. После Хазарского каганата власть над степями к западу от Волги перешла к печенегам - одному из племен тюркоязычных огузов. Огромная территория между Киевской Русью, Венгрией, Аланией и современной Мордовией в один миг оказалась в руках печенегов. Но в начале XI века часть их, теснимая другим тюркским народом - половцами (кыпчаками), перекочевала к византийским и венгерским границам. И постепенно ассимилировалась с местным людом. А коварная Византия легко приспособилась. Она использовала печенегов в качестве заслона от набегов киевских князей на Константинополь. Так случилось, что часть печенегов приняла ислам, другие - христианство византийского образца. Византия проводила двойную игру - то вела с печенегами ожесточенную войну, то задаривала их подарками, выдавая знатных женщин замуж за степных ханов. Сами того не предполагая, родственные кыпчаки-половцы поставили крест на судьбе печенегов. Они вошли в союз с греками и привели войско из сорока тысяч воинов в Константинополь. История оставила эту дату - 29 апреля 1091 года. Греко-кыпчакское войско нанесло при Левунионе у стен Константинополя сокрушительное поражение печенегам. Были убиты не только воины, но и женщины, дети. Византийцы перебили всех пленных печенегов до одного, что было вопреки принятому правилу - пленные предназначались для продажи на рынках. Доблестные кыпчаки возмутились, но было уже поздно. Так в один день погиб целый народ. А кыпчаки, зная теперь цену сотрудничества, некоторое время избегали непоправимых оплошностей.
Мечеть на воде
В наши дни их можно увидеть буквально на любом перекрестке мира, женщины вернулись к старинному традиционному занятию - попрошайничеству. Привычной стала цыганская детвора в общественном транспорте. В примолкшем на минуту салоне звучит что-то из Корана. Троллейбусы удобны для быстрого прохода, и след семи-, десятилетних детей с небольшой горсткой монет тут же исчезает. Как сейчас помню эпизод детства. На окраине аула в березовом околотке время от времени располагался цыганский табор. Отец, председатель колхоза, цыган не прогонял, даже подбрасывал что-либо из съестного, а сердобольная мать пристраивала в повозку небольшое ведерцо кумыса. "Байгустар", - приговаривала она при этом. Цыгане, уважая отца, коней колхоза не крали в отличие от соседних аулов - и через час-другой оказывались в пограничной России. Кочевой люд, полный загадочности, - таким он остался в мальчуганской памяти. Спустя годы в Венгрии, румынской Трансильвании повидал и других цыган, здесь их обитает не менее полумиллиона, если не больше. Житье довольно зажиточное и цивильное. Предгорие Балатона по вечерам в едином благозвучии цыганских скрипок. Таверны заполняются местными мадьярами, идет неторопливый разговор за вином, которое беспрерывно наполняет в графины из огромных бочек, стоящих у входа питейного заведения - это обычная радужная картина. Все веселы, но не пьяны. В Румынии же есть небольшие районы из фешенебельных особняков цыганских баронов. Своя как бы Рублевка. Возникает вопрос: сколько же в мире цыган, этого, пожалуй, одного из самых многочисленных этнических меньшинств. Приводят разные цифры, при этом нижняя планка составляет не менее 17 миллионов, в одних США цыган - более миллиона. При этом называют цыган, как и евреев, по месту обитания и кочевья русскими (руска рома), крымскими, индийскими, в Иране - заргар, Азербайджане - гарачи, Турции - чингэнэ, Грузии - бошеби, Узбекистане - люли, Армении - боша... В Индии, Юго-Восточной Азии десятки своих определений. В истории цыгане не раз становились объектом дискриминации, продолжающейся и поныне. Считая их народом, опасным из-за безграмотности и вороватости своей, император Александр I в свое время указом сослал их в Бессарабию. Это один из единичных случаев, когда там и в соседних европейских странах навсегда осела большая часть русских цыган. Безусловно, ассимиляции нельзя было избежать. Судя по негласным сведениям, цыганские корни имеет немало знаменитостей. Среди них, якобы, Павло Пикассо, Элвис Пресли, Чарли Чаплин, Галина Вишневская, Анна Нетребко... Но никто из них об этом публично не заявлял. Так, Филипп Киркоров, у которого якобы также цыганские корни, до недавнего времени позиционировал себя болгарином, хотя отец его, Бедрос, урожденный армянин Крикорян, а мать, Виктория Лихачева, - еврейка. Но есть и официальные цыгане - свой народный артист СССР (Николай Сличенко) и свой Герой Российской Федерации (Артур Волошин). В недавней зарубежной поездке в Андаманском море вблизи западного побережья Таиланда целый день посвятил знакомству с бытом и укладом так называемых морских цыган, являющихся одними из первых жителей необитаемых здесь островов. Сами тайцы называют их чаоле, что переводится как люди моря. При этом происхождение их покрыто тайной и никто не знает, откуда они появились. В любом случае это были потомки странствовавших по морю кочевых племен.
Цыганская деревня в заливе ПхангНга
Морские цыгане Андаманского моря, проживающие на нескольких островах, - это как государство в государстве. Они имеют свой язык, свою религию, свои праздники и обычаи. Письменности у них не существует. До XVIII века тайские законы сурово охраняли земли от пришельцев. Был абсолютный запрет даже на временное проживание. Поэтому кочевники-малайцы и выходцы из Полинезии, облюбовавшие красивый залив Пханг Нга из сорока двух островов, решили обойти закон, построив дома не на суше, а на воде. С тех пор более двух веков несколько деревень морских цыган ведут свою скромную жизнь на сваях. Морские цыгане - отменные рыбаки, хорошо видят под водой и могут погружаться очень глубоко. Их дети сызмальства учатся быть с морем на ты в отличие от тайцев, многие из которых даже плавать не умеют. Морские цыгане, единственным способом заработка которых все еще остается рыбалка в море, а также добыча крупного жемчуга, в условиях туристического бума приспособились к урбанизации, обслуживая ищущих экзотику людей поездками на необитаемые острова Андаманского моря. Поскольку цыгане и не думают перебираться на материк, они живут без паспортов и без подданства. Почти безвылазно в своих плавучих домах на сваях, закрепленных на мелководье в морском дне. В деревнях вместо улиц - мосты и настилы, вместо машин и байков - деревянные лодки. В деревне Ко Панье в заливе Пханг Нга цыгане построили мечеть, золотые купола которой отражаются в изумрудной воде. Возвели ее на кусочке суши. Мое острое желание (запланированное заранее) посетить мечеть, увы, осталось неосуществленным из-за строгости местных правил, но лицезреть ее все же удалось с разных ракурсов. В последнее время цыгане всех континентов консолидируются как могут. 8 апреля объявлен их международным днем. Он стал интернациональным праздником по всему миру. Состоялся в Лондоне и первый Всемирный конгресс, избравший руководящие органы. Приняты и национальные символы: флаг и гимн. А это означает одно - признание своей идентичности и утверждение себя свободной нацией.
Выстрел на Лубянке
Гении на то и гении, что за их прегрешения и человеческие слабости отвечает лишь Бог на небесах. Вот, к примеру, личная жизнь Владимира Маяковского. Он тяжело переживал, если приходилось делить любимых женщин с другими мужчинами. Ни Лиля Брик, ни Татьяна Яковлева, ни Вероника Полонская не принадлежали ему до конца.
Вероника Полонская
Часть своей роковой 37-летней жизни (1893-1930) Владимир Владимирович провел в любовном треугольнике. Вначале это была семейная чета Лили и Осипа Брик. Под конец жизни Маяковский вновь попал в капкан треугольника. Вероника Полонская (1908-1994) стала последней любовной привязанностью и единственной свидетельницей самоубийства поэта. Имя ее, как и первой пассии Маяковского, упомянуто в его предсмертном письме: "Товарищ правительство, моя семья - это Лиля Брик, мама, сестра и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо". 22-летняя Вероника (в кругу домашних и друзей - Нора), актриса Малого художественного театра, была уже четыре года как замужем за актером того же театра Михаилом Яншиным (1902-1976), впоследствии народным артистом СССР. Во время этого брака у нее начался роман с Маяковским. На момент начала их отношений поэту было 36 лет, Полонской - 21. Незадолго до своей кончины она обмолвилась: "Я была замужем, это мучило Владимира Владимировича. Он ревновал меня, настаивал на разводе". Бунтарь по духу, Маяковский даже при людях не скрывал своих отношений. Его не смущало присутствие не менее ревнивого Яншина, который, к слову, после неминуемого развода с Полонской был женат еще дважды, столько же раз была замужем и сама Полонская. По раритетной книге "Следственное дело В. В. Маяковского", изданной музеем поэта, можно восстановить воскресный день 13 апреля 1930 года - последний в жизни поэта. Как вспоминает Полонская, с Маяковским они встретились в этот день в квартире писателя Валентина Катаева - традиционном месте встреч московской богемы в те годы. По ее словам, Маяковский был "мрачным и пьяным". Они сидели вначале за столом рядом и все время объяснялись. Муж ее явно все видел и готовился к скандалу. "Мы стали переписываться в записной книжке Владимира Владимировича. Много было написано обидного, оскорбляли друг друга, оскорбляли глупо, досадно, ненужно". Разошлись гости под утро. Наступило 14 апреля, понедельник. Через пару часов Маяковский заехал к Полонской на такси. Приехали на Лубянку, где жил поэт. Актриса торопилась, у нее была назначена репетиция с Немировичем-Данченко. Маяковский стал нервничать, сказал: "Опять этот театр. Я ненавижу его, я не могу так больше...". Он сел на пол и заплакал. "Я гладила его, гладила по головке, старалась всячески успокоить. Он подошел ко мне, поцеловал и сказал совершенно спокойно и очень ласково: "Девочка, иди... Будь за меня спокойна". Полонская вышла, прошла несколько шагов до парадной двери. Раздался выстрел. Полонская, ног не чуя, поднялась в квартиру. Владимир Владимирович лежал на ковре, раскинув руки. На груди было крошечное кровавое пятнышко. Отмечу, что воспоминания о самоубийстве Маяковского оставили также Лиля Брик, ее муж Осип, Николай Асеев, Борис Пастернак. Спекуляции на тему смерти поэта продолжаются и 90 лет спустя.
P.S. Лиля Брик (1891-1978). Прах согласно завещанию развеян в Подмосковье. Татьяна Яковлева (1906-1991). Похоронена в Коннектикуте (США). Вероника Полонская похоронена на Ваганьковском кладбище. Владимир Маяковский и Михаил Яншин (1902-1976) покоятся по соседству на Новодевичьем кладбище. |