|
Сагымбай Козыбаев Воин-бедуин Он был, пожалуй, последним из когорты выдающегося арабского революционера Гамаля Абделя Насера (1918-1970). Можно вспомнить в связи с этим лидера Алжира Хуари Бумедьена (1932-1978) и первого президента Туниса Хабиба Бургиба (1903-2000). Чувствуя исход, он отказался покинуть свою страну. Последними его словами о себе были: “Каддафи - не простой президент, чтобы уходить, он - вождь революции и воин-бедуин, принесший славу ливийцам”. Со смертью Муаммара Каддафи в любом случае закончилась эпоха арабского социализма. За три дня до гибели - 20 октября 2011 года - в результате пулевых ранений в живот и голову, а также самосуда, устроенного захватившими его в плен, он передал своим соратникам завещание. Оно позволяет наиболее полно составить представление об этой личности. Вот его краткие отрывочные цитаты без купюр. “Вот уже 40 лет я делал все, что мог, чтобы дать людям дома, больницы, школы. Когда они были голодные, я кормил их, даже превратил страну из пустыни (90 процентов этой четвертой по площади страны Африки и шестнадцатой в мире занимают пустыни. - С.К.) в плодородную землю. <...> Я помог моим братьям и сестрам из Африки. <...> Я сын Гамаля Абделя Насера (кумира Каддафи. - С.К.), который был единственным настоящим арабским и африканским лидером. Я пытался следовать по его пути. <...> Я не хочу умирать, но если это необходимо ради спасения моего народа, то так тому и быть. <...> Я жил в бедуинском шатре и никогда не забывал своей юности, проведенной в Сирте, и довольствовался малым. Я буду сражаться до последнего вздоха за нашу свободу...”. По иронии судьбы, завещание было составлено в Сирте, родном городе Каддафи, в 360 километрах от Триполи - столицы страны. Здесь, в 30 километрах от места гибели, в 1942 году в бедуинском шатре и родился Каддафи. Его отец пас верблюдов и коз, а мать с детьми занималась домашним хозяйством. Группа повстанцев под командованием 27-летнего капитана Каддафи 1 сентября 1969 года захватила королевский дворец. Был низложен режим короля Идриса I, пользовавшегося широкой поддержкой Великобритании и США. Каддафи провозгласил Ливию республикой и сам все последующие 42 года оставался ее лидером. Полковник Каддафи (в этом воинском звании он остался на всю жизнь, до 1979 года являясь единственным полковником в стране. - С.К.) объявил в стране особый режим - Джамахирию, основанный на третьей всемирной теории правления, провозглашенной самим Каддафи и изложенной в его “Зеленой книге”. Суть ее была простой. Доходы от нефтедобычи ливийское руководство направляло на социальные нужды, что позволило уже к середине 1970-х годов реализовать масштабные программы строительства государственного жилья, развития здравоохранения и образования.
|
Муаммар Каддафи
|
Что же конкретно принес режим Муаммара Каддафи своим согражданам? На каждого члена семьи государство выплачивало в год 1000 долларов дотации. За каждого новорожденного полагалось 7000 долларов. Новобрачным выделялось 64 000 долларов на покупку квартиры. На открытие личного бизнеса единовременно полагалась материальная помощь 20 000, безработные (коих и не было) могли получать пособие в размере 730 долларов. При этом образование и медицина были бесплатными, государство оплачивало образование и стажировку за рубежом. Квартирная плата вообще отсутствовала - она также оплачивалась. Лекарства в аптеках, по сути, выдавались бесплатно. Покупку половины стоимости автомашины государство брало на себя, при этом бензин стоил дешевле воды, цена литра составляла 14 центов, на сегодня это в Казахстане около 20 тенге. Ну и так далее. Зарплаты были соответствующими рангу и положению работника. Даже оклад рядовой медсестры был не менее тысячи долларов. В 2011 году, во время арабской весны, в Ливии начались спровоцированные извне антиправительственные выступления, жестокое подавление их вызвало интервенцию западных стран. Началась гражданская война, конца которой не видно и по сей день. Сегодня в Ливии хаос и безысходность.
На кончике копыт В 1222 году два тумена (это двадцать тысяч воинов. - С.К.) под командованием Джэбэ и Субэтэя - легендарных военачальников Чингисхана, проделав восемь тысяч километров конного пробега (!) и пройдя земли Ирана, победоносно вторглись на Северный Кавказ. В начале XIII века эти благодатные земли населяли разные народы - аланы (осетины), адыги, племена вайнахов и горного Дагестана. Кочевали здесь, в степях к югу от Волги, и тюркоязычные кыпчаки (или команы), в русских летописях называемые половцами. Только что монголы нанесли тяжелое поражение объединенному грузинско-армянскому войску, грузинский царь Георгий IV, сын царицы Тамары, умер от полученных в сражении ран. Последовала очередь Азербайджана. “Вся страна была полна трупами умерших, и не было людей, чтобы похоронить их”, - писал один из хроникеров того времени. В северо-кавказских степях монголов ожидало объединенное алано-половецкое войско. Первое же сражение показало особую доблесть кыпчаков, и тогда Джэбэ и Субэтэй пошли на коварный замысел, отправив к кыпчакским ханам втайне от алан парламентеров, чтобы те сказали: “Мы и вы одного рода, а эти аланы не из ваших, так что вам нечего помогать им. Вера ваша не похожа на их веру (аланы в X веке приняли христианство. - С.К.), и мы обещаем вам, что не нападем на вас, а принесем вам денег и одежду, сколько хотите, только оставьте нас с ними”. Кыпчаки поверили словам и расторгли союз с аланами, а монгольские войска, атаковав алан, полностью их разбили, дочиста разорили и обратили в руины некогда могучее Аланское царство. Вслед за этим монголы неожиданно обрушились на “таких же кочевников” - кыпчаков и принялись разорять их поселения. Кыпчаки вынуждены были бежать в степи современной Украины, где заключили против монголов договор с Киевской Русью. Перезимовав в степях Причерноморья, весной 1223 года монгольский корпус наголову разбил объединенное русско-половецкое войско на реке Калка (на территории современной Донецкой области). В бою погибло не менее девяти князей и много родовитых бояр, а также простых воинов из Киевского, Галицко-Волынского, Черниговского, Смоленского и других русских княжеств. Битва на Калке стала переломным моментом в истории Руси. Она не только значительно ослабила силу русских княжеств, но и посеяла на Руси панику и неуверенность. А Джэбэ и Субэдэй, нуждаясь в отдыхе, через степи современного Казахстана вернулись в Монголию. Это была лишь прелюдия. Через 13 лет Запад вновь почувствовал на себе крепость лошадиных копыт воинов Батыя. И своего выхода на авансцену истории дождется основанный этим внуком Чингисхана Улус Джучи (Золотая Орда). И еще. Об удивительном, но свершившемся факте. В быту у большинства кавказских народов появился самый известный национальный костюм - черкеска, представляющий собой переделанное под местные условия, удобное и на горном пастбище, и в бою подобие монгольского кафтана.
|
Михаил Герасимов
|
Каковым был Абылайхан, или Сказ о ноэле Шаяхметове Сегодня восстановление внешнего облика египетских фараонов по найденным мумиям никого не удивляет. А ведь это времена до нашей эры. Но мало кто знает, что существенный приоритет в создании метода восстановления облика человека по его черепу и останкам принадлежит русскому ученому Михаилу Михаиловичу Герасимову (1907-1970). В одном лице он антрополог, археолог, скульптор. Удостоен Сталинской премии. Герасимов основал в свое время в Москве единственную в мире лабораторию антропологической реконструкции человека. Герасимов со своими учениками создал свыше двухсот портретов исторических личностей. Среди них воссоздание лиц Ярослава Мудрого (вскрытие его мраморного саркофага состоялось в 1939 году в Софийском соборе Киева), Ивана Грозного, Рудаки, Улугбека, адмирала Ушакова... В результате наука пришла к неожиданным открытиям. Так, великий князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, основателя Москвы, оказался человеком с восточной внешностью. Это не удивительно, ведь мать его была кыпчакской княжной. Сегодня мы с максимальной точностью обозреваем облик Тамерлана. Конечно, это простое совпадение, но все же. Древнее предание гласило, что тот, кто вскроет саркофаг Тимура, тот выпустит дух войны. 21 июня 1941 года Герасимов начал работы по вскрытию усыпальницы Тимура и тимуридов в мавзолее Гур-Эмир в Самарканде, а на следующий день началась Великая Отечественная война. Сегодня мы должны воздать должное Ноэлю Шаяхметову (1931 года рождения), единственному оставшемуся в живых сыну бывшего первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Жумабая Шаяхметова. В далеком 1957 году, набравшись смелости, он пришел к Герасимову и рассказал ему о своей мечте стать антропологом. Так Ноэль Жумабаевич стал учеником Герасимова, который попросил свою талантливую сотрудницу Г.В. Либединскую взять шефство над новичком. Начались годы учебы и сотрудничества с известным ученым, которые продолжались до его кончины в 1970 году. Через некоторое время Ноэлю Шаяхметову пришла задумка начать работу воссоздания скульптурного портрета Махамбета Утемисова. На поиски и раскопки захоронения великого поэта требовалось разрешение властей. Надо было получить аудиенцию у первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Д. Кунаева, который знал Ноэля еще мальчишкой, с 1942 года, когда в свои 30 лет Димаш Ахмедович был переведен в Алма-Ату с должности директора Риддерского рудника на пост заместителя председателя Совнаркома республики. К слову, по рекомендации Жумабая Шаяхметова, в ту пору второго секретаря ЦК Компартии Казахстана, отвечавшего в том числе и за работу с кадрами. Д. Кунаев поддержал идею. Первая экспедиция прошла успешно, нашли останки поэта, они были доставлены сначала в Гурьев, затем - в Алма-Ату, оттуда - в Москву, в лабораторию Герасимова. По итогам той экспедиции Н. Шаяхметов написал небольшую брошюру “Из тьмы веков. Портрет по черепу”, она была издана в 1969 году и посвящена отцу.
|
Первый казахский антрополог Ноэль Шаяхметов
|
Так было заложено начало. Работа по созданию скульптурной галереи великих деятелей Казахстана получила новый импульс с приходом в 1967 году на должность министра культуры Ильяса Омарова. К этому времени были найдены захоронения Курмангазы, Козы Корпеша и Баян Сулу, Кобыланды батыра. Возникла идея построить на Кок-Тюбе в Алма-Ате пантеон, как в Тбилиси, где еще в 1929 году на горе Мтацминда был построен некрополь, на котором покоятся национальные герои Грузии. Казахский пантеон решили начать с захоронения Махамбета, поэтому до 1974 года его останки, а в дальнейшем и Курмангазы, и Кобыланды батыра, в ожидании решения сверху находились в алма-атинской квартире Ноэля Шаяхметова по адресу: Калинина, 119, квартира 6. В одной из комнат, по свидетельству Рината Шаяхметова, племянника Ноэля Жумабаевича, в ряд стояли три больших книжных шкафа. Наверху, на подставках, стояли антропологические реконструкции героев, а на нижних полках лежали коробки с останками. Тем временем идея по созданию казахского пантеона так и зависла в воздухе, зашла в тупик. Повторное захоронение Махамбета Утемисова состоялось в Индерском районе Атырауской области, в 40 километрах к юго-востоку от поселка Индербор. На месте последнего успокоения поэта в 1995 году, к его 150-летию, был возведен мавзолей из белого камня. Дальнейшая судьба останков Кобыланды батыра долго оставалась нерешенной. К тому же события завертелись: перестройка, снятие с должности Кунаева, декабрьские события 1986 года, постановление ЦК КПСС о казахском национализме и прочее. Какие батыры, да еще прошлых веков? Затем последовали развал СССР и сопутствующие трудности переходного периода. Только в годы независимости наконец-то удалось перевезти в Москву для реконструкции череп Кобыланды, где в той же лаборатории Герасимова (назовем причастных скульпторов - антропологов Татьяну Балуеву и Елизавету Веселовскую) воссоздали облик батыра. Было это в 2006 году, а через год на месте захоронения национального героя был воздвигнут мавзолей. Еще в 2005 году Ноэль Жумабаевич (сегодня ему 89 лет, проживает в Москве) заявлял: “Хоть мне и 74 года, я полон сил и замыслов. Мне сейчас некому передать свой опыт и навыки, то, чему я научился у Герасимова. Я мечтаю создать в Казахстане подобную лабораторию, где можно готовить будущих казахских антропологов. Хватит мифологизировать национальную историю без этого”. Вещие слова. Облики всех батыров и государственных деятелей Казахстана прошлых веков нам преподнесены современными художниками, и насколько реальна внешне та или иная личность - одному Аллаху известно. Какими были Кенесары и Абылайхан на самом деле - разве мы не имеем права это знать? Надежда всегда остается. При искусственном развале общей системы науки в Казахстане она тем не менее не исчезла окончательно, и мечта Ноэля Шаяхметова, первого казахского антрополога, так или иначе, будем надеяться, станет явью.
Там, в тени Биби-Ханум Очередная поездка в Самарканд навеяла новые впечатления и размышления. Начну с прелюбопытного случая новейшего времени. Он произошел в Киргизии в 1995 году во время чествования 1000-летия эпоса “Манас”. Основные торжества были проведены на северо-западе страны в Таласе, известном как Земля Манаса, здесь находится его мавзолей. По случаю юбилея учредили памятные золотые орден и медаль. Министр культуры Ирана Мустафа Мирсалим, выступая в ходе своей речи, упомянул Бухару как персо-таджикский город. Не успел министр завершить свою речь, как к нему тотчас подошел президент Узбекистана Ислам Каримов и на чистейшем персидском стал объяснять ему обратное. Министр был шокирован, равно как и все присутствующие, среди которых находились президенты всех тюркоязычных государств. Иранский фарси, как известно, - совершенно другая языковая категория, обладающая богатой многовековой литературной традицией. Согласно официальной версии, Ислам Абдуганиевич Каримов (1938-2016) управлял Узбекистаном в общей сложности 27 лет, из них в 1989-1991 годах - как первый секретарь ЦК КП Узбекистана и некоторое время, больше года, как президент Узбекской СССР, а с августа 1991-го по 2016 год - как Первый Президент Республики Узбекистан. По национальности узбек, а по некоторым участившимся в последнее время зарубежным публикациям, его отец якобы иранец, а мать - таджичка.
|
Мавзолей Ислама Каримова в Самарканде
|
Проживающий сейчас в США узбекский публицист, бывший депутат парламента Узбекистана, автор 40 книг на узбекскую тематику Джахангир Мухаммад в публикациях в американской прессе, а также в своей книге “ИАК” (надо полагать, что это инициалы первого президента Узбекистана) указывает, что в начале 1990-х годов он побывал в Самарканде в родном доме И. Каримова и лично слышал, как его брат и родственники разговаривают между собой на самаркандском диалекте таджикского языка. Братская страна геополитически была средоточием многих этносов. Трепетное отношение друг к другу здесь выковано веками. Столь же толерантны узбеки и к своей истории. Конечно же, подробности биографии и жизнедеятельности первых лиц со временем становятся всеобщим достоянием. Но это не столь важно. Важнее конкретные заслуги личности перед нацией. Но и этому есть судья, которым является время. Украшением Самарканда с недавнего времени (2018 год) стал мавзолей Ислама Каримова, открытый в день первой годовщины смерти. Погребальный комплекс органично вписался в облик древнего города. По воле покойного он был захоронен в родном городе на территории древней мечети VIII века Хазрат-Хизр. Недалеко от нее находился родной дом президента в махалле Дахбиди за мечетью Биби-Ханым. У входа в мавзолей установлена мраморная плита, на которой на узбекском и английском языках выбито: “Это священное место является вечным пристанищем Первого Президента Республики Узбекистан, великого государственного и политического деятеля, дорогого и любимого сына узбекского народа Ислама Абдулганиевича Каримова”. |