|
Анна Шелепова
Имя Казбека Валиева во всем высокогорном мире безошибочно связывают с Казахстаном. В связке с напарником Валерием Хрищатым в 1982 году он стал первым из казахстанских альпинистов, совершивших восхождение на Эверест.
Кабинет известного альпиниста украшают редкие фото: президента страны в одном экипаже с генералом Павлом Новиковым на рафтинге, фото горных пиков Хан-Тенгри и Эверест. На этих фото памятные автографы, оставленные известными альпинистами - гостями Казбека Валиева. Также стены кабинета украшают дипломы, которые спортсмен получил в разные годы в Индии за свои восхождения...
- Казбек, расскажите, что за человек на фото рядом с Вами? При каких обстоятельствах Вы сфотографировались?
- Все альпинисты в мире прочли в свое время книгу о первом восхождении на высочайшую вершину мира - Эверест, и для многих из них, в том числе и для меня, с таких книг началось увлечение альпинизмом. В 2000 году меня пригласил Фонд защиты Гималаев на конференцию в Дели. Руководил фондом капитан Кхолли, начальник первой успешной индийской экспедиции на Эверест. Патроном, покровителем фонда, был сэр Эдмунд Хиллари - первый альпинист в мире, достигший вершины в 1953 году вместе с Норгеем Тенсингом. Среди почетных гостей конференции был Морис Эрцог - первый альпинист, взошедший на вершину, превышающую по высоте 8000 метров. В 1950 году он взошел на Аннапурну (8091 метр) вместе с Луи Лашеналем. С Эрцогом мы познакомились в 1990 году, когда меня и Юру Моисеева пригласили в Шамони на 40-й юбилей Аннапурны.
Приехал также знаменитый Рейнхольд Месснер - первый из альпинистов, покоривший все 14 восьмитысячных вершин на земле. Рейнхольд приезжал ко мне в гости в казахстанские горы в 1997 году. Особым вниманием пользовалась японская альпинистка Джунко Табей - первая женщина, взошедшая на Эверест в 1975 году. Госпожа Табей также приезжала в наши горы по моему приглашению дважды.
Мне было очень приятно встретить моих замечательных друзей в далекой Индии и побеседовать с сэром Эдмундом Хиллари, патриархом мирового альпинизма, после моего доклада на конференции.
“Хорошо, что ты приехал, Казбек, - сказал Хиллари и крепко пожал мне руку. - Я много слышал о достижениях русских альпинистов и теперь узнал в них казахских. Передай своим друзьям мои самые добрые пожелания”. Мы сфотографировались.
Много времени мы провели в беседах с Морисом Эрцогом, Рейнхольдом Месснером, Ричардом Блюмом из США, Джункой Табей и другими знаменитыми альпинистами из Англии, Италии, Франции, Индии и Японии о современном альпинизме, новом поколении высотников и маршрутах восхождений.
- Вы владеете английским. Как Вам удалось выучить язык, если Вы большинство сил и времени тратили на спорт? Реально ли вообще заниматься еще чем-то помимо профессионального альпинизма, выбирать дополнительное хобби, работать?
- Все было наоборот. Прежде всего была учеба и работа, а потом все свободное время я тратил на альпинизм - мое хобби. В 1969 году я поступил в КазПТИ и там пришел в альпинистский клуб. Трижды в неделю по вечерам тренировались в спортзале. Выходные и праздничные дни, каникулы были посвящены восхождениям в наших горах Алатау.
Закончил институт с красным дипломом и работал инженером-геофизиком, но все свободное время занимал альпинизм. В 1978 году стал мастером спорта СССР по альпинизму, но продолжал работать инженером. В 1979 году стал чемпионом СССР, но продолжал работать. В 1980 году пробился в основной состав сборной СССР на Эверест и начал работу над кандидатской диссертацией.
Всегда старался быть профессионалом - и в работе, и в альпинизме. Такой ритм было очень трудно выдержать, но зато как интересно было жить!
Диссертацию мне удалось защитить в 1986 году в сибирском отделении Академии Наук СССР в докторском совете Института геологии.
- Я бы хотела уточнить, сколько восхождений на восьмитысячники Вы совершили (кажется, более 20).
- За 21 год занятием альпинизмом мне с моими друзьями удалось совершить 22 восхождения на вершины выше 7000 метров на территории бывшего СССР, проложив несколько новых суперсложных стенных маршрутов.
В Гималаях мне удалось взойти на Эверест (8848 метров) по Западной стене; Дхаулагири (8167 метров) по Юго-Западному ребру; Канченджангу (8586 метров) в 1989 году. Смог организовать и руководил первыми самостоятельными гималайскими экспедициями казахстанской сборной - на пик Дхаулагири (8167 метров) по центру Западной стены в 1991 году; Манаслу (8163 метров) в 1990 и 1995 годах; Эверест в 1992-м; Чо Ойю (8201 метров) в 1996 году.
- Сейчас можно нанять инструктора, тренироваться, под его руководством ходить на восхождения. Чем еще отличается сегодняшний альпинизм от того, который был в Союзе?
- В советское время государство оплачивало большую часть стоимости занятий спортом, в том числе и альпинизмом. Поэтому очень много было в альпинизме студентов и других “малоимущих” молодых людей. Сейчас за все надо платить самому, и поэтому в альпинизм приходят сейчас состоявшиеся люди зрелого возраста.
При Союзе альпинисты не могли выехать за рубеж и совершенствовались в горах Памира, Тянь-Шаня, Кавказа и Алтая.
Сейчас есть возможность заработать на поездку не только в эти горы, но и на Килиманджаро в Африке, Аконкагуа в Южной Америке, Мак Кинли на Аляске, пики Айленд или Мера в Гималаях, где не требуется высокой альпинистской квалификации.
Для восхождения даже на такие восьмитысячники, как пики Гашербрум 2 и Броуд в Каракоруме, Чо Ойю и Шиша Пангма в Гималаях, требуется только хорошая физподготовка и ледовая техника. Перспективы и возможности безграничны. Это тоже альпинизм, и заняться им может каждый.
Условия для тренировок в наших горах Алатау совершенно уникальны. Только надо зарабатывать и не терять времени понапрасну.
- Знаю, что уже после окончания спортивной карьеры Вы побывали на Фудзи, как ее называют японцы. Какое впечатление на Вас произвела Фудзияма?
- Фудзияма - не альпинистская гора. Но мы взошли на вершину в сильнейший шторм с дождем и снегом. Впечатление - очень суровая гора в непогоду.
- Кто, по-Вашему, на сегодняшний день считается лучшими альпинистами в мире?
- Последние годы в больших горах доминировали россияне. Хотя наши парни тоже добились признания новыми маршрутами на Броуд Пик и Манаслу.
- В чем отличия скоростного восхождения от обыкновенного?
- Скоростное восхождение - это элемент тренировки альпиниста очень высокой квалификации. Обычное восхождение по тому же маршруту совершается во много раз дольше, но и приносит зачастую во много раз больше удовольствия.
- Чем отличаются вершины? Есть ли какие-то изюминки у каждой горы, того же пика Хантенгри, к примеру?
- Все горы очень разные. На мой взгляд, горная стихия - самая богатая из всех. Нет ни одной одинаковой горы. Бесконечное разнообразие форм и красок. Одна и та же гора в течение дня, от рассвета до заката, удивляет наблюдателя игрой света и тени на своих склонах, изменениями цвета и формы скал, висячих льдов, снежных гребней и окружающих вершин и ледников...
Миллионы людей в мире влюблены в горы и проводят все свободное время, по крайней мере, у их подножья. Но для того, чтобы созерцать великолепие стихии гор, совсем не надо быть крутым альпинистом. Стоит только посвятить этому немного времени и подняться на соседний холм, чтобы увидеть еще больше. |