Первое утро после исторического решения Синода Русской православной церкви выдалось звенящим и морозным
Звенящим - поскольку главный российский собор РПЦ (храм Христа Спасителя) особым колокольным перезвоном известил о том, что новый предстоятель митрополит Кирилл принял на себя крест высшего служения, возведен на патриарший престол и отныне является Патриархом Московским и всея Руси. Морозным - потому что с учетом схожести климата в Москве и Алматы те минус 15 градусов для собравшихся на Остроженке превратились в настоящее многочасовое испытание. Многие пришли сюда в надежде попасть внутрь и собственными глазами увидеть историческое действо.
Однако внутрь имели возможность войти только около 5 тысяч человек, остальные были вынуждены (включая некоторых припозднившихся с аккредитацией журналистов) толпиться за линией милицейских кордонов или наблюдать процедуру интронизации по трансляциям ведущих телеканалов.
Привычные для Москвы повышенные меры безопасности тем более понятны, учитывая то, что в храме в эти часы находятся президент и премьер-министр РФ, представители политической и деловой элиты России и стран дальнего и ближнего зарубежья. Тем не менее храм, даже такой пафосный и официальный, коим для Москвы последних лет стал храм Христа Спасителя, все-таки остается православной обителью, которую должен иметь возможность посетить любой христианин. Поэтому во все храмы Москвы и области были розданы пригласительные билеты и пропуска, которые и попали к части прихожан. И отдельный ропот в толпе “непрошедших”, по-видимому, неуместен, как неуместны сегодняшние попытки обвинить вновь избранного в излишней светскости или предприимчивости.
Известно, например, что Кирилл не сразу набрал 70 процентов голосов делегатов Собора - архиереев, клириков, монашествующих и мирян, представляющих все епархии, синодальные учреждения и духовные школы Московского патриархата. Да и уместно ли сравнение данного выбора с исполнением обычных электоральных действий в гражданском обществе. В отношении столь крупной церковной фигуры не могут быть использованы общественные и политические штампы. Вера Христова стоит выше “генеральной линии партии”. Если хотите, голосование в Синоде можно рассматривать лишь как привычную и понятную на бытовом уровне адаптацию некоего сакрального действа, влияние на которое не в силах оказать ни конъюнктура, ни “близость к власти”, ни материальный фактор. Иными словами, избиратели Синода стали лишь орудием в руках Господа и де-юре провели Его волю.
Итак, 1 февраля под возгласы: “Аксиос!” (с греческого - “достоин”) старшие митрополиты в строгом соответствии ритуала, держа нареченного патриарха Кирилла под руки, трижды посадили его на трон в алтаре храма Христа Спасителя. Затем с него сняли архиерейские одежды и облачили в патриаршие. Патриарху Кириллу поднесли также две панагии, крест и особый головной убор - патриаршую митру.
Пока рано говорить, следует ли ждать существенных изменений в РПЦ. Известно, что Кирилл говорит о полной поддержке курса, проводимого предшественником - патриархом Алексием II. Его основные позиции хорошо известны, велика и его просветительская роль.
Он также выступает за гармоничные взаимоотношения между церковью и государством. По его словам, сочетание божественного и земного - усилий церковных и усилий государственных - будет направлено на духовное и материальное процветание. Вновь избранный патриарх убежден, что церковь и государство совместными усилиями смогут помочь современному человеку справляться с теми вызовами, стрессами и проблемами, которые возникают в современном мире.
Ближе к концу церемонии и торжественной литургии из храма выходят отдельные люди. Некоторые откликаются на многочисленные просьбы и соглашаются передать свои пригласительные билеты тем, кто пока еще толпится за милицейским кордоном. Милиция этому не препятствует. Беглый досмотр - и путь к храму открыт.
Константин Маскаев, Москва |