|
Алексей Мальченко Владельцы алматинских парковок решили не дожидаться праздников и уже забросали акимат “подарками”, которые адресованы в первую очередь автолюбителям. Только будут ли они рады таким презентам?!
Нельзя сказать, что алматинцы привыкли к тому, что парковка у тротуара может обойтись в копеечку, но, по крайней мере, смирились с этой мыслью и во избежание больших штрафов исправно платят. Только налоговые выплаты ТОО “Алматы спецтехпаркинг сервис” (именно этой компании принадлежат практически все платные парковки в городе) за 2018 год составили почти 58,9 миллиона тенге (информация из открытых источников. - Ред.). Но этих средств, видимо, недостаточно, и команда “Алматы спецтехпаркинг сервис” (назовем ее коротко “А-паркинг”) упорно трудится как над расширением зоны своего влияния, так и над увеличением числа каналов финпотоков. Для чего с завидным постоянством пытается навязать городу новые правила игры. Первым “подарком” стало предложение введения дифференцированного тарифа на уже действующих платных зонах и парковках, которые, по самым скромным подсчетам, рассчитаны более чем на 12 тысяч мест. Уточним, речь идет исключительно об Алматы. По задумке авторов при наполненности парковочной зоны более чем на 80 процентов стоимость часа стоянки должна автоматически повышаться на 50 тенге (!), а в случае, если парковка не пользуется спросом, наоборот, снижаться на 50 тенге. Как такая система будет работать в отношении “А-паркинга” - понятно: как только загрузка превысила рубеж, компания с того же самого участка начнет собирать на 50 процентов больше от изначальной стоимости. А как быть с водителями, будут ли они знать, во сколько обойдется конкретное парковочное место?
На кофейной гуще В теории эта схема призвана “оттягивать” часть транспорта в зоны с “пониженным” режимом. Но как водитель сможет узнать, какой именно тариф действует в конкретной зоне? Электронных табло с обозначением четкого прайса нам пока нигде не попадалось. Получается, что водителю, прежде чем припарковаться, нужно пересчитать все парковочные места, затем - все свободные и через некий коэффициент вычислить допустимый процент загруженности... Так?! Какая-то невероятная арифметика получается, если учесть, что реверс даже пересчитанных автомобилей угадать невозможно. Хорошо, попробуем пофантазировать и допустить, что подсчет как-то поможет понять стоимость услуги. На примере парковочной зоны № 1003 это сделать несложно, поскольку она расположена на небольшом отрезке улицы длиной 200 метров. Но в случае с парковочными зонами № 1001, № 1002, № 1005 и рядом других провести анализ визуально невозможно вовсе, поскольку каждая из зон охватывает несколько кварталов в разных направлениях. Получается, что алматинских водителей вновь хотят оставить без права на выбор, а значит, и платить придется на 50 процентов дороже. Как и кто будет проверять качество исполнения дифференцированного тарифа - непонятно. И даже если удастся припарковаться на полупустую парковку, где тариф априори должен быть “эконом”, нет никаких гарантий того, что через пять минут после запуска счетчика зона не окажется перегруженной. А следовательно, за пять часов парковки невольно придется выложить 750 тенге вместо 500 планируемых... Слишком уж много в этой схеме субъективных аспектов, которые сложно проверить, если у тебя нет доступа к базе “А-паркинга”, которым, естественно, никто делиться не будет. Но ведь уже есть опыт применения дифференцированного тарифа, рабочая и обкатанная схема, например, московской парковочной системы. Москва - действительно мегаполис, в котором уже давно переварены все возможные эксперименты в этом не простом вопросе. Сейчас стоимость парковки в разных районах столицы России отличается, например, в пределах Бульварного кольца за час стоянки нужно отдать 380 рублей, а за пределами третьего транспортного кольца (это примерно 5-6 километров от Кремля) - всего 40 рублей. Причем паркоматы принимают только банковские карты (к этому моменту мы еще вернемся). Бесплатно можно парковаться инвалидам, мотоциклистам и водителям электромобилей. Кроме того, в праздники и по воскресеньям стоянка бесплатная. Для жителей домов, которые входят в зону платной парковки, предусмотрены резидентские разрешения - возможность бесплатно парковаться с 20.00 до 8.00. И здесь с дифференцированием все понятно: чем ближе к центру, тем дороже парковка, то есть никакого “гадания на кофейной гуще” попросту нет. Что же у нас? Аналогичная идея как-то звучала и для нашей системы, только дешевых парковок так и не появилось. Такса одинакова как в зоне № 1007 на Площади Республики, так и на самой отдаленной от центра зоне № 1009 на улице Брусиловского. К слову, расстояние между этими точками в разы больше, чем в московском примере и составляет 7,4 километра. Еще более любопытно, чем именно “А-паркинг” объяснил шаг в 50 тенге. Внимание! Паркоматы не принимают монеты меньшего номинала. Мол... переоборудование паркоматов - дело накладное. Насколько справедлив такой подход к автолюбителям? Ведь получается, что именно они должны переплачивать за то, что бизнес не желает переоборудовать свое оборудование... Как уже говорили ранее, московские паркоматы и вовсе лишены монетоприемников, так что “технические ограничения” выглядят не более чем попыткой оправдать свои действия. Другим неприятным отличием от той же московской системы парковок является то, что алматинские парковщики без всякого зазрения совести снимают деньги и в выходные дни, когда город не испытывает проблем с парковочными местами. Маленькая ремарка: 380 рублей, как говорят москвичи, для того района не так уж и много, поскольку сумма эквивалентна чашке кофе в кафетерии. Так что говорить, что “у них вон как дорого, а у нас...”, попросту неуместно. Стоит помнить о том, что всякий раз, сравнивая Алматы с более крупными и развитыми городами России или Запада, важно держать в уме, что и средняя заработная плата отличается очень сильно.
Обещать не значит жениться Вторым “подарком”, который также все еще пытаются красиво упаковать и оформить, является попытка введения ночного тарифа. Сегодня все парковки города Алматы работают в режиме “с 8.00 до 19.00”. Но на общественных слушаниях в Управлении городской мобильности “А-паркинг” выступил с новым предложением. “Предлагается в ночной период с 19.00 до 08.00 утра сделать минимальный для формальности тариф. Это делается для борьбы с “жилеточниками”, которые производят сбор с населения. Люди будут знать, что если оплатить им, то придет штраф. Чтобы такого не было, они будут платить государству и отчислять налоги. Сейчас это предложение изучают, обсуждают разные варианты. Решение будет принимать руководство города”, - такое сообщение опубликовали во многих казахстанских СМИ со ссылкой на заместителя руководителя управления. С такой формулировкой согласиться крайне сложно хотя бы потому, что так называемых “жилеточников” практически не осталось. Подобные заявления были актуальны в начале 2016 года, когда город был поделен на зоны, а выручка шла в карманы разных предпринимателей. Но это совершенно другая тема. Сейчас же лишь единицы водителей воспринимают “жилеточников” всерьез. Если кто-то и считает нужным поделиться кровно нажитыми, то плата эта не за парковку, а за помощь в организации безопасного выезда с парковочного места. Считай, пожертвование, но никак не “сбор с населения”. Здесь уместно вспомнить запуск первой парковочной зоны, который состоялся 27 июня 2016 года в районе Зеленого базара по улице Зенкова между улицами Жибек жолы и Макатаева. Автору этих строк посчастливилось присутствовать на этом торжественном действии - запуске 61-местного пилота. “Основная цель платных парковок - снижение нагрузки на улично-дорожную сеть. Это заградительная мера, предназначенная для разгрузки города, - отметил тогда директор “А-паркинга” Марат Принбеков. - Суть платного парковочного пространства - в ротации пользователей паркомест, когда за один и тот же промежуток времени парковкой может воспользоваться большее количество автомобилистов...”. Теперь число мест исчисляется тысячами, а как привязать “основную цель”, которая изначально выглядела как благая, к предложению ввода “ночного тарифа”, - редакция “МК” пока не поняла. Ротация должна происходить и ночью? Что очевидно, так это то, что в случае принятия этого ноу-хау в “А-паркинг” деньги польются рекой. Именно в “А-паркинг”, а не государству, как это говорится в вышеуказанной цитате, ведь долевое участие города Алматы в системе “А-паркинкг” составляет 30 процентов, остальные 70 - частный бизнес. Налоги - это да, они идут в госказну полностью, но ведь это лишь доля в 20-30 процентов и не более. Как уже говорили ранее, в городе существует более 12 тысяч парковочных мест. До середины 2020 года планируют оборудовать еще 800 мест, а до конца следующего их количество может достичь 14-15 тысяч. Давайте подсчитаем. Поскольку ввод всех новинок прогнозируютя в 2020 году, то и цифру справедливо взять, по меньшей мере, 14 тысяч мест. Допустим, что задействованы в ночное время они будут лишь наполовину. Какой именно будет тариф, одному “А-паркингу” известно. Поэтому мы предположим, что это будет минимально допустимый (по техническим причинам) тариф 50 тенге. За ночь? Вряд ли алматинцы получат такую благодать. С тем аппетитом, с которым город погружается в паутину “желтых” дорог, скорее всего, плата будет именно за час стоянки. То есть одно паркоместо с 19.00 до 8.00 часов будет приносить по 650 тенге х на 7000 мест получается более 4,5 миллиона тенге. И это при номинальной загрузке 50 процентов! “Социальный” тариф, не правда ли?! Конечно, эту сумму можно немного сократить, ведь есть льготники и резидентские соглашения, которые подразумевают скидки, но... это все-равно будут траты, которых раньше не было. По самым скромным подсчетам, приток может составлять два миллиона тенге за ночь - солидный бонус. Из чьего кармана - понятно. А вот “за что?” - не совсем. Ведь с первого дня было сказано, что в случае порчи имущества “А-паркинг” никакой ответственности не несет.
|