|
Юлиана Жихорь
В списке борцов с инфляцией Агентство по регулированию естественных монополий занимает далеко не последнее место. В потребительской корзине доля услуг достигает 10 процентов. А потому АРЕМ становится главным “укротителем” ценовых запросов рыночных доминантов
Только с начала этого года агентство рассмотрело 87 заявок на повышение тарифов от 59 субъектов естественных монополий. Ни одна из них не увенчалась успехом монополистов, а 11 тарифов были вообще снижены. В прошлом году из 418 заявок со снижением были утверждены 17, оставлены на прежнем уровне 70, на 218 заявок АРЕМ ответил разрешением на повышение тарифов.
По мнению председателя АРЕМ Нурлана Алдабергенова, основными причинами повышения тарифов на регулируемые услуги является рост цен на стратегические товары и в нерегулируемых секторах экономики - инфляционные процессы и реализация инвестиционных проектов. И, разумеется, традиционно изношенное состояние производственных фондов.
|
Время предъявлять счет |
Еще в конце прошлого года премьер-министр страны Карим Масимов клятвенно пообещал, что в первом квартале нового года никаких повышений не будет. Однако распространять сие обещание на весь год он не может. А потому народу остается лишь готовиться к массированному взлету цен на услуги, начиная с 1 апреля.
По мнению президента Республиканского объединения юридических лиц “Союз товаропроизводителей и экспортеров Казахстана” Николая Радостовца, подобные ожидания только стимулируют инфляцию. “У каждой бабушки на базаре, которая продает картошку, и у крупной компании есть инфляционные ожидания. Следовательно, когда на свободном рынке формируют цены, они уже закладывают это”, - заявил он, выступая перед премьер-министром на заседании Коллегии АРЕМ. По мнению Радостовца, наиболее оптимальным вариантом для населения и бизнеса стал бы годовой график повышения тарифов, утверждаемый правительством. По его мнению, наличие подобного индекса роста цен прежде всего на железнодорожные перевозки, энергетику и нефтепродукты умерит инфляционные ожидания казахстанцев. Следовательно, и правительству станет легче контролировать “неуправляемые всплески”, как любят называть в Кабмине панические настроения населения, сметающего все с магазинных полок.
Премьер, конечно, со вниманием выслушал предложения. Однако его занимал куда более болезненный вопрос: как научить народ экономить электроэнергию?
Несколько лет назад экономисты предсказали, что Казахстану в самом ближайшем будущем грозит дефицит электроэнергии, - потребление растет, а затраты на создание новых производств и модернизацию старых практически равны нулю. Лишь в прошлом году правительство в экстренном порядке принялось разрабатывать программу модернизации энергоотрасли. Но поскольку этот процесс довольно длительный, решено было начать с “перевоспитания населения”. Экономить казахстанцы должны начать как раз к моменту скачка цен на услуги электросетей. (Достаточно странно, учитывая, что в структуре потребления электроэнергии население занимает лишь 12 процентов).
Для снижения государственных затрат на покупку недостающей электроэнергии вице-министр энергетики и минеральных ресурсов Дуйсенбай Турганов предложил установить дифференцированные тарифы дневного и ночного потребления. (Часы пик - с 7 до 12 и с 18 до 23 часов, умеренные часы - 23-7 и 12-18). В качестве примера он привел Алматы, в котором разница потреблений в часы пик и “облегченное” время составляет 25 процентов. При этом, по расчету вице-министра, при введении тарифного времени день-ночь размер оплаты для потребителей может снизиться на 10 процентов.
Но затраты граждан ничто по сравнению с потерями электросетей. В 2007 году фактические потери электроэнергии в электрических сетях составляли от 3,5 до 24 процентов. Причем нормативные технические потери составляли 3,5-19,7 процента, ненормативные - максимум 7 процентов. Например, в сетях “Алматы Пауэр Консолидейтед” стоимость сверхнормативных потерь превышает 800 миллионов тенге при годовом доходе 7,5 миллиарда. В сетях “Караганда жарык” - свыше 500 миллионов тенге при годовом доходе 2,9 миллиарда. “Это те средства, которые субъект собрал с потребителей через тариф в виде ремонта, амортизации, затрат на эксплуатацию и не может направить на проведение данных мероприятий”, - разводит руками председатель АРЕМ Нурлан Алдабергенов. (В странах Европы нормативные потери не превышают 10 процентов, в США - 9, в Японии - 5 процентов. Сверхнормативных потерь в этих странах нет.)
После такого заявления Николай Радостовец предложил правительству рассмотреть вариант адресных повышений. То есть если монополист заявляет поводом для повышения тарифа необходимость закупки 100 вагонов (ремонт сетей, покупку оборудования и т.д.), то спустя год с него надо спросить, сколько вагонов он купил. “А не так, как сейчас: тариф во многих случаях поднимается, а куда и как уходят эти деньги, мы не можем проконтролировать”, - заявил Радостовец, предложив не только повышать тариф, но и озвучивать в СМИ, куда пойдут эти средства.
По словам Турганова, до 2015 года в развитие электроэнергетической отрасли необходимо инвестировать порядка 2,7 триллиона тенге (на реконструкцию, модернизацию и расширение 23 энергоисточников и строительство 22 новых электростанций). “В конечном итоге это позволит увеличить количество электроэнергии к 2015 году до 127 КВт-ч”, - сообщил он.
Радостовец в свою очередь предложил рассмотреть вариант акционирования ряда энергопроизводящих компаний для привлечения дополнительных средств. А заодно обратить, наконец, внимание на разницу роста заработных плат и производительности труда. “Нужно серьезно заняться тем, чтобы зарплата росла в строгом соответствии с ростом производительности труда”, - заявил он, попросив обратить особое внимание именно на монополистов как немаловажную составляющую инфляции.
Дискуссия о том, что надо экономить и как надо экономить, продолжалась около двух часов. Но ярче всех цель работы АРЕМ озвучил мажилисмен Владимир Бобров: “Доминирующих субъектов всегда необходимо держать на коротком поводке... В целях предотвращения возможных злоупотреблений”.
Удивительно, что за все время коллегии никто не обмолвился ни словом о возможности привлечения средств в электроэнергетику путем привлечения частных инвесторов.
Надо отметить, что уже давно (и, судя по всему, надолго) государство монополизировало коммунальные сферы: водоканалы, ЛЭПы, РЭКи, электроэнергетику. Каждый раз жалуясь, что средств на модернизацию катастрофически не хватает, власти тем не менее выступают категорически против частного инвестирования. Причем, с одной стороны, приводится довод о том, что эта сфера-де стратегическая. С другой - отмашка: мол, бизнес туда не пойдет из-за низкой рентабельности. Но позвольте...
Время легких денег проходит. Бизнес стремится к стабильному заработку “по копеечке”. А коммунальные сферы - весьма выгодный бизнес: население всегда будет нуждаться в канализации, питьевой воде и свете. А значит, и плата за эти услуги будет поступать с завидной регулярностью. Как и в любом бизнесе, принцип “больше вложить, чтобы больше получить”, вполне приемлем для частников, желающих освоить сферу предоставления коммунальных услуг.
Для государства передача подобной сферы услуг была бы наиболее приемлемым вариантом: записал в контракте условия по обязательной модернизации - и продавай. Тем более что эти услуги все равно регулируются антимонопольным законодательством. Ан нет. Частника с его стремлением заработать не пускают.
Быть может, потому, что государству самому выгодно. С одной стороны, коммунальщики постоянно кричат об острой нехватке денег, с другой - с легкостью незаконно подключают новые объекты к старым сетям. У законопослушных потребителей тускнеет свет, водонапор слабеет. Зато цены растут - потребитель вынужден платить “за себя и за того парня”. И на подобное фактическое воровство денег населения государство почему-то не обращает внимания. Быть может, это слишком выгодный бизнес для отдельных государственных мужей, столь рьяно ратующих за сохранение “стратегической отрасли” в ведомстве государства?
Астана |