|
Алексей Мальченко Каршеринг - по-своему уникальный продукт, способный без серьезных капиталовложений решить достаточно сложный вопрос передвижения по городу. Однако эти простота и доступность открыты не только для порядочных и ответственных людей, но и для сомнительных личностей, которые способны перейти все грани дозволенного
О том, что такое каршеринг, сейчас знает если не каждый, то многие. Вкратце - это услуга, которая дает возможность арендовать автомобиль на несколько часов, а может быть, даже и минут. Удобна она тем, что каршеринговый автомобиль не нужно оставлять на специальных станциях или возвращать в агентство, как это происходит в случае с классической схемой предоставления автомобиля в аренду. Весь процесс допуска к машине можно пройти онлайн, не выходя из дома. Достаточно установить специальное приложение, пройти все этапы регистрации - и готово: любой каршеринговый автомобиль распахнет перед вами двери нажатием “кнопки” на смартфоне. Круто, оперативно и относительно недорого. Конечно, важно не нарушать требования эксплуатации и парковать автомобиль там, где положено, а не в запрещенных местах. Подобные проекты в Казахстане пробовали запускать и раньше, но... как говорится, не в то время и не в том месте. Тогда, в 2016 году, эти попытки не увенчались успехом. Однако сейчас ситуация в корне изменилась, и одна из основных причин, послуживших удачному старту каршеринга, - это ужесточение правил парковки и значительное увеличение владений “Алматы паркинга”, компании, которой принадлежат практически все платные стоянки в южной столице.
Оставлять машину на целый день у обочины стало очень дорого. И даже покупка месячного абонемента на парковку, есть и такие зоны в Алматы, не дает вам стопроцентной уверенности, что на этом траты закончатся. Например, даже если вы честно оплатили абонемент и, естественно, во время его действия не оплачиваете стоянку ежедневно, система автоматического контроля все равно может выписать штраф за неуплату парковки - прецеденты есть, и не один. В общем, в своей машине в городе стало тесно и неуютно, и это все только на руку каршеринговым компаниям. Так, осенью 2018 года на рынке казахстанского каршеринга появился новый игрок с большим количеством машин. И в отличие от предшественника спустя год новая компания не только осталась на плаву, но и увеличила парк арендуемых автомобилей. Сегодня, по крайней мере в Алматы, каршеринговые автомобили действительно востребованы. Многие пользователи, которые в силу обстоятельств оказались без собственной машины и пользуются арендованными регулярно, отмечают, что в “прайм тайм” практически весь транспорт занят. То есть спрос сохраняется, несмотря на методичное увеличение предложения. Однако отнюдь не всех пользователей каршеринга можно отнести к категории добросовестных. По договору в таких автомобилях нельзя курить, сорить и тем более как-то портить имущество. Но по тем же отзывам в социальных сетях можно отметить, что достаточно часто людям достаются грязные и прокуренные автомобили, что, конечно, портит впечатление о поездке. И все же это пренебрежительное отношение к транспорту можно отнести к невинным шалостям по сравнению с тем, на что сознательно идут асоциальные личности. Самый первый антипример произошел практически сразу после запуска каршеринга в Алматы. Тогда молодые люди умудрились загнать арендованный автомобиль в реку, после чего один из участников исполнил короткий танец на капоте. Свои “героические” похождения они записали на видео и выложили в интернет. Нарушителей порядка быстро отыскали, после чего виновники получили должное наказание. Но публичная “порка” не оказала должного эффекта, и по мере увеличения каршерингового автопарка количество происшествий только росло. Одно из последних произошло в середине прошлого месяца, 17 ноября. В социальных сетях появилась видеозапись, на которой полицейские устроили погоню за нарушителем, управляющим каршеринговым автомобилем. После оперативного задержания оказалось, что у водителя не было прав, а за время погони он собрал правонарушений на пять административных протоколов. Увы, за короткую историю казахстанского каршеринга уже есть случаи, когда за руль садились не только лихачи, но и люди в состоянии алкогольного опьянения. Чем чреваты такие “покатушки”, думаю, рассказывать не нужно. Зачем люди, получившие машину в аренду, эксплуатируют ее именно таким образом - вопрос больше риторический. В первую очередь здесь играет роль чувство пониженной ответственности. Как правило, все автомобили застрахованы, и в случае ДТП возмещение ущерба ложится на водителя лишь в размере 100 или 200 тысяч тенге, все остальные выплаты производит страховая компания. Да и в любом случае человек, честно заработавший на свой (!) автомобиль, будет относиться к нему предельно бережно. Другое дело, если “тачка” стала “твоей” всего на полчаса, почему бы не выжать из нее все соки и не раскрутить стрелку таксометра до красной зоны... В России есть и более серьезные истории, которые заставляют серьезно задуматься. Например, случаи попыток разбойного нападения на клиентов каршеринга. Схемы старые, только немного модернизированные: бандиты оставляют машину в полностью темном дворе - там, где нет ни людей, ни освещения. Сами при этом прячутся на заднем сиденье автомобиля. Клиент разблокирует машину, садится за руль, и тут к его горлу приставляют нож либо перебрасывают через горло веревку. В такой ситуации вряд ли кто-то будет думать о сохранности кошелька и каких-либо ценностей... Еще можно встретить вариант “подставы” для ДТП, когда каршеринговый автомобиль подпирают со всех сторон, чтобы он не мог выехать, не зацепив другую машину. И при первом же касании соседних авто (а порой даже без контакта как такового) срабатывает сигнализация, следом появляются молодчики, которые навязывают водителю ремонт на кругленькую сумму. Здесь, конечно, все зависит от того, как человек поведет себя в стрессовой ситуации. Если поверит в “развод”, то заплатит. Однако правильнее всего сразу вызывать полицию. Мошенники точно не дождутся приезда наряда и исчезнут так же быстро, как появились. И здесь напрашивается справедливый вопрос: как можно грубо преступать черту закона, если говорить о разбое, ведь для того, чтобы арендовать автомобиль, нужно предоставить все личные данные? Кто пойдет на такую глупость? Глупцы или мудрецы - судите сами. Конечно, ни один бандит личные документы “светить” не будет. Для реализации плана есть ряд решений. Одно из них - купить аккаунт в сети для пользования каршерингом. Эта практика широко развита в России, однако там же можно купить аккаунты и для казахстанского рынка каршеринга. В таком разрезе неважно, идет ли речь о бандите, который планирует грабеж, или о юном водителе, который провалил в автошколе экзамен, но при этом желание управлять автомобилем у него осталось. Покупка аккаунта - ключ к решению поставленной задачи, и именно это больше всего настораживает. На арендованной машине, пьяный, без прав (поскольку никогда их не получал), еще и под чужим аккаунтом, который никак не связывает водителя с автомобилем, - коктейль, влекущий за собой страшные аварии. Все эти “болячки” каршеринга давно известны, и система борется с ними, но пока безуспешно. Быть может, условия слишком клиентоориентированные? А если попробовать ужесточить их? Например, можно запретить пользоваться каршерингом злостным нарушителям и тем, кто был лишен водительских прав. К слову, российские полицейские еще в прошлом году предложили создать единую базу данных злостных нарушителей и предоставить операторам каршеринга эти данные для проверки будущих клиентов. Также были предложения ввести обязательную систему визуальной идентификации лиц пользователей, чтобы их можно было сопоставлять с теми данными, которые закреплены за конкретным аккаунтом. Но все они так и остались на уровне предложений и идей. Когда речь идет о таких мегаполисах, как, допустим, Москва, то, возможно, компаниям, предлагающим сервис, невыгодно избавляться от водителей с “серой” репутацией. Ведь даже с учетом того, что аккаунты создают виртуальные, деньги с этих счетов поступают очень даже реальные. И в числе таких водителей не только дебоширы, но и вполне вменяемые люди, по каким-то причинам вынужденные обратиться к покупке готового аккаунта вместо регистрации личного. В заключение добавим еще одну ноту - о платных парковках, каршеринге и благих намерениях. Платные парковки ввели для того, чтобы освободить центр от частного автотранспорта. Каршеринг как будто тоже позволяет оставлять свой автомобиль где-то на периферии. Но что в итоге? Для примера возьмем опять-же Москву, поскольку именно оттуда, почти в буквальном смысле, пришли “Алматы паркинг” и каршеринг. По динамике развития в этом сегменте мы отстаем по меньшей мере на четыре года, поскольку первые каршеринговые авто в России появились в 2012-м, а динамичной рост пришелся на 2015 год. Так вот, сегодня в центре Москвы все также негде припарковаться, единственное отличие, что все обочины забиты не частным, а каршеринговым транспортом. Это наглядная картина перенасыщения рынка автомобилями, которые могут находиться на платной стоянке бесплатно. В итоге, борясь за город без пробок, москвичи пришли все к тем же заторам, эти инструменты работают только в одну сторону - пополняя карман владельцев “прибордюрного” бизнеса. Повторит Алматы и этот опыт или казахстанские чиновники и бизнесмены все-таки сделают выводы заблаговременно - покажет ближайшее будущее. |