|
Юлиана Жихорь, Константин Маскаев
Если сравнивать объем госпомощи экономике и финансовой системе, то в Казахстане этот уровень очень высокий (речь идет не о количестве миллиардов, а об их соотношении с ВВП). Но это вполне оправданные вливания. Благодаря экстренным мерам правительства и ФУР “Казына”, а впоследствии и ФНБ “Самрук-Казына”, Казахстан избежал участи далеко не бедной страны Ирландии, которая несколько месяцев назад объявила себя банкротом. Ни один отечественный банк, несмотря на большой объем внешних заимствований, не разорился. Объем депозитов банков второго уровня за последний год не уменьшился. Бизнес, хоть и с меньшими темпами, но продолжает свое развитие.
Опять же, если проводить сравнения с эффективностью схем оказания поддержки экономике через вливания в финансовый сектор с главным “зачинщиком” кризиса - США, то мы оказались в выигрыше. Так что не исключено, что при продолжении такой политики правительства могут сбыться предсказания МВФ. И Казахстан уже в следующем году первым из стран региона начнет возвращать себе докризисные позиции. Главное - пережить год нынешний. Что опять же, по версии МВФ, при текущем подходе нашей стране удастся, сохранив финансовое лицо
За последние полтора года в финансовую систему страны со стороны государства влились миллиарды долларов. Быть может, такие ранние отголоски начинавшегося мирового экономического кризиса сыграли стране на пользу. Ведь выделенные государством средства хоть и не оседали на счетах банков, а перенаправлялись на кредитование экономики, помогли удержать на плаву и тех и других.
11 октября 2007 года Нурсултан Назарбаев поручил правительству изыскать четыре миллиарда долларов на поддержку банков, которые затронул кризис ликвидности. Тогда же было дано поручение через Фонд устойчивого развития “Казына”, распределить средства прежде всего по тем банкам, которые кредитовали долевое строительство жилья, индустриальные проекты и проекты малого бизнеса.
Правительство экстренно деньги нашло (причем даже больше порученного). И уже в ноябре средства направились по назначению.
На языке правительства это называлось “реализацией первоочередных мер по обеспечению стабильности социально-экономического развития страны”. Однако фактически удержало на плаву банки - ведь из ФУР “Казына” средства поступали в БВУ, которые, сняв свою маржу (“Казына” “заимствовала” БВУ средства под 12 процентов годовых, банки раздавали кредиты под 16-18 процентов), направляли деньги на кредитование реального сектора. То есть банки, с одной стороны, обеспечили безостановочные вливания в экономику, с другой - попутно улучшали собственное положение дополнительными процентами.
В первые месяцы прошлого года на рынке кредитования еще наблюдалось затишье (в правительстве признавались в тяжести системы распределения средств - сложно отбирались проекты и конкретные стройкомпании для помощи), в результате чего все стройки страны превратились в хай-тек-надгробия былой экономической мощи Казахстана. Но со временем заработали и краны, и МСБ смог поднять голову, и индустриальные проекты увидели “свет в окне”. А потому ручеек госпомощи не прекратился, а преобразовался в мощнейший поток.
|
Тает или прорастает? |
Первой ласточкой стало снижение минимальных резервных требований. Кстати, Нацбанк несколько раз откладывал введение запланированных на конец августа 2007 года более высоких требований и, в конце концов, снизил их на 1 процент. Это, по словам тогдашнего главы Нацбанка Анвара Сайденова, дало возможность привлечь в банки еще 300 миллионов долларов.
В 2008 году Нацбанк понижал резервные требования дважды: в конце июня они были понижены до 5 с 6 процентов по внутренним и до 7 с 8 процентов по внешним обязательствам, а с 18 ноября - до 2 процентов по внутренним обязательствам, до 3 процентов - по внешним. Одновременно с этим еще с осени 2007 года проводился ряд мер по поддержке финсектора. С августа 2007 года Нацбанк начал проводить операции рефинансирования, то есть кредитовал банки путем проведения операций репо и своп, краткосрочных займов под остатки денег на корсчетах в Нацбанке. Это короткие операции, средства предоставляются на семь дней по ставке рефинансирования. Но их объем только с августа по декабрь 2007 года составил 40 миллиардов долларов, а за 8 месяцев прошлого года - еще 20 миллиардов. Как сообщил Сайденов, “если грубо оценивать, то это высвободило еще три миллиарда долларов”.
Итого в период с осени 2007 года до момента принятия антикризисной программы в ноябре 2008 года в банки поступило более 7,3 миллиарда долларов.
В Плане совместных действий правительства, Нацбанка и АФН по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы, принятом в ноябре 2008 года и именуемом антикризисной программой, в банки решено “закачать” еще 4 миллиарда - по одному в каждый из 4 обозначенных правительством системообразующих банков: Альянс, Халык, БТА и Казкоммерц. На деле вышло немного иначе. Халык и Казком все же получили по своему миллиарду, а два других оказались выкупленными государством.
В случае с БТА выяснилось, что банк, терпеливо реализуя государственные средства, тем временем активно “сливал” свои собственные. В результате БТА оказался практически без собственной ликвидности: он не смог выполнить нескольких платежных поручений своих клиентов, что, по словам главы АФН Елены Бахмутовой, “может рассматриваться как признаки неплатежеспособности банка”.
Учитывая, что эта тенденция в политике БТА наблюдалась весь 2008 год, правительством в срочном порядке был разработан и принят закон “О финансовой устойчивости”, который лишил частных банкиров права отказать государству и не продавать ему акции банка, если они сами не в состоянии поднять его ликвидность. Это стало спасением для многих рядовых вкладчиков БТА - государство выкупило неблагонадежный банк.
Государство, поддерживая банки, использует их как посредника для решения главной задачи - кредитования несырьевого сектора экономики, в том числе малого и среднего бизнеса. Но государство в случае чего и спросит с банков: им придется реализовывать действительно прозрачные рыночные схемы, без чего эффективные вливания средств в экономику будут невозможны. Для рядового потребителя будет означать, что вхождение государства в системообразующие банки страны, во-первых, предостережет последние от нецелевого использования средств, во-вторых (и это главное), будет страховать финансовую систему в государстве от цепных реакций, способных привести к краху.
Известно, что через БТА Банк будет осуществляться финансирование строительства в Алматы и Астане. Поступивший в управление государством Альянс Банк займется финансированием сельского хозяйства.
В целом в рамках данной антикризисной программы на меры по стабилизации экономики предполагается направить средства в объеме 2,172 триллиона тенге (что составляет порядка 20 процентов ВВП страны). Из них из средств Национального фонда - 1,2 триллиона тенге, Национального банка - 350 миллиардов тенге, за счет снижения налоговой нагрузки в рамках нового Налогового кодекса предполагается высвободить для бизнеса 500 миллиардов тенге, создания Фонда стрессовых активов - 122 миллиарда.
То есть исключительно на поддержку финансового сектора будет направлено порядка 1 триллиона тенге, или около 8 миллиардов долларов. Вкупе с ранее закаченными в банки средствами общая сумма госпомощи составляет свыше 15 миллиардов долларов менее чем за 1,5 года. (По курсу доллара до девальвации.) Осуществляться данный план будет через учрежденный правительством Фонд национального благосостояния “Самрук-Казына”, уставный капитал которого на 1 января составил около 3,5 триллиона тенге, или 29 миллиардов долларов.
Как сообщил председатель правления фонда Кайрат Келимбетов: “Фактически фонд сконцентрировал вокруг себя до 40 процентов ВВП страны”.
Вместе с тем К.Келимбетов сообщил, что “в ходе рассмотрения бюджетов дочерних компаний на 2009 год фондом “Самрук-Казына” существенно сокращены расходы по сравнению с планом 2008 года. Условная экономия составила около 170 миллиардов тенге.
Также для стабилизации финансовой системы страны создается Фонд стрессовых активов (ФСА). Его деятельность будет направлена на улучшение качества кредитных портфелей отечественных банков. Основным механизмом реализации данной цели станет выкуп сомнительных активов банков (в частности, ипотечных кредитов) и последующее управление ими. Безусловно, выкуп займов у банков позволит оздоровить их финансы. Оживит ли ситуацию на рынке недвижимости? Время покажет. Но ФСА можно также рассматривать как деньги, которыми государство должно перекрыть ипотечные проблемы дольщиков. Когда же ситуация нормализуется, те, кого спас ФСА, будут обязаны погасить долг перед государством.
Наконец, правительство и ФНБ “Самрук-Казына” собираются дать работу пенсионным активам. Причем - в области приоритетных инвестиционных проектов. А также обеспечат выпуск созданным ФСА долговых ценных бумаг с инвестиционным рейтингом. По замыслу правительства это поможет привлечь дополнительные средства на реализацию приоритетных проектов, предназначенных для дальнейшего развития экономики. И даст возможность пенсионным фондам вкладывать свои активы в реальные проекты. Пенсионные фонды смогут гарантированно рассчитывать на реальную прибыль, которая не будет зависеть от капризов фондового рынка. “Ожидается, что общий размер облигационной программы, деноминируемой в тенге, будет составлять 4 миллиарда долларов. И мы ожидаем размещения первого транша облигаций в марте следующего года”, - заявил Кайрат Келимбетов. Планируется, что средний срок обращения данных облигаций составит 15 лет, доходность - 8,4 процента годовых. |