ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Ледовая крепость Русского Севера Исследования

Константин Кочевников
Проблемы с использованием территорий полярного пояса в силу понятных причин испытывают все страны, чьи границы лежат за полярным кругом: сезонный характер, строительство, эксплуатация дорог, машин, предприятий и организация быта в особо сложных условиях. Наконец, использование шельфовых вод и недр требует колоссальных материальных затрат и, что немаловажно, опыта и технологий. Особое место в развитии Арктики занимает Россия

Нужно сказать, что с петровских времен со всеми этими трудностями российским полярникам приходилось справляться. Затем, с начала ХХ века и особенно в советское время, партия и правительство ставили весьма амбициозные и трудновыполнимые задачи, с которыми советскому народу как-то удавалось справляться. Помимо аборигенных народов, занимающихся традиционными промыслами, к которым относятся скотоводство, рыболовство и связанные с ними занятия по переработке, Крайний Север использовали военные, геологи, климатологи, биологи и другие исследователи. Другие продирались сквозь льды северных морей, чтобы проложить путь для судов торгового флота. И сегодня ни у кого не вызывает сомнений факт, что прежде СССР, а сейчас Россия дальше всех остальных стран планеты продвинулась в вопросах использования северных территорий как для обороны, так и для экономики.

 


Первая среди
равных
Сегодня руководство Российской Федерации ставит не менее амбициозные, чем прежде, задачи, для реализации которых у страны достаточно сил. Традиционно не хватает только времени, поскольку и другие тяжеловесы Северного полушария (один только Китай чего стоит!) все решительнее заявляют о своих претензиях на этот весьма лакомый кусок. Также географически северные воды и территории принадлежат Дании, Исландии, Канаде, Норвегии и США.
Сегодня в России не только предполагают, но и активно внедряют программу снятия ограничений в инерционном развитии, чтобы реализовать максимально обширный конкурентный потенциал промышленных отраслей севера. Из того, что известно - это и сельское хозяйство, и промысел рыбы, и переработка на месте, и лесная промышленность. В то же время руководство России намерено поддержать все эти отрасли с помощью развития электроэнергетической и транспортной сфер.
Главной проблемой развития Севера называют даже не холод или труднодоступность, а отсутствие точных статистических данных о социально-экономическом положении соответствующих регионов. При этом немалая часть промышленного производства находится именно в этих регионах. Можно сказать, что районы Севера наряду с Уралом, Западной Сибирью и промышленными регионами европейской части страны являются одними из стратегически важных территорий государства.
Границы России с северной части не только обеспечивают защиту территорий, они так же играют значительную роль в транспортной системе. Здесь пролегает Северный морской путь, который при рациональном использовании может стать и одним из инструментов развития, и транзитным водным маршрутом, который в Китае, например, называют “Ледовым Шелковым путем”. Но этот путь выгоден не только китайцам. Это короткий путь для товаров в Европу от поставщиков с дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.
Не следует также забывать, что значительную часть потребляемых и экспортируемых сырьевых и энергетических ресурсов также добывают на северных территориях. Кроме того, они практически не имеют альтернативы.
Отдельной федеральной административно-территориальной единицей в России выделили Северный экономический район, в состав которого вошли Мурманская, Архангельская и Вологодская области, Ненецкий автономный округ, Республики Карелия и Коми. Сегодня этот район занимает, пожалуй, наиболее выгодное экономико-географическое положение по отношению к индустриально развитым районам страны, районам нового освоения Азиатского Севера и зарубежным торговым партнерам. Помимо исторически сформировавшейся транспортной сети есть крупный незамерзающий Мурманский порт, а также шельфовая зона в западной части Кольского полуострова. Это способствует формированию в районе морского хозяйства - судоходства, производств по добыче и переработке морских ресурсов, развитию крупных промышленно-транспортных узлов, расширению внешнеэкономических и научно-технических связей с зарубежными странами.
К отраслям рыночной специализации Северного экономического района следует отнести лесную, горно-химическую, топливную промышленность, черную и цветную металлургию, рыбную промышленность и машиностроение. Производственный и технический потенциал района позволяет отнести его к числу индустриально развитых регионов. Например, здесь производят 70 процентов фосфатного сырья, более 45 процентов целлюлозы, 40 процентов бумаги, более пятой части картона, почти треть древесно-волоконных плит, деловой древесины и фанеры всей названной продукции в России. Здесь же добывают 20 процентов рыбы и морепродуктов и 15 процентов угля. Также район - крупный производитель железной руды, чугуна, стали, азотных и фосфатных удобрений и значительной части оборудования для целлюлозно-бумажной и лесной промышленности.
Как и везде на Севере, развитие хозяйства сдерживают лишь экстремальные природно-климатические условия, слабая транспортная освоенность и заселенность территории. Социальная инфраструктура - также не те коврижки, за которыми стремится отправиться народ с территорий умеренных и южных широт. Но сезонные и вахтовые условия с весьма привлекательным уровнем оплаты труда и трансферта тем не менее приводят на Север и мозги, и рабочие руки.
Природно-ресурсный потенциал района велик, разнообразен и, вероятнее всего, не до конца осознаваем и разведан. Минерально-сырьевые ресурсы представлены запасами каменного угля, нефти, природного газа (около 38 процентов прогнозных запасов топливно-энергетических ресурсов европейской части страны), торфа, гидроэнергетическими ресурсами. Весьма велики запасы алюминиевого, титанового сырья, апатитов, а также железных руд и цветных металлов. Выявлены и крупнейшие запасы алмазов. Водные и земельные ресурсы настолько велики, что и сейчас их можно считать избыточными. И в этом контексте можно сказать, что на своем Севере Россия обладает немалой частью запасов, которые будут востребованы населением планеты уже в XXI веке. И пока для этого даже не нужно уходить далеко от берегов и углубляться в недра морского дна! Большое количество нефтегазовых месторождений расположено в континентальной области Ненецкого автономного округа, на острове Колгуев, в шельфовой зоне Баренцева и Карского морей вплоть до северных оконечностей Новой Земли.
На северо-востоке расположился Печорский угольный бассейн. В административном отношении он принадлежит Республике Коми и Ненецкому автономному округу Архангельской области. Общая площадь бассейна - 100 тысяч квадратных километров. Балансовые запасы углей - 210 миллиардов тонн. И это высококачественные угли с теплотворной способностью 4-7,6 тысячи килокалорий. Около половины запасов приходится на ценнейшие коксующиеся угли. В районе выявили и запасы горючих сланцев, которые оценивают в 56 миллиардов тонн.
Балансовые запасы железных руд региона - 3,4 миллиарда тонн. Это составляет всего около пяти процентов запасов Российской Федерации. Но среднее содержание железа в местных рудах 25-32 процента. Руды хорошо обогащают, они почти не имеют вредных примесей, что позволяет получать металл особо высокого качества, используемый в машиностроении, авиастроении, приборостроении, медицине.
В Мурманской области обнаружили месторождения медно-никелевых руд. И хотя эти руды сравнительно бедны никелем, но содержат медь, кобальт, селен и благородные металлы, что можно воспринимать как весьма убедительную компенсирующую особенность.
Общие запасы апатитосодержащих руд превышают 10 миллиардов тонн. Сырье редких металлов сосредоточено в основном в районе Кольского полуострова. Месторождения тантала, ниобия, лития, цезия, циркония, стронция. Титаносодержащее сырье разведали в Мурманской области и Республике Коми.
Вообще минерально-сырьевая база региона характеризуется высокой степенью геолого-географической изученности территории, компактным размещением важнейших видов минерального сырья, дающим возможность многоотраслевой специализации, долговременной обеспеченностью разведанными запасами действующих и проектируемых предприятий.
Неметаллорудное сырье представлено крупными запасами высококачественной слюды (мусковита, вермикулита и флогопита), полевого шпата, высокоуглеродных шунгитов. Часть этих ископаемых используют в том числе в электронной промышленности, производстве полупроводниковых компонентов.
Во всех областях Северного экономического района разведаны месторождения известняков, доломитов, кирпично-черепичных и керамзитовых глин, валунно-гранитно-песчаных материалов и песков, облицовочного, строительного камня и других строительных материалов. То есть район оказался обеспечен всеми видами минеральных строительных материалов.

 


Cколько хочешь
самоцветов
Всего в 90 километрах к северу от Архангельска разведали и подготовили для открытой разработки до глубины 460 метров крупные месторождения алмазов. Выявленные месторождения включают пять алмазных кимберлитовых трубок. Кимберлитовые породы месторождений отличаются низким и средним уровнями алмазоносносности. Но наличествуют и крупные алмазы. Месторождение характеризуют как сложное по гидрогеологическим условиям добычи.
Наконец, этот северный район относят к основным лесопокрытым регионам страны. Преобладают ценные хвойные породы, доля которых составляет 81 процент. Площадь лесов - больше 75 миллионов гектаров. В пересчете на древесину это составит 7,4 миллиарда кубометров, в том числе спелых и перестойных насаждений 4,9 миллиарда кубометров.
К недостаткам использования лесных ресурсов относят значительные потери древесного сырья при заготовке, транспортировании и переработке и низкие темпы восстановления, слабое использование лиственной древесины, недостаточно развитую сеть дорог, невысокий уровень развития и внедрения современных технологий для более рационального использования древесины. Но над этими проблемными вопросами работают.
Ведущими и наиболее динамично развивающимися отраслями промышленности района стали машиностроение и металлообработка. Здесь выпускают технику и оборудование для лесного и горно-металлургического комплексов, подшипники, измерительные приборы, продукцию станкостроения и радиоэлектроники, строительную и дорожную технику.
Ведущее место в производстве занимает судостроение, специализирующееся на постройке морских судов и ориентированное на потребности пароходства бассейна Северного Ледовитого океана, а также военно-морских флотов России и других стран. Есть крупные судостроительные и судоремонтные мощности в ряде городов.
Специализация машиностроения еще не в полной мере соответствует региональным потребностям в его продукции. Некоторые виды машиностроительной продукции направляют в другие регионы, тогда как многочисленные необходимые региону машины и оборудование, в том числе для ведущих отраслей, завозят из европейских районов и с Урала.
Район относится к наиболее водообеспеченным регионам страны. На него приходится 34 процента водных ресурсов России. Хозяйство района ориентируется на рыбные богатства Северного Ледовитого и Атлантического океанов, а также на рекреационные ресурсы. В перспективе приоритетным для развития экономики станет рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды, так как добыча и переработка полезных ископаемых оказали неблагоприятное влияние на окружающую среду.
Рыбная промышленность является отраслью специализации в составе агропромышленного комплекса. Свыше 78 процентов рыбной продукции региона экспортируют в другие районы страны, в том числе за рубеж. Главные центры рыбной промышленности - Мурманск и Архангельск - специализируются на океаническом лове. В Беломорске создали крупный рыбокомбинат, технологии которого позволяют сохранить товарный вид, состояние рыбы и продукции из нее. В районе есть и старейшие рыбные и рыбоконсервные заводы. Правда, в последнее время специалисты отмечают сокращение улова и ухудшение видового состава. Это намечает тенденцию к более глубокой переработке рыбы, а также к организации нерестово-вырастных хозяйств и рыбопромышленных ферм. Важнейшим направлением остаются рациональное использование сырьевой базы Баренцева и Белого морей, а также внутренних водоемов, развитие промысла во вновь осваиваемых районах улова.
Электро- и теплоэнергетика развивается за счет крупных тепловых электростанций, гидроэлектростанций, Кольской АЭС и многочисленных мелких электростанций. Вектор развития электроэнергетики нацелен на сооружение своих новых ТЭЦ и ГРЭС, расширение и модернизацию ряда действующих электростанций. Изучают и возможность строительства приливных электростанций.
Численность населения района составляет 4,7 миллиона человек, или 3,3 процента всего населения Российской Федерации (самый незаселенный район России). В городах проживают 78,8 процента населения района. Плотность населения невелика и составляет пять человек на один квадратный километр, что в два раза ниже соответствующего показателя по Российской Федерации.

 


Транспорт
и экономические
связи
Транспортная система Северного экономического района включает все виды современного транспорта. Основные перевозки осуществляют тремя видами транспорта - железнодорожным, морским и речным. На их долю приходится основная часть грузооборота. В последние годы все большее развитие получает трубопроводный транспорт.
Основу транспортной сети, связывающей район со всеми регионами страны, составляет железнодорожный транспорт, который состоит из трех больших крупных магистралей. Внутренними естественными путями через систему каналов обеспечивают перевозку грузов, топлива, машин, стройматериалов. Морской транспорт играет важную роль в обеспечении межрайонных и внешнеэкономических связей страны. По морям, омывающим территорию района, проходит Северный морской путь, по которому осуществляют перевозку грузов вдоль Арктического побережья. Этой трассой из Норильска в Мурманск доставляют сырье для перерабатывающих предприятий района, на запад вывозят главным образом экспортируемый лес. Незамерзающий порт Мурманск также является и крупнейшей рыбной базой страны, обойдя по этому параметру тоже немалые порты Дальнего Востока и Камчатки.

Север России - наиболее обширная и растянутая вдоль параллелей территория, принадлежащая одной стране. Несмотря на то, что Северный Ледовитый океан - наименьший по площади и глубине океан Земли, шесть его морей из десяти омывают берега России. Это Белое, Баренцево и Карское моря, море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря. К территориям же Севера в России относят Республики Карелию, Коми, Якутию и Тывуа, Камчатский край, Сахалинскую, Магаданскую, Мурманскую и Архангельскую области; Ханты-Мансийский, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа. К северным территориям также относятся и части отдельных регионов.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение