|
Марта Рогова Moody’s снизило базовую оценку кредитоспособности Нур-Султана с baa3 до ba1. Если говорить простыми словами, то рост долгов города и проблемы с финансированием мегапроекта по строительству легкорельсового метро весьма серьезно подкосили доверие инвесторов к финансовым возможностям столицы
Инвесторы - люди скептические. Доверять рекламным проектам любых властей (от предпринимательских до политических) они не настроены, так как уже давно привыкли верить независимым, сторонним оценкам. А на выставлении таковых специализируются крупнейшие в мире международные кредитные агентства. Moody’s, как раз и являющийся одним из них, решил, что власти города плохо справляются с развитием экономики города. “Чистый прямой и косвенный долг города увеличился до 65 процентов от операционной выручки в 2018 году по сравнению с 34 процентами в 2015-м в результате выпусков облигаций, необходимых для финансирования капитальных расходов. Кроме того, недавно выявленные финансовые трудности в “Астана LRT” усиливают давление на кредитоспособность города”, - считают в организации. По сути, скатывание на три пункта в кредитном рейтинге означает, что инвесторам стоит несколько раз подумать, прежде чем решить: давать в долг городу или все же не стоит. Поскольку риски возвратности этих средств становятся все больше. Здесь играют против Нур-Султана несколько факторов. Первый - проблемы с финансированием капитальных расходов, на которое город занимает деньги. То есть собственной доходной части недостаточно для реализации планов по развитию города, и акимат все больше залезает в долги. Второй, как уже было сказано, - проблемы с “Астана LRT”. Проект, несмотря на то, что решение о его реализации принималось на уровне правительства РК и КНР, юридически “висит” на городе. Равно как и вопрос его финансирования. Если раньше речь шла о займе у китайского банка (под гарантию правительства), то теперь власти планируют изыскивать ликвидность через выпуск облигаций муниципальной компании (“Астана LTR”), реализующей проект. То есть, по сути, под гарантию города, увеличивая тем самым и без того уже раздутый долговой портфель. Эти риски и отразили Moody’s в своем рейтинге. Озвучивая все более критически настроенные оценки о вероятности своевременной выплаты взятых финансовых обязательств. В переводе на язык денег это означает, что если теперь город захочет привлечь какие-то финансовые ресурсы на внешних рынках (облигации, займы), то, вероятнее всего, деньги для города хоть и будут выдавать, но по гораздо большей стоимости. Ba1 - это, конечно, не мусорная корзина, но степень надежности городских облигаций или облигаций, выпускаемых городскими компаниями, ставится под вопрос. Это не радует, особенно в канун выпуска облигаций по проекту ЛРТ. Хотя, собственно, городские власти это особо и не печалит. Потому как “политическим решением” они уже договорились, кто выкупит облигации. Например, Халык банк, которому предложили бумаги на 500 миллионов (правда, банк еще не принял окончательного решения, но почему-то сомнений в том, что он таки их купит, не возникает). Еще 100 миллионов - холдинг “Байтерек”. В общем, покупатели нашлись (или еще найдутся) на местном рынке. Хотя изначально предполагалось, что зайдут сторонние внешние инвесторы через продажу облигаций на площадке МФЦА. Но в Moody’s признают, что Нур-Султан необходимо рассматривать не как индивидуального игрока, а как “проект правительства”. А к правительству у агентства доверие возрастает. “Высокая согласованность” финансов города с финансами правительства, а также его стратегическое значение в национальном контексте”, как заявили в агентстве, “свидетельствует о расширении возможностей по оказанию помощи Нур-Султану в обеспечении его быстро растущего населения за счет бюджетных трансфертов”. В общем, сигнал рынку таков: хотите кредитовать город - рекомендуем давать деньги под “надбавку за риск”. Но, в принципе, можно давать под маленькие деньги под гарантии правительства. Вот такая интересная рейтиговая арифметика.
Нур-Султан |