|
Ирина Гайкалова
В перспективе республика может остаться без врачей-педиатров. Такой вывод вытекает из простого анализа ситуации: студенты-медики не захотят учиться 9 лет, как это предполагают новые правила. Программа развития здравоохранения поставила под угрозу исчезновения детских врачей
О том, что у нас, возможно, вовсе перестанут учить на педиатров, известно с 2005 года. Именно тогда - при министре здравоохранения Досаеве - была принята программа развития здравоохранения, рассчитанная до 2010 года. Конечный срок ее внедрения уже близок и, по сути, пора закрывать факультеты, которые до сих пор готовили педиатров. В чем же суть изменений, которые внедрила команда Досаева?
По программе, сначала будущим врачам предстоит учиться шесть лет на лечебных факультетах и только потом в течение еще трех лет прослушать курс лекций по педиатрии. Дело в том, что инициаторы этих реформ предполагали, что врачами-педиатрами станут терапевты - врачи для взрослых людей, но под другим названием: “семейные доктора”. Как известно, семейную медицину внедряют давно, и пока не очень-то успешно. И такой радикальный подход должен изменить ситуацию в пользу терапевтов, потому как считается, что терапевт может лечить и взрослых, и детей. Однако многие специалисты сегодня выступают против такого подхода. По мнению врачей, терапевт довольно далек по знаниям нюансов детского организма от педиатра. Да и в целом такой подход может искоренить педиатрию как науку - зачем и кому она будет нужна?
Специалисты не раз выступали в СМИ с критикой этой реформы, но пока, к сожалению, их голос так и не был услышан. На недавно состоявшейся конференции в Национальном центре проблем формирования здорового образа жизни эта проблема тоже звучала. Директор Научного центра педиатрии и детской хирургии Сауле Диканбаева с горечью заметила, что принятая концепция не даст развиваться педиатрии, не даст возможности взрастить новых специалистов: “О каком развитии педиатрической службы можно говорить, если сейчас стоит вопрос о закрытии педиатрических факультетов?”
Педиатрические факультеты пока не закрыты, но кто пойдет на них учиться, если время учебы продлилось до 9 лет. Получается, что терапевтом можно стать уже после шести лет, а вот педиатром изволь учиться еще три. В условиях, когда врачи-педиатры в государственных поликлиниках получают мизерную заработную плату, которая едва достигает 20 тысяч тенге, - и то за особые заслуги - мучиться еще три года студенты вряд ли захотят. Можно, конечно, пойти работать в частную клинику, где заработок значительно больше, но туда вряд ли возьмут неопытного молодого специалиста. Везде нужен опыт и квалификация, которые зарабатываются чаще всего в государственных организациях. А если уже создана семья, и нужно зарабатывать на хлеб насущный, тогда вопрос выбора и вовсе отпадает. В условиях невостребованности факультеты педиатрии закроются сами собой и без специальных усилий реформаторов. Неужели таким образом будут решены проблемы охраны здоровья детей?
Мы спросили мнение рядовых врачей-педиатров о текущей реформе. Их мнения не сильно различаются. По словам врача-педиатра Натальи Максимовой, суждение о том, что семейным врачом может быть любой терапевт, прослушавший короткий курс педиатрии, глубоко ошибочно. “Педиатру нужна постоянная практика, специальные глубокие знания, систематическое повышение знаний и квалификации. Будет ли этим заниматься семейный доктор, который должен лечить еще и взрослых пациентов, и совершенствовать свои знания в этой сфере? Очень сомнительно. Конечно, если мы хотим получить низкоквалифицированных докторов - “мастеров на все руки”, - тогда педиатрические факультеты надо закрывать немедленно и не вести все эти дискуссии. Я, например, как педиатр, никогда не берусь осматривать и ставить диагнозы взрослым людям. Потому что прекрасно понимаю, что могу что-нибудь пропустить, не так интерпретировать - у меня совершенно другой опыт общения с малыми детьми. Но ведь этим и отличается специалист с большой буквы, который не стремится объять необъятное, но зато хорошо знает свой “узкий” предмет”. Врач напоминает и о том, что не надо забывать о таком тонком моменте, как призвание работать именно с детьми. Ведь часто педиатрами становятся по зову души, испытывая внутреннюю потребность лечить именно детей, а не взрослых. И это тоже важно - к детям нужен особый подход.
Есть и такое мнение. Если уж реформа неизбежна, то тогда обучение педиатров надо начинать не после шестого курса, а значительно раньше - с третьего или четвертого курса. Тогда свой выбор студенты будут делать значительно легче и педиатрия не будет забыта. Семейных докторов тоже надо готовить, ведь для села такие специалисты просто необходимы. Но выбор должен оставаться всегда.
Сейчас, по некоторым данным, в медицинских вузах учатся последние группы педиатров. Дефицит этих специалистов только увеличивается: в Алматы, к примеру, не хватает около 400 педиатров. Получается, что и семейных докторов никто не подготовил, чтобы покрыть дефицит и педиатров вскоре перестанут учить.
Кстати, в России тоже пытались провести подобную реформу. Но голос возмущенной медицинской общественности был вовремя услышан, и инициатива не прошла. Услышит ли кто-нибудь наших врачей? |