|
Ярослава Науменко
На прошлой неделе правительством была озвучена информация о том, что в республике вскоре начнется реализация программы модернизации отечественных НПЗ. Как сообщил министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев, она будет стоить 3 миллиарда долларов и через семь лет позволит увеличить объемы переработки на 2,5 миллиона тонн нефти в год. То есть будет решен вопрос дефицита высокооктанового бензина и приемлемой цены на авиакеросин. Однако, как выразился бы в такой ситуации герой Гайдая: “Меня терзают смутные сомнения”. Эксперты задаются вопросом: не проще ли на эту сумму возвести новый завод мощностью, скажем, 9 миллионов тонн...
Почти по 3 миллиарда тенге государство выделяет на обеспечение устойчивости финансового сектора и стабилизацию рынка недвижимости. То есть деньги на модернизацию нашим заводам дают немалые. Нашим НПЗ по 20-30 лет, оборудование давно и безвозвратно устарело, износ основных фондов достигает 80 процентов. Модернизировать их следовало еще лет 10 назад.
Траты, стоит отметить, обоснованы - топливная составляющая является важным пунктом безопасности страны, а сейчас до 50 процентов бензина мы экспортируем из России (особенно это касается севера Казахстана). Отсюда и нездоровые настроения на рынке: то и дело звучат обвинения в ценовом сговоре, как-никак нефть подешевела в 4 раза, чего не скажешь о бензине.
В Казахстане сегодня работают три НПЗ - Павлодарский нефтехимический завод с проектной мощностью 7,5 миллиона тонн в год (перерабатывает он только 4 миллиона, были периоды, когда нефть шла “тонким ручейком”), Шымкентский НПЗ (также около 7 миллионов тонн) и Атырауский НПЗ (почти 4,3 миллиона тонн нефти в год), мини-заводы в расчет не принимаем по причине незначительности их объемов.
Сколько, кому и на что будут давать средства, пока не озвучивается, подробности будут проработаны.
По мнению
доктора экономических наук, главного научного сотрудника Института экономики РК Олега Егорова, миллиард долларов для завода - это не так уж и много, одна приличная установка.
“Если говорить о Шымкентском НПЗ, то он требует кардинальной реконструкции, там нет соответствующих установок, и глубина переработки нефти составляет от силы 50 процентов. Новый проект позволит “выжать” из мазута еще 20-30 процентов топлива (плюс тяжелый битумный остаток), но о высоком качестве и конкурентоспособности такого бензина здесь говорить не стоит”.
Еще до кризиса “КазМунайГаз” планировал вложиться в строительство нефтеперерабатывающих предприятий в турецком порту Джейхан и грузинском Батуми. Мощность каждого НПЗ должна была составлять 15 миллионов тонн (хотя сейчас уже не строят таких крупных объектов, более удобными и гибкими считаются производства мощностью 9-10 миллионов тонн нефти в год), цена - 5 миллиардов долларов.
“Сегодня в связи с мировым финансовым кризисом компания будет определять приоритеты - куда вкладывать финансы”, - позже заявило руководство КМГ и переориентировалось на расширение мощностей трех казахстанских НПЗ, половина акций которых принадлежит нацкомпании.
Если рассмотреть мировой опыт, то инвестиционный проект такой стоимости включает возведение нескольких предприятий: нефтеперерабатывающего завода, завода по глубокой переработке нефти и нефтехимического комплекса. Это 14-15 миллионов тонн в год бензина, пропана, авиакеросина, дизельного топлива и т.д.
По мнению Олега Егорова, новый нефтеперерабатывающий завод сегодня обойдется в 2,5-3 миллиарда долларов: “В Китае недавно был сдан подобный объект с нефтехимическим продолжением, стоил он 2,5 миллиарда и был построен всего за 2 года”. Тем более, что сейчас материалы подешевели. Понимая это, президент Нурсултан Назарбаев, находясь недавно с государственным визитом в Индии, озвучил официальное приглашение начать переговоры по строительству нефтехимического завода в Казахстане...
После модернизации все три завода смогут давать республике 18 миллионов тонн продукции (сегодня суммарно - около 13-14 миллионов). Если мы сейчас не решим вопрос топливного дефицита, то в будущем можем оказаться в положении той же Украины, которая полностью зависит от импортеров.
Однако одно интересное строительство начнется скоро в Мангыстауской области. Каспийский нефтеперерабатывающий завод возведут к 2012 году. Профинансирует его «КазМунайГаз» и китайский холдинг «CITIC group».
Как гласят пресс-релизы, мощность завода - до 1 миллиона тонн нефти в год и якобы он позволит достичь глубины переработки нефти не ниже 80 процентов.
- В Казахстане действительно открытой темой остается нехватка высокооктановых бензинов и керосина, - комментирует один из казахстанских нефтяников, пожелавший остаться неназванным. - Тем не менее мини-НПЗ - это не эффективно. Они позволяют производить только первичную переработку нефти, по сути, это кустарщина. Такие заводы производят исключительно полуфабрикат, потом идущий на экспорт в Европу или Китай, где он используется как сырье для более глубокой переработки. Куда будет идти этот бензин из Атырау? За счет логистики он будет явно дороже соседского.
И правда, никто из чиновников не пояснил – из чьей нефти будет сделана выпущенная продукция и куда она будет поставляться? Дело в том, что все сырье уже давно «пристроено» на Атырауский нефтеперерабатывающий или идет в морпорт Актау на экспорт в Европу. Что касается потенциальных потребителей, то соседняя Астраханская область и так сама является крупнейшим поставщиком нефтепродуктов, в Туркмению тоже много не продашь – там балом правит дешевый газ.
И еще. Если уже существует официальная госпрограмма модернизации НПЗ, то зачем, как говорится, множить сущности без надобности, ведь конкурентоспособная продукция европейского уровня на мини-НПЗ получена быть не может, то есть нехватку высокооктанового бензина даже десяток таких заводов не компенсируют. Постоянно ужесточающиеся требования к качеству топлива вообще заставляют многих экспертов говорить об окончании эры мелких заводов-«самоваров». Да и как нефтяной завод уживется с городом-садом, обещанным нам в Актау? “Казахстанская здравница” явно не выиграет от подобного соседства. Складывается впечатление, что начинание вскоре может пополнить ряды «пиаровских прожектов», например, как международная курортная зона Актау-Сити и по соседству – атомная электростанция в Актау... |