|
Мадина Меирманова Международные фининституты начали корректировать свои прогнозы по росту общемировой экономики и отдельных стран. Казахстан в этом ряду на фоне северного соседа выглядит весьма оптимистично. Однако степень зависимости нашей экономики от российской может оказать негативное влияние на рост казахстанского ВВП
В Азиатском банке развития повысили прогноз по росту экономики Казахстана до 2019 года. По мнению специалистов банка, до конца текущего года экономика вырастет не на 3,5 процента, как предполагали ранее, а на 3,6. Однако в целом банк ожидает понижение роста - по сравнению с прошлогодними 4,1 процента. Как говорилось в обзоре АБР в апреле текущего года, на падение повлияют снижение цен на нефть и замедление темпов роста в Китае и Российской Федерации. Для России прогноз еще более неутешительный. Вчера МВФ понизил прогноз роста российской экономики в 2019 году с 1,6 до 1,2 процента. По мнению фонда, итоги первого квартала вкупе со снижением нефтяных цен и высокой ставкой НДС на частное потребление не прибавляют оптимизма российской экономике. Более того, пока российское правительство заявляет о росте ВВП к началу года, эксперты констатируют падение относительно IV квартала прошлого года на целых 17,7 процента. А вот Казахстану МВФ, как и АБР, прогноз повысил. Правда, прогноз Международного валютного фонда повыше прогноза Азиатского банка развития - 3,8 процента. Как говорится в отчете миссии МВФ, посетившей Казахстан с 9 по 16 июля, “при отсутствии шоков рост в 2019 году составит 3,8 процента, а в следующем году будет несколько выше с учетом восстановления объемов добычи нефти. Риски в отношении прогноза связаны с ценами на сырьевые товары, а также с напряженностью в сферах геополитики и торговли, затрагивающих основных торговых партнеров”. То есть фонд оставляет большую возможность влияния на самочувствие нашей экономики как от ситуации в России (которая, как уже сказано, находится под большим давлением), так и от продолжающихся пошлинных неурядиц с Китаем. По мнению экспертов, риском продолжает быть банковский сектор, который, несмотря на все меры поддержки со стороны государства, остается “слабым, с высокой долей необслуживаемых кредитов”. “В ходе оценки качества активов может быть выявлена необходимость дополнительной капитализации; любая государственная поддержка должна предоставляться только системообразующим и жизнеспособным банкам при условии участия действующих акционеров и, по мнению сотрудников МВФ, из средств бюджета (а не НБК)”, - говорится в заявлении миссии. Что касается денежно-кредитной и курсовой политики, то, по мнению экспертов МВФ, Казахстану следует оставаться верным приверженности таргетирования инфляции и поддержанию гибкого обменного курса. “НБК следует подтвердить приверженность политике гибкого обменного курса и четко разграничить интервенции на валютном рынке в рамках реализации мер политики и операции, проводимые от имени Национального фонда (НФРК) или Пенсионного фонда (ЕНПФ), - говорится в отчете миссии. - Такие операции следует проводить в соответствии с прозрачными правилами и составлением отчетности, наряду с отчетностью по интервенциям на валовой основе, в целях снижения риска возможного их восприятия в качестве способа управления обменным курсом”. Добавляя, что “период относительной стабильности обменного курса в сочетании с изменениями в резервах НБК и укреплением российского рубля к доллару США повлиял на формирование мнения о том, что НБК устанавливает целевой обменный курс”. Еще один совет от Международного валютного фонда касается поддержания стабильности цен. По их мнению, эта сфера должна “оставаться ключевой задачей денежно-кредитной политики, особенно в условиях возрастающего давления со стороны спроса, обусловленного недавним повышением заработной платы и размеров социальных выплат”. Эксперты советуют постепенно сворачивать госпрограммы финансирования, “вносящие искажения в экономику”. “Субсидируемую поддержку кредитования малых и средних предприятий и домашних хозяйств следует предоставлять через бюджет, а не через НБК или Пенсионный фонд (ЕНПФ) и, по мнению сотрудников МВФ, сокращать”, - посоветовали эксперты миссии фонда. Что касается рекомендаций по сокращению ненефтяного дефицита бюджета (а он в этом году составляет около восьми процентов), то, по мнению экспертов, акцент следует переносить на налоговую политику “в целях повышения ненефтяных доходов и обеспечения их более справедливого распределения. В том числе возможности совершенствования применения НДС и прогрессивных налогов на доходы и имущество”. А попутно “следует приветствовать планы по проведению оценки охвата, дублирования функций и эффективности программ по расходам и их оптимизации в случае необходимости”.
Нур-Султан |