|
Ярослава Науменко
Зайти на сайт любого министерства и задать наболевший вопрос - замечательная альтернатива простаиванию в душной очереди. Качество работы государственных веб-ресурсов оценило независимое медиа-тестирование, проведенное международным центром журналистики Medianet при поддержке фонда “Сорос - Казахстан”
Из 70 выбранных случайным образом центральных ресурсов лучшим по большинству показателей стал сайт Агентства по регулированию естественных монополий (
www.regulator.kz
). На втором месте Министерство сельского хозяйства (
www.minagri.kz
), на третьем - Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета (
www.esep.kz
).
Сайты оценивались по нескольким критериям: содержание, наличие контактов пресс-службы и руководителей, архива новостей и интерактивных опросов, функции поиска по сайту, доступность важной информации и другие компоненты. По каждому критерию высший балл был 23, низший - 0.
Главными тестировщиками сайтов стали добровольцы-журналисты, потому как именно пишущая братия является первым звеном в цепочке передачи ее населению.
Как заметила директор программы “Правовая реформа” фонда “Сорос - Казахстан” Сауле Мектепбаева, основной задачей акции было выяснение того, насколько эффективно и оперативно работает система доступа к информации и в полной ли мере реализуется наше конституционное право ее получать.
- Часто на веб-сайтах не то, чтобы нужной информации нет, но и адреса-то госучреждения не найти, как и фамилии руководителя. А в ста процентах случаев, когда мы отправляли через сайт вопросы от журналистов, госорганы не соблюдали установленный законодательно срок и не отвечали в течение 3 дней. Итоги исследования подтвердили - нужен самостоятельный закон “О доступе к информации”. Подобный закон существует во многих государствах и позволяет потребителю определить, например, какую информацию он может искать на сайте, а какую ему обязаны предоставить в письменном виде.
Естественно, мониторинг подтвердил - отечественный чиновник обидчив, и его душевная организация невероятно тонка. После акции кто-то из аутсайдеров разместил ворчливые отклики, мол, по какому праву вы нас проверяете, за нами и так Агентство информатизации и связи наблюдает. Адиль Джалилов, директор Medianet пояснил:
- Когда в Астане мы презентовали предварительные итоги тестирования и нам задали этот вопрос, я ответил: “Вы для кого делаете сайты: для АИС или для потребителей информации - населения и журналистов?” Возразить было нечего, и с нами согласились: “Хорошо, дайте свои рекомендации и мы исправим недочеты”. В целом реакция была конструктивная.
Да, АИС еженедельно мониторит все сайты, другое дело, возможно, этим чиновникам важнее наличие госсимволики и вовремя вывешенное послание президента, мы же смотрели на то, что интересует население...
Мы охватили только 70 государственных сайтов, абсолютно все, естественно, отследить невозможно, ведь сейчас у каждого городского акимата и практически всех департаментов есть свои сайты, потому мы взяли только центральные.
Как показало исследование, практически на всех сайтах не хватает аналитической и статистической информации (ее все время пытаются засекретить). На многих ресурсах недостаточно информации о конкурсах и тендерах, редко бывают обновления данных, часто не совпадают языковые версии.
Был еще один интересный критерий - так называемый “тест-звонок”, звонок по указанным контактным телефонам. Показательно, что по нему были получены слишком печальные для госорганов результаты: “Оказалось, многие телефоны не работают, или звонок просто сбрасывают, часто чиновники не имели нужной информации или не дают ее, отсылая на другие телефоны. Очень много было региональных акиматов, где давали хорошие исчерпывающие ответы, как ни странно, но в центральных госорганах очень редко на тест-звонки отвечают адекватно”.
В хвосте рейтинга находится сайт акимата Атырауской области (
www.e-atyrau.kz
). Как пояснили, на момент тестирования он не открывался. Естественно, после оглашения результатов недовольные чиновники обрывали провода “Медианета”, мол, “подождите-подождите, вы вот... уже все заработало... буквально только что...протестируйте нас снова...” Но, как говорится, после драки кулаками не машут, и виртуальное время не ждет нерасторопных. Зато стоит отдать должное, когда ресурс наконец воскрес - на первой странице гордо красовались координаты всех сотрудников акимата - от глав до руководителей отделов, причем указаны были и контактные телефоны.
Сайт АО “Казпочта” (
www.kazpost.kz
, 66 место) “радует” казахстанцев очень давно. Например, если вам срочно понадобится найти индекс ближайшего почтового отделения, то останется довольствоваться исключительно алматинскими адресами (других городов в списке нет, хотя, казалось бы, что может быть проще - вывесить данные нескольких областных центров). Здесь пышным цветом цветет любимый подход большинства казахстанских ресурсов (не только государственных, но и банков, например): “Дополнительную информацию можно получить, обратившись по адресу...”. В общем-то, на сайт для того и заходят, чтобы не тратить время на бумажки, очереди или дозвон по телефону. Что стоит “Казпочте” вместо отсылки в свой офис выложить весь ассортимент почтовых марок, а еще лучше, чтобы здесь же, в интернет-магазине, филателисты могли и отовариться. Весьма нудна и процедура госзакупок - сайт для просмотра конкурсной документации почему-то требует обязательной предварительной регистрации.
Сайт Национального космического агентства (
www.kazcosmos.kz
, 62 место) совершенно несолидно для подобного учреждения на главной странице ругается с журналистами одной из республиканских газет. Да и в целом ресурс неинтересный, хотя содержит множество официальных документов. Самым интересным местом могла бы стать “фотогалерея” (на сайте написано с ошибкой - через дефис - почему-то), но вместо этого читатель видит лишь десяток скучновато-официальных фотографий. Как говорится, “не зачет”.
Интернет-технологии не заменяют хорошего управления, но хорошее государственное управление требует ИТ-технологий - гласит одно из зарубежных исследований. Пока на официальных сайтах мы редко можем найти нужные контакты или бланки заявлений (чтобы заполнить и распечатать их дома), никто не дает возможности предварительной проверки через Интернет (правильно ли заполнены бумаги) и уж тем более не позволяет отправить через Интернет заявление. Будем надеяться, мы все-таки к этому придем. |