|
Азамат Горожанин Урбанизация неизбежна. С этим трудно спорить, поскольку, объективно, города растут, а сельское население неуклонно сокращается. Сами вчерашние сельчане и устремляются в города. Потому что даже сравнительно небольшой город с населением около ста тысяч человек это удобнее, комфортнее и перспективнее сельской местности. Нам осталось только определиться вот с чем: урбанизация - это неизбежное зло или неизбежное благо? Или это данность, в которой воплощаются особенности жизни современного социума
По прогнозам ООН, к 2050 году 70 процентов населения Земли будут горожанами. И это оказывает огромное влияние на окружающую среду и на судьбу человечества в будущем. В России и некоторых других странах бывшего СССР уже сейчас процент городского населения приблизился к тем самым 70 процентам, а в ряде регионов уже перешагнул и 80 процентов. Крупные города, особенно центры краев и областей, становятся центрами целых регионов. Отсюда и новое, пока лишь территориальное деление на региональные округа, включающие уже несколько областей. Но и в этой структуре появился институт представительства госвласти на местах: представитель президента и его администрации, соответствующая административно-командная структура и вертикаль власти. Сами же областные центры не только расширяют границы, но и прирастают новыми микрорайонами, которые довольно быстро дотягиваются и до границ близрасположенных полков, городков. Образуются агломерации - крупные населенные пункты городского типа, слившиеся из нескольких периферийных поселений - с историческим центром, который становится и центром притяжения деловой, культурной и общественной жизни. Как это происходит и во что развивается, можно наблюдать на примере так называемой большой Москвы - единственного пока на пространстве СНГ мегаполиса, сосредоточившего в своих новых границах, по данным 2019 года, более 12,5 миллиона человек на площади, превышающей 2561 квадратный километр. Плотность только местного населения Москвы - 4926 человек на квадратный километр. К этому числу людей можно добавить еще около полутора миллионов человек, которые ежедневно в будни приезжают в Москву на работу из городов, отстоящих от центра агломерации на 60-100 километров. И еще приблизительно полтора миллиона человек трудовых мигрантов из Средней Азии и с Кавказа, которые обладают временной регистрацией, но, сменяя друг друга, находятся в Москве постоянно. А также около двух миллионов транзитных пассажиров, туристов, командировочных и граждан других категорий, которые не задерживаются в Москве. Таким образом, одномоментно в Москве могут находиться до 18 миллионов человек.
Москву хорошо использовать в качестве примера центра притяжения человеческих ресурсов и идей, потому что в таком большом населенном пункте исторически сосредоточены промышленные предприятия, учебные заведения, места активного и культурного досуга, развитая инфраструктура и системы жизнеобеспечения, к которым можно отнести транспортную и торговую сети, больницы, аптеки, полицию и пожарную охрану, наличие пунктов технического сервиса. Еще четверть века назад население Москвы составляло около 8 миллионов человек. При этом Москву еще нельзя было назвать мегаполисом. Это был, безусловно, крупный город, опоясанный лентой МКАДа - Московской кольцевой автодорогой, и ею же и ограниченной. В минувшее десятилетие столица России шагнула за МКАД, вобрала несколько городов вдоль основных центростремительных шоссе и приросла территорией на юго-западе, превышающей по площади прежнюю Москву. И, как мы сказали, эта на сегодня самая большая по площади агломерация в Европе привлекает людей тем, что здесь востребован их самый разнообразный труд - физический, интеллектуальный. И за этот труд, соответственно, платят гораздо больше, чем в провинции и даже в крупных городах ряда соседних стран. По мнению ученых, глобальная урбанизация неизбежна и уже сейчас пора изменить подход к формированию образа города будущего. Другие уверены, что отток населения из сельской местности уже сейчас приводит к вымиранию деревень и малых городов, и вместо того, чтобы создавать комфортные условия для жизни и осваивать обширные плодородные территории, человечество идет по неверному пути. Судя по тенденциям сегодняшнего дня, урбанизация будет только нарастать, ослабляя города поменьше, расположенные на значительном расстоянии от центров. Население сельской местности и малых городов будет стремиться найти для себя место именно в больших городах, которые оставляют чуть меньше личной территории, но дают работу. И высвобождают время для собственной реализации, для себя и семьи, для занятий, которые ни к чему не обязывают или претендуют на удовольствия. Те же беззаботные вечерние прогулки или культурные посиделки, походы в кино или за покупками трудно связать с укладом сельской жизни.
Жителей городов в куда меньшей степени касаются вопросы содержания и отопления жилья, водоснабжения. В селе человек чаще сталкивается с проблемами бытовой неустроенности: стены и крыши нуждаются в постоянном присмотре или ремонте. Даже с комфортом обустроив свое личное подворье, житель села неизбежно добирается до своего жилья по разбитой или неасфальтированной дороге, чаще видит поросшие бурьяном пустыри, сталкивается с маргиналами. Если летом жизнь в сельской местности еще можно с натяжкой воспринимать как полезное для здоровья длительное пребывание на свежем воздухе и экологически чистое питание, то в межсезонье и зимние месяцы село мало чем может порадовать: распутица, грязь, снеговые завалы. И все та же неотложная повседневная рутинная работа по содержанию скота, сохранению в пригодном состоянии продуктов, выращенных в летний период, и еще целый комплекс забот по обеспечению семьи жизненно необходимыми ресурсами - от воды и продовольствия до одежды, обуви, топлива для дома и автомобиля. В то же время рост благосостояния позволил отдельным гражданам, семьям и в городах устраивать свою жизнь по “сельскому типу”, строя дома в пригородных зонах или перестраивая старый частный сектор. Причем такое качество жизни выбирают как вчерашние жители сельской местности, так и закоренелые горожане, выросшие в многоэтажках. Жизнь в пригороде позволяет им избегать такой “прелести” больших городов, как шум, загазованность, недостаток зелени. Однако это население пригородов ни в коей мере не становится сельским, практически все продолжают работать и обитать в городе. В Казахстане первое такое проявление субурбанизации наблюдалось в первую очередь в Алматы. Однако здесь этот процесс приобрел и такую отличительную особенность: не отказываясь от городской квартиры, часть жителей большого города построили для себя дома, разбили вокруг них сады или расстелили лужайки, тем самым создав для себя комфортное и вполне экологичное личное пространство.
Можно критиковать процесс урбанизации, сожалеть об утрате исконных и традиционных видов деятельности, хранить которые чаще всего продолжают именно в малых городах и селах. Но сопротивляться росту городов невозможно. Более того, страны, которые будут препятствовать этим объективно обусловленным процессам, будут терять и собственных граждан. Активное и трудоспособное население станет искать реализации в соседних странах и будет стремиться приобрести гражданство этих стран. Но существует и опасность ложной урбанизации, которая оказалась характерной особенностью больших городов развивающихся стран Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Африки. Ложную урбанизацию метко назвали трущобной урбанизацией. Она представляет собой стремительный рост численности городского населения, не сопровождаемый достаточным ростом числа рабочих мест. Отличие от истинной урбанизации состоит в том, что здесь не происходит развития городских функций. Вместе с тем происходит выталкивание в города сельского населения из депрессивных аграрных районов. В этом случае общая доля городского населения начинает превышать долю экономически активного городского населения, занятого в производственной и непроизводственной сферах. Прибывающее в города сельское население пополняет армию безработных, а недостаток жилья вызывает появление неблагоустроенных городских окраин с антисанитарными условиями жизни. В таких районах ощущается недостаток магазинов, аптек, присутственных мест. Больницы и поликлиники, полицейские участки и пожарные депо отсутствуют вовсе. В начале 2000-х с подобной проблемой столкнулись власти и жители южной столицы. Следует признать заслугу городских властей, которые нашли необходимым придать стихийно возникшим поселениям официальный статус, документировать граждан. В Алматы создали еще один административный район, который благоустроили и привели в соответствие с цивилизованным городским поселением. Построили школы и больницы, торговые дома, спортивные объекты, разбили несколько скверов. Следующим этапом стало создание на примыкающей с севера площади индустриальной зоны, где постепенно строят промышленные предприятия, создают рабочие места. Этой публикацией мы открываем серию материалов, которые будут разбирать и сегодняшнюю тенденцию по укрупнению городов, и другие вопросы, связанные с этим сложным процессом. Например, мы попытаемся ответить на вопрос о том, как в условиях урбанизации решить продовольственную проблему - особенно в контексте того, что происходит неизбежный отток населения из сельской местности, где традиционно выращивают то, что человек ежедневно употребляет в пищу. Мы рассмотрим феномен большого города как социального профессионального лифта. Мы попытаемся найти ответы на многие вопросы, которые ставит перед нами урбанизация. |