ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Изнуряющая гонка Исследования

Даулет Алтаев
Су-57 - одна из самых передовых машин мира - истребитель полного пятого поколения, что не только способен конкурировать с зарубежными аналогами, но и, согласно экспертным мнениям, по некоторым показателям превосходит их.
Машина с довольно сложной судьбой. Казалось бы, все шло относительно гладко - разработка, коллаборация с Индией (до трети денег на НИОКР экспортной версии), успешные испытания. Но что-то вдруг идет не так. Индия выходит из проекта практически перед самым его завершением, стоимость единицы тут же взлетает, неизвестна судьба двигателей второго поколения (тот, с которым 57-й уже точно не догнать), а Минобороны России не торопится закупать Су-57 для ВКС. Так, согласно открытым источникам, в ближайшее время (предположительно пять лет) в составе ВКС России окажется не более 15 подобных машин.
А тут еще и чиновники от ВПК заводят разговоры о том, что Су-57, и в целом истребители пятого поколения, являются очень скоропортящимся товаром, и, мол, следует смотреть уже в сторону шестого...
Не является ли все это главным маркером нынешних сложностей российского ВПК - когда перспективное оружие устаревает еще на стадии прототипа, оставаясь адекватным, но не в высшей степени превосходным? Не является ли это теми сложностями, с которыми государство не в состоянии справиться при сегодняшнем уровне инвестиций. Быть может, стоит прислушаться к мнению независимых экспертов, что предлагают сконцентрировать внимание ВПК России на дальнейшем развитии исторически сильных позиций - реактивных системах залпового огня, ПРО, ПВО и системах, которые ответственны за доставку ядерных зарядов?

Складывается такое впечатление, что Су-57 получает статус исключительно экспортного варианта российского истребителя пятого поколения. Сообщение от “Интерфакс”: “Согласованы все документы, разрешающие экспорт российского истребителя пятого поколения Су-57”. Эту версию машины Россия, предположительно, представит официально в ноябре на авиашоу в Дубае. Что говорит как минимум о прицеле на рынок Ближнего Востока. В то же время, сообщается, Китай тоже заинтересован в приобретении Су-57. Впрочем, и Индия, выйдя из проекта (по ряду несостыковок в области технологического соответствия и финансовых разногласий), очень внимательно следит за проектом. По общему мнению независимых экспертов, выход на экспорт - это попытка найти столь необходимые средства для продолжения серии доработок этого и последующего поколения машины.
Конечно, списывать со счетов Су-57 еще очень рано. Однако стоит внимательно почитать интервью члена экспертного совета Госдумы по авиапрому, главы думской комиссии по правовому обеспечению развития организаций “оборонки” Владимира Гутенева. “В эпоху стремительного развития технологий истребитель пятого поколения Су-57 быстро устареет, поэтому нужно сосредоточиться на разработке самолета нового, шестого, поколения. ...Су-57 не будет массово закупаться в интересах ВКС. Зато у машины прекрасный экспортный потенциал, многие страны захотели бы ее приобрести”, - сказал Гутенев агентству “Интерфакс” еще в июле 2018 года.
Однако есть и такое мнение. Потребитель старается покупать те машины, которые предпочитает использовать сама российская армия. Тем самым столь низкий объем закупа для собственных ВКС может несколько подпортить имидж машины, обладающей “великолепным экспортным потенциалом”.
Удивительная история - неужели Т-50, он же Су-57, еще не успев полностью окрылиться, уже устарел? Военные эксперты намекают, мол, работы над проектом начались в 2001 году, в 2010-м он впервые полетел, а сейчас уже 2019-й - и он еще не достиг заявленных конкурентных характеристик.
Сирия. Что случилось на территории этого государства? Ряд экспертов склоняется к тому, что испытание боем показали: главные конкуренты F-22 и F-35 (оба “пятерки”) не такие уж и слабенькие, недоработанные машины, как пытаются представить общественности некие средства массовой информации. Однако мы понимаем, что Министерство обороны РФ абсолютно не заинтересовано в том, чтобы публиковать полную картину поведения Су-57 по сравнению с американскими аналогами. Конечно же, Су-57 справился со всеми возложенными на него задачами. Но так ли это он сделал блестяще и непринужденно, как ожидали инвесторы? Вопрос остается открытым. Равно как и вопрос о новом двигателе, что должен вынести Су-57 на невиданную до этого высоту и уровень скорости - опытный образец есть, но пока далек от серийного. Безусловно, он будет доработан, выпущен в серию. Но будет ли этот двигатель к тому времени отвечать актуальным и перспективным требованиям? Собственно, это, по всей видимости, сегодня и беспокоит индийских инвесторов.
Вдобавок ко всему издание Indian Defense News, рассказывая о Т-50, открыто заявляла не только о несоответствии тяговых характеристик двигателя истребителям пятого поколения: “Компоновка этого двигателя такая, что она становится своего рода открытой целью для радара противника”. Дальше издание говорит о том, что Индия с удовольствием вернется в программу Су-57 как только “Россия доведет самолет до параметров пятого поколения”. Ожидаемо, это уже традиция, также в качестве условия возвращения в программу Индия потребует передать технологии. При этом силовая установка под стать планеру истребителя пятого поколения - мечта многих государств. К примеру, Китая. J-20 (их вариант “пятерки”) также не совсем “то” в основном из-за силовой установки. В целом, отмечают эксперты, двигатели Су-57 и J-20 очень схожи. При этом системы, обеспечивающие малую заметность у J-20, по мнению экспертов, приближаются уже к шестому поколению.
Независимые военные эксперты сегодня категоричны и безжалостны в выводах: по их мнению, “Армата” и Су-57 - это два главных разочарования ВПК России.
Неужели эти два прорывных проекта успели устареть еще до того момента, когда будет налажено их массовое производство? Неужели все это было зря? Конечно же нет: и Су-57 и “Армата” (T-14) - это база для будущих разработок. Собственно, это подтверждают приведенные выше слова господина Гутенева. В принципе, многое встает на свои места - Су-57 великолепный истребитель, конкурентный, превосходящий все, что есть на рынке “класса четыре с любым количеством плюсов”, но который сегодня перестал отвечать высочайшим требованиям ВКС России. По всей видимости, это и объясняет столь небольшое количество заказов - всего около 15 машин в течение будущих пяти лет. По одной из версий, такое количество заказали лишь для того, чтобы сохранить команду профессионалов и производственную линию для будущих, может быть, экспортных проектов. Или же до того момента, когда Россия найдет нового инвестора для дальнейшей модернизации Су-57 и вытягиванию на пятый уровень. Иными словами, проект истребителя - короля неба - начала XXI века “за свои деньги” поставлен в режим сверхмалого газа в ожидании светлого будущего.

 

alt

Финальная стадия испытаний “пятерки” Су-57


Стоимость
континента
Некоторые независимые эксперты считают, что российское вооружение постепенно отстает от заданной западными маркетологами планки. Главное оружие западных маркетологов - некая неосязаемая линия, уровень, которому должно соответствовать современное вооружение. И, как правило, этот уровень четко ложится в производственные мощности и возможности ВПК конкретной страны. При этом велика вероятность, что за весь срок службы это суперсовременное оружие, тонкое, точное и сложное, так и не выстрелит. Фактически уйдет на пенсию, так и не продемонстрировав все свои возможности на деле. При этом будет обслужено по высшему разряду и крайне “нехилому” прейскуранту. С одной стороны - не выстрелит, и слава богу. А с другой - похоронены тонны денег налогоплательщиков, затраченных на НИОКР. В то же время эти модели вооружения, принципы, опробованные на конкретных образцах, становятся базой, кормом для будущих поколений машин. Популярна такая схема - внутренний рынок покрывает только часть расходов, затраченных на создание и разработку машин нового поколения, все остальное - экспорт. И в деле борьбы за клиента все средства хороши. От санкций до откровенных провокаций, дискредитаций и розжига военных конфликтов.
Что же ожидать, ведь это политика и рынок оружия, где не может быть просто. В то же время рынок оружия и все, что с оружием связано, экономически не сильно отличается от рынка, предположим, другой высокоточной и технически сложной аппаратуры. Предположим, тех же самых смартфонов - средоточия технологических возможностей государства-производителя и демонстрация их всему миру. С дальнейшим лицензированием технологий и процессов, с целью получения прибыли для лицензиара.     
На Западе гонка вооружений превращается в гонку не только с зарубежным конкурентом, но и с себе подобными. Ведь мы знаем, что на внутреннем рынке США очень сильна конкуренция между компаниями, производящими вооружение. Сильна и мотивация - компании вынуждены инвестировать также и свои средства в надежде получить оборонный заказ, который часто сравнивают с джек-потом. И эти компании постоянно находятся под прессингом конкурентной борьбы, что в конечном итоге дает результат.
Представители западных ВПК не могут остановиться и жить технологиями вчерашнего дня - съедят свои же. Собственно, это и есть ответ на вопрос, которым, наверное, задавался каждый: а что если вместо одного, предположим, истребителя пятого поколения создать несколько “четверок с плюсом”? Мол, проще, дешевле и надежнее, так как технологии обкатаны и проверены. Но ведь покупатель-то уже привык инвестировать во все новое и “блестящее”. Несомненно, выбор производителя военной техники является также и важным политическим моментом - страны, переплачивая за “бренд”, демонстрируют и лояльность, и готовность работать, взаимодействовать в составе определенной, по их мнению, сильнейшей команды в час “Х”. Также прекрасно понимая, что страна-производитель и поставщик техники сделает многое, чтобы технологии в виде готового образца не попали в руки условного противника. Тем самым США, направляя на “военку”, казалось бы, невероятные 700 миллиардов долларов в год, по сути, “покупает” целые страны и континенты.

 

alt

Т-14 “Армата” на параде Великой Победы


Падение экспорта
российского
оружия
При таком раскладе считается, что России все тяжелее конкурировать на мировом рынке вооружений. Однако для России рынок вооружений, в принципе, является способом заработка. Так, по данным Ростеха, за 2018 год было поставлено оружия примерно на 15 миллиардов долларов. А по данным портала www.vestifinance.ru, доходы России от экспорта нефти и газа в январе-октябре 2018 года превысили 150 миллиардов долларов...
Между тем мартовский отчет Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI) отмечает существенный спад экспорта российского вооружения. Это некоторые аналитики связывают также и со снижением политического влияния в мире.
Согласно изложенным в нем данным, рынок оружия в период с 2014 по 2018 год вырос на 7,8 процента по сравнения с предыдущим пятилетним периодом. И если в 2009-2013 годы объем продаж российского вооружения составлял 27 процентов от мирового объема, то за последний отчетный период - 21 процент. Сказалось существенное сокращение поставок в Индию на 42 процента. И в Венесуэлу - на 96 процентов. Это по сравнению с периодом 2009 - 2013 годов.
США, напротив, увеличили свои продажи - их доля в глобальном масштабе возросла с 30 до 36 процентов. Это связывают не только с возможным техническим превосходством, но и со стабильно высоким влиянием в мире. Существенную роль в падении экспорта оружия сыграли, рассказывают аналитики, санкции. Правители понимают - имея дела в Россией, могут попасть в немилость США.
Заведующий лабораторией военной экономики Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара (Россия) Василий Зацепин в одном из интервью отметил, что доклад довольно точно показывает тенденцию рынка вооружения: “Она (работа SIPRI. - “НП”) логически обоснована, другое дело, что не совпадает с нашей статистикой. Но последнее вовсе неудивительно, потому что фактически ее вообще нет. Официальную статистику трудно как найти, так и объяснить. У нас называют цифры, делают “ритуальные приседания”, и на этом все заканчивается. Видимо, это связано с попыткой сделать из военного оружия своего рода предмет религиозного поклонения”...
Увеличился также разрыв и между объемами поставок оружия ведущими экспортерами. Так, согласно отчету, американские продажи основных вооружений в 2014-2018 годах превосходили российские на 75 процентов, в то время как в 2009-2013 годах опережение составляло лишь 12 процентов. В минувшую пятилетку, по данным SIPRI, Россия поставила основные вооружения в 48 стран. США - в 98 стран.
Конечно же, отъедают долю рынка и другие крупные поставщики оружия в мире - Франция (6,8 процента на глобальном рынке. Рост - 43 процента), Германия (6,4 процента. Рост - 13 процентов) и Китай (5,2 процента. Рост - 2,7 процента).
Аналитики отмечают: падение уровня экспорта российского оружия - неутешительная тенденция. Со временем обозначенные выше крупные поставщики оружия только продолжат наращивать объемы продаж современной военной техники - принесут плоды программы развития полупроводниковых технологий - основа высокоточного вооружения. На фоне этого технологический разрыв будет только усугубляться, а экспорт российского оружия - падать. Особенно в том случае, если Россия не пересмотрит свое отношение к программе дальнейшего развития ВПК, многократно увеличивая военный бюджет. К слову, глава Минобороны РФ Сергей Шойгу отмечал, что в 2018 году военный бюджет России составлял 46 миллиардов долларов - разница почти в 15 раз. Но есть ли в этой изнуряющей гонке острая необходимость? Тем более что российский президент Владимир Путин неоднократно говорил о том, что военные расходы будут сокращаться.
Отчет довольно точно показывает - рынок первым почувствовал, что произойдет в ближайшем будущем. Безусловно, снижение объемов закупа экспортного оружия не угрожает безопасности России. В то же время это чревато потерей дополнительной возможности развивать ВПК. По данным Ростеха, повторим, ежегодный объем экспорта российского оружия составляет около 15 миллиардов долларов. В этих средствах может быть заключена главная возможность - возможность строить быстро и много. Вновь повторим, с момента начала разработки и до момента действующего прототипа в металле что Су-57, что Т-14 пролетело более десяти лет. К этому времени некогда передовые образцы стали довольно ординарными видами вооружений. Все сравнительно конечно же.
 
Множественные
цели
Россия не видит необходимости соперничать с США по объемам инвестиций в военную сферу. Следовательно, не видит необходимости работать на существенное опережение в изнуряющем темпе в роли догоняющего. Пользуясь этим, всевозможные силы активно навязывают такой имидж некоторым видам экспортного российского оружия: уровень достаточен только для того, чтобы какое-то время поддерживать военный конфликт. И даже цифры в этот момент против российского ВПК - это и сравнительно небольшой военный бюджет, и количество образцов современного оружия, которое закупает Россия для своих Вооруженных сил.
Однако военные эксперты, как правило, патриоты России и люди с активной пророссийской позицией, предполагают, что сегодня ВПК России, если говорить об экспорте, целесообразнее сконцентрировать свои силы на вооружении, которое исторически является наиболее сильным и в то же время несравнимо дешевле, чем тяжелая, неповоротливая наземная техника или (их уже назвали “скоропортящимися”) истребители пятого поколения.
Первым делом, по мнению аналитиков, пришло время сделать акцент на глубокой модернизации реактивных систем залпового огня (РСЗО). Подробнее о них мы поговорим в следующем материале - разберем ТТХ наиболее удачных российских систем и посмотрим, что в этом разделе способны предложить США. Однако, забегая вперед, скажем - этот вид вооружения российского производства имеет существенное преимущество по сравнению с западными аналогами по многим параметрам. К тому же имеет сравнительно низкую себестоимость. Ну а по коэффициенту “затраты на приобретение и возможный ущерб” в принципе недосягаемы. Но об этом подробно в следующих публикациях.
 Что касается вопросов национальной безопасности, то в этом случае независимые эксперты поддерживают взятое и активно разрабатываемое направление - это модернизация подлодок и баллистических ракет, которые несут в том числе и ядерные заряды. Отдельного рассмотрения заслуживает система “Посейдон”, что способна устроить локальное искусственное цунами. Не стоит списывать со счетов также проекты военно-промышленного шпионажа и тренировки подразделений диверсантов.
Тем самым ряд военных экспертов уверен, что Россия движется верным курсом, концентрируя внимание и силы исключительно на перспективных видах вооружения. При этом если и работая над другими, быстро устаревающими проектами, то исключительно в тандеме с зарубежными инвесторами. Инвесторами, которые готовы покупать не только технологии, но и услуги групп специалистов инженеров. Другое дело, что без заинтересованности в добрых отношениях именно с Россией найти такого партнера становится непросто.
    
Продолжение темы следует

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Февраль 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение