|
Алла Иванилова Как известно, наука - двигатель прогресса. Однако в Казахстане этой сфере уделяют недостаточно внимания, и нет даже отдельной государственной программы развития науки
В научной среде накопилось немало проблем: нет эффективных механизмов материального стимулирования научной деятельности, низкий социальный статус ученых, которые не заинтересованы повышать профессиональный уровень, старение кадров и отток их в другие сферы деятельности, деградация и распад многих отечественных научных школ. Это далеко не полный список “болевых точек”. Ситуацию усугубляет недостаточное финансирование научной деятельности со стороны государства. Более того, с 2015 года идет сокращение расходов, и сегодня Казахстан по доле финансирования науки и разработок в ВВП находится практически в конце списка государств постсоветского пространства (0,13 процента от ВВП), что даже ниже некоторых слаборазвитых стран. Общепризнанно, что при финансировании науки менее одного процента от ВВП никакой речи об инновационном развитии страны идти не может. В планах - увеличить финансирование науки до одного-двух процентов от ВВП, что позволит приблизить эффективность исследований и результатов к уровню стран ОЭСР. Но, видимо, это долгосрочные планы. В последние годы снижается финансирование грантов. Так, на конкурс грантового (и программно-целевого) финансирования фундаментальных и прикладных исследований на 2018-2020 годы, проведенный комитетом науки Минобразования, поступило около пяти тысяч проектов, из них отобрали лишь каждый пятый - четыре тысячи отклонили, во многом из-за недостатка финансовых средств на их реализацию. Причем многие имеют определенный научный задел, практическое значение. Да и у одобренных проектов судьба складывается непросто: их финансирование снижают гораздо ниже заявленного. В итоге эффекта нет, но есть галочка для отчетности. При этом на предложения об увеличении финансирования науки при корректировке бюджета Министерство финансов отвечает, что это невозможно, поскольку у Министерства образования нет госпрограммы науки. В свою очередь предложения разработать такую программу МОН отвергал из-за утверждения Минфина, что на нее нет денег. Получается замкнутый круг. Возможно, решение о содействии молодым ученым и ежегодном выделении дополнительной квоты по три миллиарда тенге на реализацию исследований исправит ситуацию. Между тем потенциал и законодательная база для развития науки есть. Закон “О науке”, принятый в 2011 году, вобрал в себя зарубежный опыт. В частности, приняли во внимание американскую модель, предложенную в 1945 году советником президента США Ванневаром Бушем, суть которой сводится к тому, что бизнес финансирует научно-исследовательские работы, а государство взамен предоставляет льготы и преференции. В Японии, Южной Корее, Сингапуре власти стимулируют предпринимателей через целевые налоговые кредиты. Применяют также отсрочку уплаты налогов. В отличие от зарубежных стран Казахстан стимулирует не бизнес, а научные организации. Субъекты научной, научно-технической деятельности не подлежат налогообложению. Государственным научным организациям, вузам разрешается создавать организации, деятельность которых заключается в практическом применении изысканий. Однако бизнес сегодня не заинтересован в конструкторских работах отечественных ученых, поскольку для него нет таких послаблений, как в зарубежных странах. Более того, в Казахстане отсутствует полноценная программа развития науки. Ее “суррогат” в виде части Государственной программы развития образования и науки на 2016-2019 годы, занимающей всего 2,5 страницы из 52, еще раз доказывает второстепенное отношение. Из шести целей госпрограммы перед наукой поставлена только одна - “обеспечение реального вклада для ускоренной диверсификации и устойчивого развития экономики страны”. И ориентир тоже один - обязательное софинансирование исследований со стороны бизнеса. К 2019 году 90 процентов научных проектов, администрируемых Министерством образования и науки, должны реализовывать только на условиях софинансирования. Соответственно, иные важные, но не отвечающие потребностям бизнеса направления в остаточных десяти процентах. Много нареканий со стороны депутатов, ученых и общества, а также Агентства по делам государственной службы и противодействия коррупции вызывает процесс принятия решений о финансировании научных проектов, заявленных на конкурс. Прежде всего со стороны Национальных научных советов. Идет большая работа по коммерциализации результатов научных исследований. Однако действует принцип - от ученых к бизнесу. То есть не бизнес заказывает инновации, а ученые сами предлагают свои наработки, которые не всегда полезны. Тогда как нужно исходить в первую очередь от потребностей бизнеса - кто платит, тот и заказывает музыку.
Нур-Султан |