|
Сагымбай Козыбаев Двадцать первых Список партийных коммунистических боссов Казахстана. Сколько их было? 19 мужчин и одна женщина. Первым в списке Пестковский С.С (1882-1943, ответственный секретарь (председатель) Кирбюро РКП(б)). И далее по хронологии - Аргыншиев, Акулов, Мурзагалиев, Костеловская Мария Михайловна (1878-1964, ответственный секретарь Киробкома РКП(б)), всего два месяца проработала в должности в 1921 году, Коростелев, Нанешвили, Голощекин, Мирзоян, Скворцов, Борков, Шаяхметов, Пономаренко, Брежнев, Яковлев, Беляев, Кунаев, Юсупов, вновь Кунаев, Колбин, Назарбаев. 71 год времени, период - 1 мая 1920 года - август 1991 года. Из 20 руководителей пять казахов. Негусто для национальной республики. В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС утвердили М.С. Горбачева. В сентябре он прибыл в Казахстан, причем не в столицу Алма-Ату, а в областной город Целиноград. По приезде 7 сентября провел совещание во Всесоюзном научно-исследовательском институте зернового хозяйства в поселке Шортанды, где подверг резкой критике деятельность Д.А. Кунаева, который почему-то сидел не рядом с Горбачевым, а у самого торца президиума. Кунаеву даже не дали слова. Вечером того же дня во Дворце молодежи в областном центре состоялся республиканский партийно-хозяйственный актив. Кунаева вновь проигнорировали, ему не дали слова. Выступивший на активе академик ВАСХНИЛ, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии Александр Иванович Бараев (1908-1985) выразил несогласие с оценкой Горбачева, данной Казахстану и его руководству. В перерыве Горбачев набросился с оскорблениями на академика, заявив ему: “Не вмешивайтесь в политику, занимайтесь своим делом”. Ночью Бараеву стало плохо, и он умер от инфаркта. Игнорирование Кунаева продолжалось до декабря этого года, закончилось его отставкой и избранием Г. Колбина первым руководителем республики. Вскоре, 6 ноября 1991 года, и сама партия - ум, честь и совесть нашей эпохи - почила в бозе. Почти 20-миллионный отряд советских коммунистов, оставшись не у дел, возвестил миру о конце тоталитаризма.
|
До краха КПСС оставался час
|
Вопросы невзначай Коллега интересуется у меня: “Сколько в Казахстане докторов наук?”. Отвечаю: “Целый тумен, под каждым кустом по доктору”. - Ладно, а сколько генералов, знаешь? - Не знаю. Наверное, в десятки раз меньше, на десять кустов один. - А что так много? Генерал все-таки военная должность, должен нюхать порох, чтобы получить это высокое звание. Пришлось покопаться в архиве. Первый казах - генерал-майор русской армии появился в 1840 году. Им стал Жангир Бокеев (1801-1845, Жангир Керейхан, по-русски именовался Джангер, в 1823-1845 - хан орды). Сын Бокей хана, основателя одноименной орды. Высокое воинское звание пожаловал император Николай I. Сколько плюсов, столько же минусов у человека. Подавил с помощью русских войск восстание Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова. После него ханский титул в Бокеевской (внутренней) орде упразднили. В этом, XIX веке были еще три генерала-казаха. Баймухамед Айшуаков, Мухамеджан Баймухамедов, Губайдулла Жангиров. Последний дослужился до полного генерала от кавалерии, что по современной идентификации ровняется генералу армии. Его мать Фатима-ханум (вторая жена его отца) танцевала с императором Николаем I на балу в честь его коронации в Петербурге. Губайдулла, как и отец, владел семью языками. Выпускник Петербургского пажеского корпуса, активный участник Балканской кампании 1877-1878 годов. Имя Губайдуллы - первого и единственного казаха - золотом выгравировано в Георгиевском зале Московского Кремля в списке военачальников всех времен и всех народов. На могиле в Ялте (умер в 1909 году в фамильном имении. - С.К.), по данным профессора М. Бесбаева, выстроен монументальный памятник от имени любимой жены, княгини Софии Павловны, урожденной Волконской. На памятнике, изображающем полную фигуру генерала в рост, высечено “Любовь не умирает, она вечна!”. Личная жизнь генерала полна тайн. Отмечу, что, по другим данным, гражданской женой генерала была актриса императорских театров Феодосия Велинская. ...Говорю коллеге при очередной встрече: “Вот об этих генералах я вроде осведомлен. Знаю еще, что с созданием в мае 1992 года собственных Вооруженных сил за семь с половиной лет - до 2000 года - число военных генералов в Казахстане превысило 90 человек. Ну а хочешь узнать, сколько их в стране на сегодня, - осведомись где надо. Учти, что среди них есть и осужденные”. А если всерьез, бессчетное количество докторов наук, заодно и генералов, привело к обесцениванию, снижению их значимости. Обидно за настоящих и подлинных.
|
Генерал Губайдулла Жангиров
|
Кеуде, кеудешки ... Милейшая женщина Роза ханум (Рымбаева) высказала на днях в интервью газете “Алматы ақшамы” свое мнение по поводу самодовольства коллег, которые демонстрируют себя без конца за обильными дастарханами, выкладывая затем все это на обозрение пользователей интернета. Выcказывая свое негативное отношение к подобной саморекламе, больше похожей на спесь, недалекость ума и мақтаншақство (самовосхваление), она замечает: “Қара нанмен шай ішіп отырған адамдар бар. Халықпен бірге болу керек. Артық дүниемен мақтанып, халықты ашуландыруға болмайды”, что в бесхитростном переводе “Надо быть вместе с народом”. Есть те, кто кроме хлеба и чая себе ничего позволить не могут. Нельзя забывать о гневе народном”. О, Алла, не дейсін...
|
Роза Рымбаева
|
Эхо Один известный батыр из племени кереев вместе со своим нукером, изнуренный от двухдневной погони жонгаров, в предрассветной мгле увидел наконец-то очертания гор. Кони сами привели к одинокой обветшалой юрте, примостившейся к скале. Хозяин, ослепший и глуховатый старец, еле волочащий ноги, велел розовощекой красивой девушке, оказавшейся его женой, разжечь огонь. Попивая чай, батыр тихо сказал нукеру: “Неужели лебедь может быть парой верблюду?” Батыр не учел эхо в горной местности, молодуха услышала и, глядя в глаза знаменитому батыру, сказала: “Нашему батыру некогда везде и всюду свежевали молодого коня, а сегодня он довольствуется костями захудалой овцы”. Дескать, не судите жизненную тропу других, все могут оказаться в непредвиденной и нежелательной ситуации. Батыр оценил ум и находчивость девушки. Не проронив больше ни слова, отказавшись от ночлега, велел тотчас стреножить коней. А звали эту девушку Ақтолқын (Белая волна), а нашего батыра Турсынбаем. Судьбе была угодна их встреча спустя время. В районном центре Боровское Костанайской области с недавнего времени стоит памятник легендарному батыру, Ордабасы, предводителю войск всех трех жузов против жонгар.
|
Турсынбай батыр
|
Свои Слоаны и Третьяковы Побывал в салоне предметов искусства (картины - Кастеев, Шарденов, ордена, манускрипты, рукописи и книги в окладах, ружья, клинки и прочий антиквариат, относящийся к ушедшим семи-восьми векам), собранных в течение 44 лет подлинным энтузиастом. И все это в двух-трех комнатах, не считая подсобки (негде просто хранить). Мысль у моего друга - оставить бы все это народу, безвозмездно, лишь бы помогли создать музей. Обещаниям, кстати, много лет. Скажите, несколько тысяч экспонатов - это ли не основа для готового музея? А теперь к слову. Коллекция Британского музея в Лондоне, занимающего ныне 94 галереи общей протяженностью более четырех километров, создавалась первоначально врачом и натуралистом Гансом Слоаном (англ. Sloane, 1660-1753), он завещал ее государству. В 1759 году этот нынче крупнейший музей мира принял первых посетителей. Нигде вы не найдете экспонаты, относящиеся к IV веку до нашей эры. Шумер, Ассирия, Урарту, Древние Греция и Рим, скульптуры фараонов и прочее. Кто еще в мире отметился таким бескорыстием? Конечно же, Павел Третьяков (1832-1898), предприниматель, основатель Третьяковской галереи. Музей в Лаврушинском переулке Москвы также всемирно известен, в нем Павел Михайлович собрал картины великих русских художников. “От вас крупное имя и дело останется”, - говорил историк искусств Владимир Стасов в беседе с меценатом. А что у нас, в Казахстане, вроде не бедной стране? Знаю лично трех коллекционеров искусства. Имена их известны малому кругу, в основном друзьям. Это люди огромной культуры, но знаю, они десять раз подумают: а станут ли их коллекции - при нашем менталитете и безалаберности, полнейшем безразличии к духовности нации - когда-либо достоянием общественности? А мне горько. Душа друга, означенного пока безымянно в начале этих заметок, разрывается. Прекрасный человек, тонкий от природы, отдал всю свою жизнь, собирая экспонаты по крохам по всей Средней Азии - в аулах, на чердаках и бог весть где и как. Такую сокровищницу кыпчаков, а заодно и бесценные творения своего талантливого уйгурского народа. А пока хочу поздравить его с наступающей круглой датой в жизни - 70, казахи в таких случаях произносят “Мерейтой қџтты болсын!”. Князь Азат Акимбек, имя Ваше и дело останутся! Не сомневаюсь ничуть.
|
Академик Бараев
|
Мать О личном и говорить, и писать трудно. Гер-аға, Герольд Бельгер, написал о своем отце книгу. Отец его Карл, простой человек, прожил благородную жизнь. Казахи его, депортированного вместе с семьей, в Северном Казахстане, а затем и узбеки в Ташкенте боготворили. Кроме прочего он дал миру, казахам особенно, Герольда Бельгера. “Всю жизнь шел к этому - написать доброе о близком, об отце. Ой, как нелегко”, - высказался Гер-аға при назначенной мне встрече недалеко от своего дома, на скамейках у памятника Шокану перед зданием Академии наук (у него, кстати, есть книга и об этом - “Тихие беседы на шумных перекрестках”). Прошло некоторое время. В 2013 году “выжал” наконец-то воспоминание о своем отце, в годы войны подарившем фронту звено именных боевых самолетов (на крыльях их были фамилия и имя отца - Козыбаев Кабаш). Ағай благословил вышедшую книгу “Звезды в небе”, дав рецензию в газете - добрую, отеческую, братскую. А ведь отцы жили не сами по себе. Рядом были жены, наши матери. Мужики немногословны, скупы на чувства, а матери ведь все одинаковы - живут эмоциями, переживаниями за близких. После смерти отца, похороненного, по сути, на берегу Тобыла близ границы с Россией (земли предков), мать переехала к детям в Алма-Ату и покоится ныне на Кенсае. В ленте “Фейсбука” демонстрируют себя белотелые казашки-красавицы, но все они по белизне кожи в подметки не годятся моей матери. Белизна кожи - это когда ткнешь пальцем - гематома. Тонкость, мембрана души матери, конечно же, не от кожи. Это к слову. В душе любой матери бесконечна любовь к своему чаду. Даже к великовозрастному. Для матери неважно, сколько тебе лет, ты вечный для нее ребенок. Отвлекся. Так вот, однажды забрались два вора среди белого дня на звонок в квартиру. Район Зеленого базара. Доверчивая мать с внучкой были дома. Приставили нож. Стали крушить, ломать закрытый сервант. Мать, женщина безграмотная, но мудрая природно, хладнокровно: “Ай, жаным, зачем ломать, вот ключ, хочешь, и другие дам...” Короче, сама выдала все ценное, боялась за внучку-подростка. А те, крохоборы, и чай запихали в пакет, услужливо данный матерью. Когда оказией в суете дней и вечной маете посещаю Кенсай и смотрю на город с птичьего полета, понятно, какие мысли терзают бренного. Эх, дүние. Сколько, Қџдайжан, ты оставил времени?.. Это без ответа. Лишь мать: “Сынок!”
|