|
Алексей Мальченко Несмотря на то, что мировая история четко прописана в школьных учебниках, ученые продолжают открывать факты, которые заставляют вносить свои коррективы в устоявшееся мнение. Одним из таких примеров можно считать находку казахстанских ученых, которая может значительно расширить сведения о великом казахстанском поэте Абае Кунанбаеве
Этот творческий человек хорошо известен во всем мире как основоположник казахской письменной литературы и ее первый классик. Абай оказал большое влияние на зарождавшуюся казахскую национальную интеллигенцию конца XIX - начала XX веков и оставил богатейшее наследство в виде 175 произведений и сборников. Однако, как выяснили недавно, это отнюдь не все труды, которые классик завещал своему народу. Речь о поэме “Жана закон”, состоящей из 34 куплетов, споры об авторстве которой вели еще полвека назад. Тогда издание обнаружил Алькей Маргулан в Омском архиве. Именно академик Маргулан первым предположил, что авторство поэмы “Жана закон” принадлежит Абаю Кунанбаеву. Несмотря на все усилия, тогда филологический совет не согласился с выдвинутой теорией, и поэма вновь отправилась пылиться на полки архива. Наш современник ученый Асан Омаров провел свое исследование, результаты которого он озвучил на лекции в одной из астанинских школ. Он собрал доказательства того, что произведение может принадлежать именно Абаю. Исследователь готов представить еще 20 материалов и пролить свет на неизвестное наследие акына. В частности, специалист ссылается на то, что на тот период в конкретном регионе не могло быть другого столь грамотного человека, владеющего сразу несколькими языками.
“Другой человек в то время, в 1880 году, так идейно не мог написать. Другого человека, знающего законы, русский язык, мы не знаем в Семипалатинской губернии. Тем более там написано “Семипалатинская область, Чингизский уезд” и “А.К.”. А кто в Чингизском уезде в 1880 году был знающим русский язык и “А.К.” - Абай Кунанбаев? Никого близко нет. Его надо смело внести в книгу Абая, сборник Абая, и он должен достойное место занимать”, - заявил абаевед Асан Омаров. Из-под чьего пера вышла поэма “Жана закон”, пока не установлено, однако она уже начинает обрастать своей собственной историей. Историей, которая придает изданию свою ценность. Ведь загадка свойственна многим шедеврам мировой истории, именно это своеобразное “двойное дно” придает и без того ценнейшим экспонатам еще большую значимость. И чем больше будет загадок, интриг и расследований, тем большую популярность может набрать конкретное произведение. Пожалуй, вряд ли кто-то усомнится в гениальности таких работ XVI века как “Ромео и Джульетта”, “Отелло” или даже “Гамлет” - ничего более талантливого больше издано не было. Это факт. А вот в том, что эти работы, а также ряд других принадлежат именно Шекспиру, историки все-таки сомневаются. У ученых есть разные версии, и к наиболее распространенным можно отнести две. Согласно первой под псевдонимом Уильяма творил другой автор - Фрэнсис Бэкон или Кристофер Марло. Вторая версия и вовсе гласит о том, что под фамилией Шекспир скрывалась целая группа писателей. Всего же сейчас насчитывается около 80 (!) кандидатур на “звание” автора шекспировских произведений. А был ли он вообще? Или это такой же собирательный образ как Шерлок Холмс или Джеймс Бонд... В мировой практике существуют и другие примеры громких фамилий, которые сопровождают спорные и даже скандальные истории. Например, работы Леонардо да Винчи. Казалось бы, все картины на виду и изучены мировыми экспертами вдоль и поперек. А нет - новые ранее неизвестные работы художника появляются и в наши дни. Так, в середине прошлого года во многих мировых СМИ публиковали материал о том, что в Италии нашли ранее неизвестную работу художника. Это самое раннее из подписанных произведений Леонардо да Винчи. Однако эта находка расколола научный мир на два лагеря - от безоговорочного признания подлинности работы до полного отрицания. Как и многие открытия, это было сделано случайно. Плитку размером 20х20 сантиметров, на которой изображен архангел Гавриил, обнаружили потомки аристократической семьи Фениче ди Равелло во время уборки дома. Некоторые ученые считают, что это может быть автопортрет знаменитого художника. По их мнению, картина создана в 1472 или 1473 годах, когда да Винчи было всего лишь 18 лет, и она может быть самым ранним известным произведением гения. По сведениям итальянских СМИ, ее нашли еще три года назад. И после многолетней экспертизы представили на пресс-конференции в Риме. Искусствоведы и эксперты по почерку, представившие публике работу художника, уверены, что она подлинная. По их словам, это подтверждают инфракрасное сканирование и анализ почерка.
Впрочем, у скептиков есть основания опасаться, что найденная работа - очередная подделка. К примеру, ученые и искусствоведы до сегодняшнего дня спорят о подлинности картины да Винчи “Спаситель Мира (Сальватор Мунди)”, которую продавали за 450 миллионов долларов на аукционе Christie’s в Нью-Йорке. Казахстанской истории также известны случаи попыток фальсификации картин соотечественников. В 2012 году в Государственный музей искусств некто принес ранее неизвестные картины знаменитого казахстанского художника Абылхана Кастеева, причем не одну, а сразу 10. Сотрудников музея смутил этот факт - откуда у тайного коллекционера столько картин, причем ранее неизвестных? Тогда для проведения экспертизы в музее решили пригласить дочь художника. Та заключила, что все полотна являются подделками. И это был не единственный случай, когда появлялись якобы неизвестные работы художника, что, собственно, неудивительно. Ведь стоимость работ Абылхана Кастеева составляет от 10 тысяч долларов. На этом история не заканчивается, и в будущем нас наверняка ждет еще не одно открытие, которое заставит посмотреть на историю если не по-новому, то иначе. |