|
Сагымбай Козыбаев Когда мать половчанка Этнические связи царей, королей, султанов, ханов поражают воображение. У Абылай хана двенадцать жен родили ему 30 сыновей и 40 дочерей. Большинство его жен были взяты в плен (в основном калмыкского происхождения из родов чорос, хойт, дэрбет, торгут). Этническое разнообразие казахского ханского двора - тема отдельного разговора. Приведем другие аналогии. Многоязыкий мир был характерным и для Руси, особенно в XVI-XVII веках. В кремлевских палатах равнозначными считались казанские и касимовские дворяне и мурзы. Многие именитые русские вельможи имели к этому времени кыпчакские корни. Чего стоит один лишь Саинбулат Бекболатович - касимовский хан, правнук Ахмата, последнего хана Золотой Орды. Его крестили по православному обряду, и в своем крещении он именовался Симеоном, а в 1575 году его объявили царем и Великим князем всея Руси. И это при здравствующем Иване Грозном. Население Касимовского ханства русские источники именуют касимовскими татарами, но историки XIX века подчеркивали, что сами себя они называли казахами. Кыпчаки активно участвовали во внутренних и внешних войнах России с Польшей, Швецией, Ливонией (историческая область на территории современных Латвии и Эстонии. - С.К.). А самым многодетным из русских царей был Алексей Михайлович, второй царь из династии Романовых, имевший приставку Тишайший (1629-1676, отличался якобы мягким нравом). Из 16 его детей трое восседали на троне, в том числе Петр I, старший его сын от второй жены Наталии Нарышкиной. Первая жена царя, Мария, урожденная Милославская (1624-1669), скончалась от тяжелых родов. Вслед за ее смертью в течение одного года умерли трое из тринадцати ее детей. Да и остальные не отличались должным здоровьем, были низкорослыми, болели эпилепсией. На начало 1670 года в Кремле назначили смотрины новой жены Алексея Михайловича. Длились они целых четыре месяца. В конце апреля в русском дворе наконец-то собрали 70 девиц. Взор царя остановился на 36-й по счету - 19-летней Наталии Нарышкиной, высокой, статной, с черными миндалевидными глазами. Родители ее происходили из Богемии (устаревшее немецкое название собственно Чехии. - С.К.), другие ее предки владели городом Эгру (ныне поселок Игра в Удмуртии. - С.К.). Отец будущей царицы воеводил в Казани, по матери он был внуком татаро-кыпчакского мурзы Абатура. В 1672 году родился Петр I, будущий русский царь с кыпчакскими корнями в пятом колене. До него самодержцы из рода Романовых, как правило, брали русских жен православного вероисповедания. С Петра I ситуация меняется. Династические браки заключались с представительницами немецких протестантских семей. Но до правления Петра I еще надо было дожить. После смерти 47-летнего Алексея Михайловича на трон взошел 15-летний сын от первой жены - Федор III (правил номинально шесть лет, был крайне болезненным). Скоропостижно скончался, не оставив наследника и не сделав распоряжения относительно престолонаследия. Его брат Иван V также был слаб здоровьем, отличался слабоумием и страдал падучей болезнью. Но это не помешало тронной грызне между Милославскими и Нарышкиными. В результате возник Стрелецкий бунт 1682 года. Казнили дядю Петра I - Ивана Нарышкина, а деда, Кирилла Нарышкина, постригли в монахи. Чтобы окончательно не развалить российское царство, все же нашли приемлемое решение. Впервые в русской, возможно, мировой истории одновременно венчали на царствование детей от двух браков - царевичей Ивана (носил титул старшего царя) и Петра (младшего). Впервые также изготовили вторую шапку Мономаха и двухместный трон. Поскольку оба государя были малолетними (Ивану - 16 лет, Петру - 10), регентшей - правительницей предзакатного смутного российского времени - на целых семь лет становится Софья, их единокровная сестра (1657-1704).
|
Царица-регентша Софья
|
Софья правит под титулом Великая государыня царевна и Великая княжна. Во время очередного Стрелецкого бунта (1698) ее намеревались позвать на царство. После подавления бунта Софью по указанию Петра I постригли в монахини под именем Сусанна. Петр I тотчас лишил Софью царского титула. Впоследствии образ ее в российской историографии давался лишь в отрицательных тонах, хотя Карамзин, великий историк с тюркскими корнями, которого трудно уличить в предвзятости, считал, что она “есть одна из великих женщин, произведенной Россиею”. Наступил ли час господства русских цариц в следующем, XVIII, веке? Ведь в нем оставили след две Екатерины, две Анны и Елизавета. В общей сложности они правили страной 69 лет. Вопрос спорный. Сколько же на самом деле было русской крови в российских монархах? У последнего императора Николая II меньше одного процента. Немного больше у Александра III - его отца. Идти надо к истокам. Судите сами. Юрий Долгорукий, основатель Москвы, наполовину англичанин. Его мать - английская принцесса, звали ее Гита Уэссекская. У Мономаха, отца Юрия, мать была гречанкой, а прабабушка - шведкой. А Андрей Боголюбский - сын Долгорукого - наполовину наш, кыпчак по матери, которая была половецкой княжной. Мать Ивана Грозного Елена Глинская литовского рода, а бабушка - Софья Палеолог - царевна Византийской императорской державы. После смерти дочери Петра I Елизаветы (1661) прямая женская линия династии Романовых прервалась. Мужская линия пресеклась еще ранее - в 1730 году, со смертью Петра II, внука Петра I, сына царевича Алексея Петровича и принцессы Софии-Шарлотты Брауншвейг-Вольфенбюттельской. Таким образом, с 1762 года на российском престоле безраздельно господствовала голштейн-готториская линия (прямые потомки по мужской линии датского короля). Исследователи не поленились и сосчитали: у последнего, семнадцатого императора из династии Романовых Николая II 1/128 часть русской крови. Возникает вопрос: была ли однородной кровь в жилах казахских ханов? Есть чему изумляться. Как отмечено в начале заметок - тема эта особая.
|
Вид города Касимова
|
Завлекаловка Заголовок газетного материла - половина успеха написанного, если не более. Газета - это всегда интрига. Не просто новости и факты, но и некая завлекаловка. А начинается она именно с нестандартного, неизжеванного заголовка. Нет сомнения, что каждая газета должна иметь свое лицо, свой, не похожий на другие лик, свои подходы к темам. В условиях рынка между газетчиками также присутствует конкуренция. А это подписка, имидж, реклама, в конечном счете, тираж. Рядовой читатель возьмет в руки газету с необычными заголовками и если не воскликнет, то непременно подумает: что еще эти журналюги понапридумали? Журналистский материал на газетной странице - закономерный итог свершенного, но без интригующего заголовка он ничто. Какое название дать своему опусу, чтобы оно было запоминающимся? Дело это серьезное. Креативности надо учиться. Старейшине отечественной прессы - газете “Экпресс К” - ее не занимать. Здесь не боятся “ломки” устоявшегося. Начали с переиначивания элементарных выражений, так называемых идиом. Вот заголовки лишь одного попавшегося на глаза номера газеты за первое февраля этого (2019) года. “Своя рубашка ближе к делу” и тут же рядом на полосе “Тело государственной важности”. И далее - “Рост принял!”, “Луки вверх!”, “Все дороги ведут в грим”, “Триумфальная марка”. И таков весь номер газеты. И это изо дня в день. Фантазии журналистам не занимать, а читателям, иншалла, и далее не скучать. Сколько сегодня пустопорожних газет, даже былые, с традициями, сдают позиции. Профессия, увы, профанируется. Горы макулатуры! Потому креатива, братцы, больше! В коллективе, где он есть, - и сердцу сладко, и работается с душой.
|
Один из мавзолеев ханов Касимовского царства
|
От веры до блуда Вера. Самодурство. Порок. Странная вроде бы ассоциация. Своеобразный, разнопонятийный треугольник. Но в центре его - земная жизнь женщин ушедших веков и дня сегодняшнего. А прелюдией этих заметок стало посещение города Касимова в Рязанской области, а затем на обратном пути через Москву по обыкновению - Третьяковской галереи. Всем известно это гениальное огромное полотно Василия Сурикова “Боярыня Морозова” размером три на шесть метров, изображающее сцену из истории церковного раскола в XVII веке. Мимо этой картины в Третьяковке в любом случае вы не пройдете - она в основной анфиладе залов. Феодосья Морозова (1632 -1675), занимавшая чин верховной боярыни при царском дворце, стала ярой противницей реформ патриарха Никона, приведших к расколу церкви. Суть их вкратце в следующем. Двуперстное знамение, введенное вместе с крещением Руси, заменили на троеперстное. Для приверженцев старого православия два пальца означали две природы единого Христа, а три символизировали Святую Троицу. Изменили также имя Христа - Исус стал Иисусом. Земные поклоны преобразовались в поясные. Ну и так далее. Вот Морозова и стала символом борьбы раскольников против никонианцев. На картине она фанатично взметнула руку в двоеперствии - своеобразном призыве к народу стоять за старую веру. Род Морозовых принадлежал к высокопоставленному. Таких знатных семей в России того времени было меньше десяти, они имели не меньше прав на престол, чем царь Алексей Михайлович, второй из династии Романовых. Брат боярыни Борис - свояк царя, женат был на сестре царицы Марии Милославской. Жила боярыня с размахом, ее окружала роскошь. Выезжала она в позолоченной карете, которую везли 6-12 лучших лошадей, а позади бежали в качестве охраны сотни три слуг. Оставшись в тридцать лет вдовой, Феодосья усмиряла плоть, нося власяницу - длинную грубую рубашку из волос и козьей шерсти на голом теле для умерщвления плоти, жесткая шерсть постоянно кололась, напоминая аскету о терпении. Вспомните лермонтовское: “власяницею смиренной грудь молодую облекли”. Итог был печальным. Морозова приняла постриг и стала именоваться инокиней Феодорой. Но сначала ее в 1671 году в цепях препроводили в Чудов монастырь на территории Московского Кремля и жестоко пытали. Братьев казнили. По приказу царя 43-летняя Морозова после четырехлетних мучений была убита голодом в холодной земляной яме Пафмутьево-Боровского монастыря (на территории нынешней Калужской области. - С.К.). Это смерть за веру. А вот пример диких нравов. В Касимове посетил текие (мавзолеи) ханов и царевичей Касимовского царства, представителей казанской, крымской, астраханской, казахской династий Туга-Тимуридов, внука Чингисхана. Интересовала меня, кроме прочего, и личность Фатимы Султан, последней правительницы кыпчакского анклава на российской земле. Женщина эта достойна отдельной пространной зарисовки. С 1614 года становится касимовской ханшей и пребывает в этом статусе около семидесяти (!) лет - сначала как супруга хана, потом как ханская мать и, наконец, как самостоятельная правительница. А сегодня привожу лишь один факт ее безбашенной жизни, богатой, сумасбродной, деспотичной и властолюбивой хозяйки удельного княжества на берегах Оки. А происходило это примерно во времена Морозовой. В конце своей жизни Фатима Султан (? - 1681), желая повеличаться, разъезжала по городу в позолоченной колымаге из драгоценных камней, запряженной не лошадьми, а людьми посада. Но однажды несколько человек, которым предстояла очередь впрягаться в хомуты, взбунтовались, наотрез отказавшись становиться ханскими “лошадьми”. Заменив бунтарей на других, Фатима Султан, определив наказание строптивым, якобы в сердцах сказала: “Экие вы аляны!” (то есть ленивые). По преданию, от этих алян произошел известный русский купеческий род Алянчиковых. Дети и внуки Фатимы Султан приняли христианство. Есть, однако, предание, что под конец жизни и сама ханша тайно приняла христианство. Об этом узнали, дескать, местные мусульмане, и они ее задушили. Но это все-таки предположение. В любом случае отголоски прошлого сегодня так или иначе заметны в Касимове. В местной гостинице обратил внимание на бэйджик дежурного: Ольга Бекмурзаева. Кыпчакские корни напоминают о себе на каждом шагу. Равно как и названия населенных пунктов - Тума, Лашма, Сюнтул, Ерахтур, Елатьма, Ермишь, Сараи... Завершим означенный в начале этих заметок ассоциативный треугольник пороком - третьей его составляющей. Перенесемся в наши дни. Еще неизвестно, судьба каких женщин представляется предпочтительной. Разлад не только в православном, но и католическом мире. Папа Римский Франциск публично признался, что монахини в его мировой епархии регулярно подвергаются сексуальному насилию со стороны... священников, причастными к такому позору оказались даже епископы. Известен даже случай, когда священнослужители держали монахинь в сексуальном рабстве. Издаваемый Ватиканом женский журнал Women Church World отмечает, что некоторых монахинь, чтобы скрыть случаи насилия, вынуждали делать аборт. А это с точки зрения церкви тяжкий грех. Предшественник Франциска, Папа Бенедикт XVI, был вынужден упразднить одну монашескую конгрегацию именно из-за того, что монахини там регулярно подвергались сексуальному насилию. На фоне блуда в женских католических монастырях (кстати говоря, не только в католических) страдальческая жизнь боярыни Морозовой за веру и беззаботная - Фатимы Султан-деспота выглядит радужной в чисто человеческом понимании. Нынче времена цивилизованные, а дикости лишь прибавилось.
|
|
Собственный корреспондент В советские времена их имена были на слуху у всей необъятной общей страны. Они представляли в качестве собственных корреспондентов по Казахстану массовую трибуну СССР - газеты “Правда”, “Известия”, “Литературную газету”, АПН, Всесоюзное радио, Центральное телевидение. Их немного, пальцев рук достаточно, чтобы перечислить, но какие имена! Во главе с Ануаром Алимжановым, признанным советским публицистом-писателем, Эдуард Мацкевич, Геннадий Бочаров, Мурат Байжанов, Олег Квятковский, Иосиф Маляр, Дукеш Баимбетов, Виктор Глуховцев, Тлеужан Есильбаев. Мэтры пера и микрофона высочайшего класса! С развалом СССР талант вышеуказанных личностей, с которыми имел честь дружить долгие годы, остался востребованным, но уже в паритетных российских изданиях, продолжающих выходить в Казахстане, - “АиФ”, “Комсомольская правда”, “Московский комсомолец”. Все мы, как говорится, ходим под Богом. В ушедшее воскресенье (17 февраля 2019 года) попрощались с человеком, носившим редкую фамилию - Киринициянов. Месяца не хватило ему до 70-летия. Юрий Иванович достойно представлял Казахстан сразу в нескольких общесоюзных газетах - “Правда”, “Комсомольская правда”, “Строительная газета”, “Российская газета”, “Рабочая трибуна”. Единственная семейная чета полпредов советской прессы в Казахстане, жена Юрия - Светлана Синицкая - долгие годы была собственным корреспондентом “Пионерской правды”. Юрий Иванович оставил огромное творческое наследие из блестящих очерков, зарисовок и интервью, жанра, в котором ему не было равных. Неугомонный, преданный госпоже журналистике всем своим существом, шестнадцать последних лет жизни он вдобавок ко всему издавал собственную газету “Весь мир” - полноформатную, многоцветную. Последний номер - 86-й - мы унесли с собой с поминок как память о коллеге. Журналисты, увы, живут недолго. Именно из-за того, что лечат словом души людей. Покойся с миром, Юрий Иванович! И на том свете Бог нуждается в своей пастве!
|
Наполовину кыпчак Андрей Боголюбский
|
|