ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Пенсионная тактика Исследования

Азамат Горожанин

Влияет ли такой вид соцобеспечения, как пенсия на боеготовность армии и эффективность правоохранительной системы? Может ли пенсия, которая на момент поступления на работу, особенно в среде молодых, воспринимается как весьма отдаленная перспектива, стать фактором кадровой политики? Наконец, как размеры пенсионных выплат влияют на социальное самочувствие людей? Наш собеседник - военный эксперт и давний друг "НП". В прошлом кадровый офицер войск противовоздушной обороны полковник юстиции Айболат Курманбай. Участвовал в становлении и развитии Вооруженных сил Казахстана. Член астанинского городского совета ветеранов Вооруженных сил. Много внимания уделяет вопросам социальной и правовой защиты людей в погонах

- Айболат Сопыгалиулы, можно ли считать пенсионное пособие, которое в наше время государство выплачивает отставным военным и иным работникам силовых структу, недостаточным и нуждается ли оно в повышении?
- Не буду этого утверждать. Бывшим военным и другим силовикам в целом назначают достаточно высокие пенсии, особенно в сравнении с гражданскими. Но нельзя не заметить дисбаланса при начислении пенсий для различных их категорий, вопрос чего я изучаю и вынужден поднимать. Вникнув же в проблему, можно обнаружить, что военное пенсионное законодательство необходимо реформировать. Вообще, в статье 28 нашей Конституции говорится, что гражданину гарантируют социальное обеспечение по возрасту, но при этом почему-то не применяют принцип «от каждого по труду, каждому по заслугам», что оборачивается перекосами в пенсионном законодательстве.

 

 

- Аргументируйте...
- На простых примерах покажу, какой дисбаланс в размерах выплат существует и как он возник. Прежде поясню, что выплаты за выслугу лет военным и сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, государственной фельдъегерской службы регулирует глава 9 Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 21 июня 2013 года. Далее будем называть его просто пенсионным законом. Глава одна, возраст и категории пенсионеров сходные, а практическая реализация - разная! Есть пенсионеры, которые с учетом ежегодного повышения размеров пенсионных выплат и того, что они уходили на заслуженный отдых с повышенных окладов в 2008-2010 годах, получают высокие пенсии, около или выше 300 тысяч тенге. Но немало и тех, кто уходил в запас до 2008-го или после 2010 года, которые при равных званиях, равной выслуге лет и аналогичных должностях получают пенсию в два раза меньшую, чем их товарищи. Официально это называют «диспропорцией в размерах пенсионных выплат». Причем наличие этой диспропорции государство признает, но правовых мер для исправления ситуации Минтруда и соцзащиты населения не принимает, что создает вполне объяснимое недовольство в среде ветеранов и членов их семей. Особо подчеркну, что ветераны армии не требуют для себя каких-то льгот и привилегий. Пусть наши пенсии не будут такими большими. Но они должны быть равными среди тех, кто занимал равные должности, имеет равные звания и выслугу лет. Здесь мы говорим, что государству необходимо соблюсти принцип справедливости в социальной политике в отношении уволенных в запас и ушедших в отставку кадров.
- Поясните, как возникает эта разница в размерах пенсионных выплат для силовиков?
- Эту проблему создали сами силовые ведомства и Минтруда и соцзащиты населения, потому что не провели системного исследования и не учли инфляционный риск. Каждый раз, в ответ на инфляционные процессы Минтруда и Минфин занимали весьма невнятную позицию. То лоббировали, то не лоббировали выделение средств для повышения пенсий. А если все-таки выделяли, то неадекватно имеющейся инфляции. Или с заметной разницей в сравнении с довольствием действующих военнослужащих. В целом эта проблема характерна и для гражданского сектора. Но особенно заметной она оказалась у военных. Так, у одних пенсия оставалась прежней, а у других росла в прогрессии, как в Минобороне в 2008 году при министре Даниале Ахметове. Поэтому теперь государству необходимо исправить свои же ошибки, нормативно установив единый порядок повышения как денежного довольствия работников силовых структур, так и пенсионных выплат. Пятнадцать лет назад заместитель министра обороны и заместитель председателя КНБ получали пенсию на уровне уволенного уже в наше время капитана. Капитаны же ушли тогда с пенсией уровня сегодняшнего сержанта. Эта история может повториться. Неудивительно, что пенсионеры силовых ведомств недовольны и намерены отстаивать свои интересы.
Тогда Совет генералов в лице генералов Рустема Кайдарова, Турсуна Айжулова, Айткали Исенгулова и других сумел донести до главы государства информацию о диспропорциях в пенсионных выплатах. И в реализации Послания президента от 1 марта 2006 года «Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии» с 1 июля 2006 года провели разовое дифференцированное повышение размеров пенсий для пенсионеров силовых структур в целях устранения диспропорций в размерах выплат пенсионеров силовых структур, уволенных в запас в разные периоды времени, при равных условиях прохождения службы. Но это лишь временно решило проблему. Государство в дальнейшем повышало денежное довольство силовиков, причем значительно, и вскоре диспропорция между пенсионерами вновь стала значительной. Так, в 2008 году министр обороны Даниал Ахметов как бывший премьер-министр страны смог посодействовать пересмотру должностных окладов в Вооруженных силах, они выросли на 70-80 процентов в зависимости от категорий военнослужащих. Подобное осуществили во всех силовых органах. И вот к чему это привело. К примеру, служили два полковника на равных должностях и имеют примерно равную общую выслугу лет. Один уволился в 2007 году с пенсией 30 тысяч тенге, а другому в 2008 году, после повышения должностного оклада на 80 процентов (не считая увеличения доплаты за звание), назначили пенсию в 54 тысячи тенге. Далее государство ежегодно повышало пенсии, в разные годы на разные проценты, но через 12 лет после увольнения первый полковник запаса получает пенсию в 115 тысяч тенге, а второй – в 208 тысяч! В чем же вина первого полковника, который, как и второй, также жизнь и здоровье отдал служению? Все вышесказанное относится и к сотрудникам КНБ, внешней разведки, полицейским.

 

 

- Чтобы лучше вникнуть в суть вопроса, расскажите, пожалуйста, об истории и традициях военного и полицейского пенсионного дела.
- Льготы раннего ухода на пенсию и повышенного размера выплат существовали давно и касались только военных, которые участвовали в реальных и успешно завершенных боевых задачах. Назначали их не по нормам какого-либо закона, а индивидуально. И такая пенсия воспринималась как компенсация за перенесенные тяготы и лишения воинской службы, позитивные результаты или подвиг в бою. После же окончания Великой Отечественной войны пенсионное законодательство позволило уходить на пенсию после 20 лет выслуги, причем не в календарном, а в льготном исчислении. До сих пор не говорят «пенсия по выслуге лет». Ее называют простыми словами «военная пенсия».
Советские пенсионные традиции в полном объеме перетекли в Закон независимого Казахстана "О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семей" от 21 января 1993 года. При этом в случае гибели или смерти пенсионера члены его семьи имели право на пенсию по утрате кормильца. В том же законе оставили 20 лет выслуги для выхода на пенсию, поскольку в тот переходной период мы брали на себя обязательства по гармонизации в рамках СНГ вновь принимаемых национальных законов. Со временем ввели и 25 лет выслуги вместо 20, но почему-то стали в эту выслугу продолжать учитывать гражданский стаж.
- Кому положена военная пенсия?
- Сейчас действует Закон «О пенсионном обеспечении» от 21 июня 2013 года № 105-V ЗРК. Согласно его статьи 64, право на раннюю пенсию определено для отслуживших не менее 25 лет; также назначалась при наличии общего трудового стажа 25 и более лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет непрерывная служба, с учетом достижения предельного возраста состояния на службе. И наконец пенсии за выслугу 25 лет или 12,5 года непрерывной службы при трудовом стаже 25 лет получают лица, права которых иметь специальные звания, классные чины и носить форменную одежду упразднили с 1 января 2012 года. То есть к этим лицам применили обратную силу закона в отношении предоставления данной социальной льготы.
Негативные же последствия для нашей армии принесло предоставление права на пенсию лицам, которые прослужили последние 12,5 года, поскольку большинство из них не имеют военного образования и последовательного, с низов, прохождения службы непосредственно в войсках. Более 27 лет в армию и полицию шли 30-летние и 40-летние социальные аутсайдеры, которые не смогли устроиться на «гражданке». И тут я позволю себе такие размышления. Норма в 12,5 последних лет непрерывной службы, дающих право на пенсию, существовала и в советское время. Ее ввели в стремлении укрепить партийный состав, поскольку уже появились негативные тенденции в развитии СССР. На пенсионное содержание подобных сотрудников из партийных рядов затратили огромные средства, но и это не спасло страну от развала. К чему это я? Льгота в 12,5 года бесполезна и глубоко вредна, приносит прямой ущерб кадровой политике, служебно-боевой и оперативной работе силовых структур, поскольку она приводит в армию, полицию и органы нацбезопасности совершенно посторонних и некомпетентных людей. Не в этом ли одна из причин, что декларируемые реформы правоохранительных органов неэффективны и даже провальны?
Одновременно сложилась парадоксальная ситуация. Военнослужащим, имеющим выслугу 12,5 года, порой стали назначать пенсию больше, чем ранее уволенным кадровым офицерам, среди которых есть и те, кто воевал в Афганистане и «горячих точках», прошел полигоны, участвовал в становлении нашей независимости.
В 2009 году, то есть ровно десять лет назад, Министерство культуры и информации заказало республиканскому общественному объединению «Совет генералов» проект, который назвали «Организация комплекса мероприятий по защите прав и законных интересов военнослужащих». По итогам издали книгу «Защита прав и законных интересов военнослужащих Республики Казахстан», которая есть в электронном каталоге Национальной академической библиотеки, где с ней можно ознакомиться в полном объеме. Так вот, по поводу этих 12,5 года эксперты выразили единогласное мнение, что справедливость в вопросе выхода на пенсию лиц, находящихся на военной службе, требует отмены этого права на военную пенсию. Самим людям в погонах стало весьма очевидно, что у нас появилось немало пенсионеров, которые, имея за плечами стаж гражданского труда, пришли в армию на те самые 12,5 года, чаще всего на руководящие позиции, чтобы оттуда отправиться на заслуженный отдых, прихватив и военную пенсию, и военные льготы. Они приходят в армию или полицию не для того, чтобы укрепить оборону или охранять права граждан. Для них это всего лишь дорога быстрого выхода на пенсию. Необходимо создать равноправные условия для прохождения службы офицеров. «Положительный эффект заключается также в том, что за счет исключения этой нормы будут изысканы значительные дополнительные средства для повышения пенсионных выплат военным пенсионерам из числа кадрового состава», - такой коллективный вывод сделали участники республиканского проекта. Предельно просто, ясно и даже уникально, что сами военнослужащие просят отменить одну из норм пенсионного законодательства! Но за этим никаких шагов не последовало. Законодатель почему-то не услышал позиции действующих и уволенных офицеров. Никак нет! Миллиарды народных денег ежегодно все также уходят на пенсионное содержание лиц, которые в два раза меньше служат, чем кадровые военнослужащие. Существенная особенность состоит и в том, что при определении размера пенсии главную роль играют не годы службы, а размер оклада на последней занимаемой должности. Потому много случаев в армии, Погранслужбе КНБ, Нацгвардии и других воинских структурах, когда коррупция или протекция помогает занять высокие должности, откуда открывается дорога к высокой пенсии. Надо признать, что вопросы призыва на службу, ее прохождения и выгодного пенсионного увольнения стали частью системной коррупции в силовых структурах.
Мало кому известно, что наши законотворцы так щедро распоряжаются народными деньгами, что даже не спросив своего народа 23 апреля 2014 года внесли в Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» дополнение, которое лицами, получающими пенсию за выслугу лет сделало… прокуроров! Причем действие пенсионного законодательства в части 12,5 года непрерывной службы при общем трудовом стаже 25 лет стало иметь обратную силу и для примерно десяти тысяч прокуроров, уже находящихся в отставке и уволенных без пенсии. Только подумайте, что прокуроры будут делать на пенсии по выслуге в 45 лет, когда до общегражданского возраста выхода на пенсию в 63 года остается целых 18 лет? И в чем заключается риск для жизни и какие тяготы и лишения службы они несут, если занимаются работой в рамках Трудового кодекса? Сравните. В отличие от прокурора командир воинской части как единоначальник несет полную уголовную и гражданско-правовую ответственность за боеготовность, состояние воинской дисциплины и жизнь личного состава. Не спорю, прокуроры должны иметь высокую зарплату. Но на военную пенсию по выслуге лет должны рассчитывать военные прокуроры. В мире нет общепринятой практики, когда все прокуроры уходят на пенсию как военные.
- Известно число пенсионеров, находящихся в запасе или отставке из числа военнослужащих и других силовиков?
- С 2020 года государство будет требовать от всех граждан декларацию доходов и имущества. Но почему-то налогоплательщик не может ознакомиться с расходами на содержание силовых структур, в том числе выделяемыми на пенсионное обеспечение их работников. Сейчас пенсионеров только системы Минобороны более 18 тысяч, из которых примерно треть имеют 12,5 года военной выслуги. В 2018 году на выплату пенсий Минобороны выделили 27 миллиардов тенге, а на 2019 год запланировано 30 миллиардов тенге. В МВД более 35 тысяч пенсионеров. У нас вообще тенденция к увеличению числа пенсионеров. Скоро на производстве и в сельском хозяйстве работать будет некому, а улицы между тем полны людьми в погонах. Параллельно снижается боеготовность из-за оттока настоящих профессиональных военных кадров, которые, пользуясь законодательством в общие 25 лет выслуги военной службы, уходят на пенсию, например, по болезни. На их место приходят люди с «гражданки», которые служат до 48 или 55 лет, чтобы добрать те самые 12,5 года выслуги для выхода на военную пенсию. Между тем в России согласно правил давно отказались от практики увольнения офицеров по так называемому «ограниченному состоянию здоровья». Их обязаны направлять дослуживать, например, в военкоматы, высшие учебные заведения - с сохранением предыдущего должностного оклада, чтобы не ущемлять в правах будущего пенсионера. Простыми словами говоря, тех, кто столкнулся с незначительным ухудшением здоровья или получил легкую инвалидность, стараются использовать на службе как можно дольше. У нас же в военкоматах в большинстве случаев сержанты и офицеры без военного образования и без какого-либо желания служить в войсках. Хочу попросить главу Минобороны Нурлана Ермекбаева поручить исследовать кадровую проблему, вопросы карьерного роста офицеров и факторы, способствующие оттоку профессиональных кадров.

- Вам известна позиция Минтруда и соцзащиты населения по вопросу дифференциации пенсий силовиков?
- У нас не экономят средств на действующий силовой аппарат, который без ущерба можно сократить на 20 процентов. Например, ООН считает нормой соотношение 300 полицейских на 100 тысяч населения. У нас же на 100 тысяч граждан - 471 полицейский! В МВД намерены сократить это число до 424. А почему бы не выполнить рекомендации ООН?
Кроме того, не все лица в штате самой армии, специальных органах и МВД должны иметь воинские и специальные звания, поскольку есть функции, которые непосредственно не связаны с выполнением военных, оперативных или правоохранительных задач, стоящих перед этими органами. Но почему-то государство упорно содержит этих лиц на штатных должностях и тратит немалые средства на их материальное содержание. Возьмем опыт России. Многие, наверное, обратили внимание, что Минобороны России использует две формы одежды: военную и военизированную. Согласно Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года в их Вооруженных силах введены категории государственных гражданских служащих с присвоением им классных чинов. На них возлагают вспомогательные функции по обеспечению военной деятельности. Эти государственные чиновники являются гражданскими лицами, имеют классные чины, работают по месту жительства по нормам трудового законодательства в воинских частях и учреждениях юристами, врачами поликлинического профиля, финансистами, канцелярскими служащими, работниками продовольственного и хозяйственного обеспечения. Они военнообязанные и в случае войны автоматически будут призваны на военную службу. Но в мирное время на них не распространяется пенсионное военное законодательство. Также в России по достижения общегражданского возраста выхода на пенсию военные пенсионеры получают надбавку за проработанный гражданский труд после увольнения. Почему бы нам не перенять этот отработанный порядок?
В 2018 году Казахстан занял 14 место по уровню инфляции в мире. Повышение пенсий производят ежегодно. С 1 января 2019 года пенсии увеличили на 7 процентов, поскольку в 2018 году официальный уровень инфляции у нас составил 6,59 процента. И эту прибавку семи процентов к пенсии следует воспринимать как компенсацию за падение курса тенге. Несмотря на обращения рабочей группы, в которую входят представители ветеранских организаций, Минтруда не рассматривает вопрос дифференцированного повышения пенсий. Почему? Не потому что нет денег у государства, а потому что это министерство «заблудились в трех соснах». Оно ссылается на почти ежегодное повышение размеров пенсионных выплат. И высказывает опасение, что повышение пенсий военным приведет к социальной напряженности со стороны гражданских пенсионеров. Хотелось бы знать, откуда такой вывод и на основе каких исследований он сделан.
Что вы предлагаете для усовершенствования пенсионного законодательства для силовиков?
Считаю, что эту проблему должны внимательно изучить в администрации президента и правительстве.
Во-первых, необходимо провести разовое дифференцированное исправление размеров пенсионных выплат для работников силовых структур с целью устранения диспропорций в размерах пенсионных выплат пенсионеров, уволенных в запас в разные периоды времени при равных условиях прохождения службы, равных воинских и специальных званиях и равных выслугах лет. То есть поднять выплаты тем, кто оказался обделен в силу изложенный выше причин. И законодательно определить ежегодное повышение пенсий в соответствие с новым уровнем денежного довольствия, в том числе с учетом воинских и специальных званий, установленных для действующих военнослужащих, работников специальных и правоохранительных органов.
Во-вторых, исключить из пенсионного Закона подпункт 3 пункта 1 статьи 64 и иные нормы, которые позволяют получать военную пенсию лицам, отдавшим службе последние 12 лет и шесть месяцев при трудовом гражданском стаже 25 лет. Выслуга выхода на пенсию для всех должна быть равной в 25 лет, причем желательно в календарном исчислении. Мнение ветеранов и действующих кадровых офицеров указывает на ненужность этой правовой нормы, а также на ее прямой вред обеспечению национальной безопасности.
В-третьих, разработать и принять Закон о государственной гражданской службе в Вооруженных силах, других воинских структурах, специальных и правоохранительных службах, который определит статус лиц, не являющихся военнослужащими. Чтобы сэкономить бюджетные средства, нужно оптимизировать штаты силовых структур и сократить должности, которые предусматривают наличие воинских и специальных званий, классных чинов.
В своем Послании народу Казахстана от 5 октября 2018 года «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» глава государства поручил проводить активную работу по социальной защите граждан. Считаю, что вопросы, которые мы здесь обсудили, должны быть объективно доложены президенту – и как председателю Совета безопасности и Верховному Главнокомандующему Вооруженными силами для принятия справедливых мер.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение