|
Ирина Гайкалова
Бой с курением в республике пока проигран. Можно с уверенностью сказать: незначительное повышение налогов на табачные изделия, которое произошло в прошлом году, никак не повлияет на ситуацию с табакокурением. Самое печальное, что в число курящих при таком положении дел вовлекается все больше детей и подростков - потенциальных потребителей будущего, о наличии которых как раз и мечтают производители. Но нужно ли это государству?
Табачная индустрия может сколько угодно заниматься благотворительностью в разных странах, строить социальные объекты, развивать культуру и искусство, но суть ее бизнеса остается яснее ясного. Если выражаться просто, то этот вид деятельности называется зарабатывать на здоровье людей. И вовлечение все новых и новых потребителей табака, начиная с детского возраста, это тоже цель производителей. Есть у продукта одна неприятная, но выгодная для продавца особенность - он вырабатывает устойчивую привычку к себе, избавиться от которой не удается порой в течение всей жизни.
О вредном воздействии курения не знает разве что младенец. И все-таки напомним несколько “занимательных” фактов. По информации, предоставленной нам специалистами Национального центра проблем формирования здорового образа жизни, 90 процентов умирающих от рака легких - курильщики. Снижение потенции наблюдается у каждого второго курильщика в возрасте старше 30 лет. Многие курящие женщины страдают бесплодием.
Говорит Алма Жилкайдарова, национальный координатор по курению НЦПФЗОЖ: “Курение плохо влияет на любой орган человеческого организма. Да, можно возразить, что есть и положительный эффект от него. Например, повышение тонуса организма. Но это обычно быстропроходящий эффект. Или, например, можно сказать, что курение - это инструмент для общения, налаживания контактов. Но мы никак не можем поставить на одну доску удовольствие и фатальность заболеваний, которые возникают от воздействия табака. Ничто не может оправдать и обосновать нужность курения”.
Что происходит в Казахстане? Масштабы потребления табака в целом не снижаются. В 2003 году тогдашний вице-министр здравоохранения Сауле Диканбаева приводила такие факты: в республике курит треть населения, или 5 миллионов человек. Среди молодых людей 18-29 лет курит каждый второй, среди подростков - каждый пятый. “В настоящее время табакокурение представляет собой огромную социальную опасность, как по тяжести последствий, так и по масштабам распространенности, - говорила С.Диканбаева. - Мы можем спасти тысячи людей благодаря национальной политике всестороннего контроля за табаком”. В том же году Законом РК “О профилактике и ограничении табакокурения” на территории Казахстана введены в действие ряд ограничений. Согласно закону, запрещено курение в публичных местах и организациях, поездах, в салонах автобусов, маршрутных такси, зданиях аэропортов, железнодорожных вокзалах и так далее - почти везде и всюду.
Но кто-нибудь из нас помнит сегодня об этом законе? Кто-нибудь пресек попытку закурить водителя автобуса или продавца на базаре? Кто-нибудь был наказан за курение в общественном месте? Вывод: закон абсолютно бездействует - с самого своего рождения он стал пустой и никому не интересной формальностью. И никаких сдвигов в лучшую сторону по снижению “социальной опасности” курения не произошло. Да, фиксируется, что в последние несколько лет число курящих взрослых снизилось, но при этом количество дымящих подростков продолжает неуклонно расти. То есть все осталось на своих местах. Более того, этот показатель должен еще больше страшить, потому что говорит о будущих поколениях, все более и более вовлекаемых в процесс курения.
Мировая практика знает единственный действенный метод быстро изменить ситуацию - резко и сильно повысить налоги на табачные изделия. Это называется непопулярной мерой. Но что делать, если на карту поставлено здоровье народа?
К чему ведет повышение налогов - известно. К росту цен на продукцию. А это сразу же “отметает” часть потребителей: молодых и бедных людей, которые восприимчивы к изменениям цены, бывших курильщиков, которые не станут снова курить, детей, которые элементарно не смогут приобрести сигареты.
Табачная индустрия тоже знает, каков может быть ожидаемый эффект от этой меры. Так, известный всем Филипп Моррис в 1987 году писал: “Джеффри Харрис из МТИ подсчитал, что... в США рост цен в 1982-83 годах привел к тому, что два миллиона взрослых прекратили курить, и это воспрепятствовало 600 000 подростков начать курить... Нам не нужно, чтобы это произошло снова”.
Не правда ли, впечатляющие цифры? Производителям есть, над чем задуматься и чему противостоять. Чем они и занимаются, всячески противодействуя сужению рынков сбыта. Казахстан тоже хороший и благодатный потребитель. За него стоит побороться.
Вот некоторые данные для сравнений и выводов. Величина акцизного налога в странах Европейского союза колеблется от 52 процентов в Литве и Швеции до 78 процентов - в Словакии. Величина акцизного налога в странах СНГ: от 23,1 процента в Узбекистане до 44 в Армении. В Казахстане - всего 19,2 процента! Чувствуете разницу с Евросоюзом или даже с Арменией?
А если посмотреть на цены, то они впечатляют еще больше. К примеру, в среднем пачка сигарет в Германии стоит 4,7 евро (752 тенге по текущему курсу), во Франции 5 евро (800 тенге), в Великобритании 8 евро (1280 тенге). В странах СНГ - от 0,31 евро (50 тенге) в Казахстане до 1,09 евро в Литве. В нашей республике самые низкие цены на сигареты из всех стран СНГ, а значит, самый высокий доступ к ним практически всех слоев населения.
Итак, о чем говорят примеры стран. Во Франции, Великобритании, Ирландии, Швеции, Польше, Эстонии, Латвии отмечается прямая зависимость: по мере того, как цены на сигареты повышаются, уменьшается их потребление. Если в 1990 году при стоимости пачки сигарет чуть более 2 евро во Франции потреблялось более ста миллионов сигарет в год, то в 2006-м при цене 5 евро - чуть более 20 миллионов. В Великобритании при цене 2,5 евро - около 90 миллионов штук в 1990 году, а в 2007 году при цене 4,5 евро - уже около 50 миллионов сигарет в год.
У противников повышения акцизов всегда есть два главных контраргумента - потери государством поступлений от налогов “табачников” и контрабанда сигарет. Действительно, снижение поступлений произойдет, но так ли уж это будет критично для бюджета республики? А если подумать о здоровье народа, то можно и поступиться некоторыми потерями. Другая проблема (если она действительно существует) - контрабанда сигарет. Есть на этот счет пример Южной Африки. Там в один момент акциз был увеличен на 450 процентов. Статистика говорит, что контрабанда выросла от 0 процентов до 6. Можно сказать, что это минимальный рост, совершенно незначительное увеличение. И бороться с контрабандой всегда можно, есть же для этого, в конце концов, таможенная служба у государства. Зачем же делать из шести процентов такую неразрешимую проблему? Надо признаться честно: или мы хотим бороться с курением, или не хотим, а значит, ограничимся превентивными мерами, которые в конечном итоге никак не скажутся на росте потребления. Как показывает опыт, медленное повышение налога не дает почти никакого эффекта. Табачные компании будут пытаться сгладить ситуацию не повышением цены на сигареты, а уступкой части прибыли. Что и произошло сегодня в Казахстане. Принятое повышение акцизов привело к увеличению цены на пачку сигарет максимум до 20 тенге. Кто-нибудь заметил разницу? |