|
Сагымбай Козыбаев
Перо Букейханова, или О музее прессы Не счесть, сколько и каких только в мире музеев! В топ-10 общемировых входят Лувр, музей Ватикана, Эрмитаж и, что удивительно, - национальные музеи Китая и Кореи. К слову, первый публичный российский музей - Кунсткамера - располагался первоначально в доме опального боярина Александра Кикина в 1719 году и назывался “Кикины палаты”. После Питера на постсоветском пространстве взор поражает музейный облик Киева. Кроме прочего, здесь есть скансен - музей под открытым небом “Пирогово”, в нем более трехсот объектов. В Бангкоке весь день ушел на осмотр подобного музея “Древний Сиам”. Вернемся к родным пенатам. Задаюсь вопросом: сколько же в Казахстане музеев? Официально - 167, около десятка из них в Алматы. Но почему же наши люди не осведомлены еще об одном в южной столице? В реестре его не нашлось. А между тем он затмевает многие. Несколько дней ходил потрясенный от увиденного. В огромном подвальном помещении Французского дома (Абая - Назарбаева) открыт вот уже года четыре уникальный своими экспонатами музей, в переносном смысле его можно бы назвать музеем номадов. Ибо получаешь полное представление об этнографии, истории и обиходе степняков. Вход меж тем бесплатный, открыт для всех посетителей. Накрытый плотным запахом французских духов, а затем, спустившись по широкой анфиладе мраморных лестниц, попадаешь в мир тысяч уникальных экспонатов, собранных энтузиастами - подлинными ценителями прекрасного.
Советую посетить и убедиться лично. Полнейший расклад оружия нескольких веков, а от золота, украшений казахских степных царевен уж точно зарябит в глазах. Экскурсовод (как и положено, в музее есть охрана и обслуживающий персонал) между делом изрекает: “Вот вещи, принадлежавшие Абылай хану”. Кто бы сомневался: и казахам есть что показать, чем гордиться. Но это нужно разыскать, собрать, потратить средства. А пишу об этом вот почему. Человек, кому принадлежит заслуга появления этого музея, как истинный патриот страны, задался новой идеей - созданием другого музея - прессы. Пару десятков лет назад коллеги показали мне в Киевском государственном университете имени Шевченко небольшой музей, оборудованный в студенческой аудитории и посвященный истории украинской журналистики. Появилась задумка создать нечто подобное у себя на факультете журналистики КазНУ имени аль-Фараби, который тогда возглавлял в качестве декана. Стали собирать экспонаты, что-то накопили, но затея оказалась неподъемной - и заглохла. Заела текучка и, что скрывать, - апатия коллег. Нынче под эгидой двух популярных в стране газет - “Новое поколение”, “Московский комсомолец” в Казахстане” - и Академии журналистики Казахстана создали инициативную группу из компетентных лиц по сбору материалов для будущего музея. Помещение определили. Дело за малым - сбором. Первые экспонаты имеются. Обращаемся к общественности и прежде всего к коллегам - журналистам, писателям - с просьбой поделиться раритетами, иллюстрирующими полуторавековую историю отечественной прессы (в целом СМИ), связанную с именами духовных лидеров нации, начиная с Алихана Букейханова и его последователей. Кроме всего прочего, это и личные вещи писателей-публицистов, атрибутика самих редакций: знаменательные номера газет, значки, удостоверения, награды - все то, что относится к емкому понятию “история СМИ Казахстана”. Отныне они станут реликвией не конкретной семьи, а всего общества. P.S. Связь: редакции указанных газет и ваш покорный слуга.
Два друга Припоминается один из случаев в годы студенческой учебы в Ленинграде. В Трубецком бастионе Петропавловской крепости (главная тюрьма России с 1703 года. - С.К.) по моей просьбе показали клеть-одиночку, в которой в 1861 году за активное участие в студенческих волнениях отбывал наказание Григорий Потанин (1835-1920). После чего ему приказали покинуть Петербург. Но судьбе было угодно, что в Петербург возвращался Потанин еще восемь раз и жил, будучи членом Русского географического общества, порой по несколько лет (1874, 1878, 1880-1883, 1888, 1890-1892, 1893-1894, 1898, 1900). 15 мая 1862 года, продержав в омской тюрьме в ожидании приговора целых три года, Потанина подняли в четыре часа утра, посадили в высокую колесницу и отправили к эшафоту, устроенному на берегу реки Омь у входа на тогдашнюю базарную площадь. На грудь повесили доску с надписью “Государственный преступник”. Примотали руки к столбу и зачитали приговор - 15 лет каторжных работ. Так совершили обряд гражданской казни. Что мы знаем о Григории Николаевиче Потанине? То, что родился в семье сибирского казака в Ямышевской крепости (ныне село Ямышево Павлодарской области). Что был ближайшим другом Шокана Уалиханова, они вместе учились в Омском кадетском корпусе. Что пережил своего друга на 55 лет. Что речь о прославленном путешественнике. Кроме пяти экспедиций, которые он лично организовал в Монголию и Китай, совершил также кругосветное путешествие по маршруту Петербург - Карлсрун (Швеция) - Плимут (Англия) - Гибралтар - Неаполь - Суэцкий канал - Батавия (ныне Джакарта). Как и Шокан, которому не суждено было уже узнать о дальнейшей судьбе своего друга (Уалиханов умер в 1865 году), Потанин слыл разносторонним ученым-энциклопедистом. Географ, этнограф, историк, публицист, фольклорист, ботаник - это все он в одном лице.
|
Григорий Потанин
|
Не всем известны многие факты казахстанской жизни Григория Николаевича. Какая судьба у потомственного казака? Конечно, военная служба. Потанин состоял в специальном отряде полковника Перемышльского, которому приказали осмотреть Заилийский край, при сопротивлении местного населения (такое случалось) захватить его и выбрать место постоянной дислокации. Так возник город Верный (Алматы). Потанин впоследствии изложит эти события, связанные с присоединением Семиречья к России. На берегу реки Каскелен южные казахи собрались на свое вече - “принять ли русских в дреколья или с распростертыми объятиями”. Потанин тепло описывает дружелюбие казахов, вводит термин “тамыр”, то есть друзья. И деталь - “верблюды, навьюченные сабами с кумысом. Его было так много, что каждому казаку досталось по чашке”. Потанин пробыл в Семиречье два года, вернулся в Семипалатинск - место первоначальной службы, затем последовало и новое назначение - казахстанский Алтай. В 1857 году его отозвали на службу в Омск.
* * * Омский период жизни связан с политикой. Его казачий патриотизм охладевает, и он превращается в сибирского патриота. “В патриархальном Алтае и в десять лет я не узнал бы того, что узнал в Омске за один год”, - пишет Потанин. Шокан знакомит друга с поэзией Гейне, дает ему выпуски “Современника” и “Отечественных записок” - демократических изданий того времени. И самое главное - знакомит с Петром Семеновым (Тянь-Шанский, 1827-1914), Федором Достоевским, с поэтом-петрашевцем Сергеем Дуровым. Состоялось знакомство и со ссыльным Михаилом Бакуниным - теоретиком анархизма, народничества и панславизма. После семи лет заключения в Петропавловской крепости и затем в Шлиссельбурге его перевели на вечное поселение в Сибирь, и он поселяется в Томске. Петр Петрович Семенов, встретившись у Шокана с Потаниным, советует им обоим выбраться в Петербург для учебы, а если останутся они в Сибири, дескать, из них ничего не выйдет. Весной 1858 года (Потанину 23 года) благодаря хлопотам Семенова и Бакунина, а также прямого содействия Шокана, который к этому времени стал адъютантом Западно-Сибирского генерал-губернатора, Потанин раз и навсегда освобождается от пожизненной военной службы. Совсем скоро дороги друзей вновь скрестятся - уже в Петербурге.
|
Шокан Уалиханов
|
* * * Потанин - один из немногих, кто остался до конца жизни верным другом Шокана. Он оставил памятные записи, вместе с Н.Веселовским в 1904 году издал посмертные сочинения Уалиханова. Всю жизнь Потанин с неизменной любовью и восхищением вспоминал своего друга, десятки раз возвращался к памяти его в своих сочинениях. Развивался Шокан быстро, опережая русских товарищей. Кроме природного ума он имел и другие преимущества. “Один их моих однокашников рассказывал мне впоследствии, что у него сохранилось воспоминание, как он был поражен мечтами Чокана, - пишет Потанин. - Группа кадетов стояла у задних ворот корпусного двора, выходивших на Иртыш. Отсюда открывался вид на степь: безлесая равнина с уходящим в бесконечность горизонтом. Чокан стоял в группе и развивал свою мечту, может быть, он когда-нибудь проникнет в эту степь до южных пределов, где начинается загадочный Китай...”. Другая запись: “Когда мы, я и Чокан, жили в Омске, мы очень часто виделись. Во время этих свиданий он строил планы о наших будущих совместных путешествиях. В них он заносился далеко; в то время границы Китая были еще закрыты для въезда и можно было лишь мечтать о путешествии инкогнито, под прикрытием какой-нибудь маски проникнуть в загадочные недра Поднебесной империи...”. Уже к концу века Потанин специально ездил к отцу и братьям Шокана в Сырымбет - родовую усадьбу Уалихановых. Написал пространный очерк “В юрте последнего киргизского царевича”, который заканчивает словами: “Одно из самых дорогих воспоминаний о Чокане, который должен считаться самой лучшей личностью, вышедшей до сих пор из киргизского народа. Замечу еще раз, что в сердце Чокана любовь к своему народу соединялась с русским патриотизмом. Два патриотизма, общий и частный, легко уживались в одном человеке. В жизни Чокана, если бы она была описана, нашлись бы указания, что нужно сделать для того, чтобы водворить и распространить русские идеи в киргизском народе”. До конца жизни Потанин был связан с Казахстаном. Он тесно дружил с духовными лидерами нации, начиная с Алихана Букейханова и кончая Магжаном Жумабаевым. Ахмет Байтурсынов, Миржакып Дулатов посвятили ему поэтические произведения.
* * * Именем Григория Потанина назван крупнейший ледник длиной до 20 километров в Монгольском Алтае. А также один из главных хребтов в 800-километровой горной системе Наньшань в китайских провинциях Ганьсу и Циньхай, в свое время детально исследованных отважным путешественником. Именем Потанина названы более 60 растений - такой чести не удостаивался ни один ученый-ботаник в мире. В Павлодаре областному краеведческому музею присвоено имя Потанина, в целом ряде сибирских городов - Новосибирске, Иркутске, Омске, Томске, Барнауле - есть улицы его имени. Прах Григория Николаевича Потанина покоится в Университетской роще Томска, где он прожил восемнадцать последних лет жизни.
|
Бюст А. Букейханова в штаб-квартире МПА СНГ в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге
|
Со своей колокольни Возраст и время. Есть ли взаимосвязь? Безусловно. Пока юн - ждешь не дождешься взросления. Наступает к семнадцати годам время выбора профессии, во многом он окончательно неосознанный. Студенческие годы - самые таинственные, нежные и чуть-чуть беззаботные, жизнь у поросли - от сессии до сессии. А уже совсем взрослым, на закате жизни - весь в болячках и озабоченный бытом - от зарплаты до зарплаты, от пенсии до пенсии. Где бы ни было, при любом строе, при любом правителе, так завершать жизнь негоже. Каждый человек заслуживает явно большего. Поговорите с любым из встречных взрослых, он пожелает тебе прежде всего здоровья. И о чем думает - скажет прямо как на духу. И как видит лично со своей колокольни все обстоятельства текущей, как река, жизни. Люди все одинаковые. Только у одного чуть больше извилин и мудрости, у другого - расторопности, позволяющей быть как бы всю бренность на плаву, у третьего - вдоволь хамства, наглости, на худой конец - шустроты и умения объегорить ближнего. Есть понятие “люд”, есть и более высокие - народ, этнос, общество. Не каждый достигает их благорасположения. По большому счету - это единственный критерий, чтобы остаться в памяти потомков как можно дольше. А критерий этот завоевывается лишь усердием. Как не согласиться с Максимом Горьким, который однажды между делом заметил: “Если людей по работе ценить, тогда лошадь - лучше всякого человека”. Может, кого-то фраза смутит, но как верно подмечено.
|