ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Этюды на полях Исследования

Сагымбай Козыбаев

Перо Букейханова, или О музее прессы
Не счесть, сколько и каких только в мире музеев! В топ-10 общемировых входят Лувр, музей Ватикана, Эрмитаж и, что удивительно, - национальные музеи Китая и Кореи. К слову, первый публичный российский музей - Кунсткамера - располагался первоначально в доме опального боярина Александра Кикина в 1719 году и назывался “Кикины палаты”.
После Питера на постсоветском пространстве взор поражает музейный облик Киева. Кроме прочего, здесь есть скансен - музей под открытым небом “Пирогово”, в нем более трехсот объектов. В Бангкоке весь день ушел на осмотр подобного музея “Древний Сиам”.
Вернемся к родным пенатам. Задаюсь вопросом: сколько же в Казахстане музеев? Официально - 167, около десятка из них в Алматы.
Но почему же наши люди не осведомлены еще об одном в южной столице? В реестре его не нашлось. А между тем он затмевает многие.
Несколько дней ходил потрясенный от увиденного. В огромном подвальном помещении Французского дома (Абая - Назарбаева) открыт вот уже года четыре уникальный своими экспонатами музей, в переносном смысле его можно бы назвать музеем номадов. Ибо получаешь полное представление об этнографии, истории и обиходе степняков. Вход меж тем бесплатный, открыт для всех посетителей. Накрытый плотным запахом французских духов, а затем, спустившись по широкой анфиладе мраморных лестниц, попадаешь в мир тысяч уникальных экспонатов, собранных энтузиастами - подлинными ценителями прекрасного.

 

 

Советую посетить и убедиться лично. Полнейший расклад оружия нескольких веков, а от золота, украшений казахских степных царевен уж точно зарябит в глазах. Экскурсовод (как и положено, в музее есть охрана и обслуживающий персонал) между делом изрекает: “Вот вещи, принадлежавшие Абылай хану”.
Кто бы сомневался: и казахам есть что показать, чем гордиться. Но это нужно разыскать, собрать, потратить средства.
А пишу об этом вот почему. Человек, кому принадлежит заслуга появления этого музея, как истинный патриот страны, задался новой идеей - созданием другого музея - прессы.
Пару десятков лет назад коллеги показали мне в Киевском государственном университете имени Шевченко небольшой музей, оборудованный в студенческой аудитории и посвященный истории украинской журналистики. Появилась задумка создать нечто подобное у себя на факультете журналистики КазНУ имени аль-Фараби, который тогда возглавлял в качестве декана. Стали собирать экспонаты, что-то накопили, но затея оказалась неподъемной - и заглохла. Заела текучка и, что скрывать, - апатия коллег.
Нынче под эгидой двух популярных в стране газет - “Новое поколение”, “Московский комсомолец” в Казахстане” - и Академии журналистики Казахстана создали инициативную группу из компетентных лиц по сбору материалов для будущего музея. Помещение определили. Дело за малым - сбором. Первые экспонаты имеются. Обращаемся к общественности и прежде всего к коллегам - журналистам, писателям - с просьбой поделиться раритетами, иллюстрирующими полуторавековую историю отечественной прессы (в целом СМИ), связанную с именами духовных лидеров нации, начиная с Алихана Букейханова и его последователей. Кроме всего прочего, это и личные вещи писателей-публицистов, атрибутика самих редакций: знаменательные номера газет, значки, удостоверения, награды - все то, что относится к емкому понятию “история СМИ Казахстана”. Отныне они станут реликвией не конкретной семьи, а всего общества.
P.S. Связь: редакции указанных газет и ваш покорный слуга.


Два друга
Припоминается один из случаев в годы студенческой учебы в Ленинграде. В Трубецком бастионе Петропавловской крепости (главная тюрьма России с 1703 года. - С.К.) по моей просьбе показали клеть-одиночку, в которой в 1861 году за активное участие в студенческих волнениях отбывал наказание Григорий Потанин (1835-1920). После чего ему приказали покинуть Петербург. Но судьбе было угодно, что в Петербург возвращался Потанин еще восемь раз и жил, будучи членом Русского географического общества, порой по несколько лет (1874, 1878, 1880-1883, 1888, 1890-1892, 1893-1894, 1898, 1900).
15 мая 1862 года, продержав в омской тюрьме в ожидании приговора целых три года, Потанина подняли в четыре часа утра, посадили в высокую колесницу и отправили к эшафоту, устроенному на берегу реки Омь у входа на тогдашнюю базарную площадь. На грудь повесили доску с надписью “Государственный преступник”. Примотали руки к столбу и зачитали приговор - 15 лет каторжных работ. Так совершили обряд гражданской казни.
Что мы знаем о Григории Николаевиче Потанине? То, что родился в семье сибирского казака в Ямышевской крепости (ныне село Ямышево Павлодарской области). Что был ближайшим другом Шокана Уалиханова, они вместе учились в Омском кадетском корпусе. Что пережил своего друга на 55 лет. Что речь о прославленном путешественнике. Кроме пяти экспедиций, которые он лично организовал в Монголию и Китай, совершил также кругосветное путешествие по маршруту Петербург - Карлсрун (Швеция) - Плимут (Англия) - Гибралтар - Неаполь - Суэцкий канал - Батавия (ныне Джакарта).
Как и Шокан, которому не суждено было уже узнать о дальнейшей судьбе своего друга (Уалиханов умер в 1865 году), Потанин слыл разносторонним ученым-энциклопедистом. Географ, этнограф, историк, публицист, фольклорист, ботаник - это все он в одном лице.

 

alt

Григорий Потанин

 

Не всем известны многие факты казахстанской жизни Григория Николаевича. Какая судьба у потомственного казака? Конечно, военная служба. Потанин состоял в специальном отряде полковника Перемышльского, которому приказали осмотреть Заилийский край, при сопротивлении местного населения (такое случалось) захватить его и выбрать место постоянной дислокации. Так возник город Верный (Алматы). Потанин впоследствии изложит эти события, связанные с присоединением Семиречья к России. На берегу реки Каскелен южные казахи собрались на свое вече - “принять ли русских в дреколья или с распростертыми объятиями”. Потанин тепло описывает дружелюбие казахов, вводит термин “тамыр”, то есть друзья. И деталь - “верблюды, навьюченные сабами с кумысом. Его было так много, что каждому казаку досталось по чашке”.
Потанин пробыл в Семиречье два года, вернулся в Семипалатинск - место первоначальной службы, затем последовало и новое назначение - казахстанский Алтай. В 1857 году его отозвали на службу в Омск.

* * *
Омский период жизни связан с политикой. Его казачий патриотизм охладевает, и он превращается в сибирского патриота. “В патриархальном Алтае и в десять лет я не узнал бы того, что узнал в Омске за один год”, - пишет Потанин.
Шокан знакомит друга с поэзией Гейне, дает ему выпуски “Современника” и “Отечественных записок” - демократических изданий того времени. И самое главное - знакомит с Петром Семеновым (Тянь-Шанский, 1827-1914), Федором Достоевским, с поэтом-петрашевцем Сергеем Дуровым. Состоялось знакомство и со ссыльным Михаилом Бакуниным - теоретиком анархизма, народничества и панславизма. После семи лет заключения в Петропавловской крепости и затем в Шлиссельбурге его перевели на вечное поселение в Сибирь, и он поселяется в Томске.
Петр Петрович Семенов, встретившись у Шокана с Потаниным, советует им обоим выбраться в Петербург для учебы, а если останутся они в Сибири, дескать, из них ничего не выйдет.
Весной 1858 года (Потанину 23 года) благодаря хлопотам Семенова и Бакунина, а также прямого содействия Шокана, который к этому времени стал адъютантом Западно-Сибирского генерал-губернатора, Потанин раз и навсегда освобождается от пожизненной военной службы.
Совсем скоро дороги друзей вновь скрестятся - уже в Петербурге.

 

alt

Шокан Уалиханов


* * *
Потанин - один из немногих, кто остался до конца жизни верным другом Шокана. Он оставил памятные записи, вместе с Н.Веселовским в 1904 году издал посмертные сочинения Уалиханова.
Всю жизнь Потанин с неизменной любовью и восхищением вспоминал своего друга, десятки раз возвращался к памяти его в своих сочинениях.
Развивался Шокан быстро, опережая русских товарищей. Кроме природного ума он имел и другие преимущества. “Один их моих однокашников рассказывал мне впоследствии, что у него сохранилось воспоминание, как он был поражен мечтами Чокана, - пишет Потанин. - Группа кадетов стояла у задних ворот корпусного двора, выходивших на Иртыш. Отсюда открывался вид на степь: безлесая равнина с уходящим в бесконечность горизонтом. Чокан стоял в группе и развивал свою мечту, может быть, он когда-нибудь проникнет в эту степь до южных пределов, где начинается загадочный Китай...”.
Другая запись: “Когда мы, я и Чокан, жили в Омске, мы очень часто виделись. Во время этих свиданий он строил планы о наших будущих совместных путешествиях. В них он заносился далеко; в то время границы Китая были еще закрыты для въезда и можно было лишь мечтать о путешествии инкогнито, под прикрытием какой-нибудь маски проникнуть в загадочные недра Поднебесной империи...”.
Уже к концу века Потанин специально ездил к отцу и братьям Шокана в Сырымбет - родовую усадьбу Уалихановых. Написал пространный очерк “В юрте последнего киргизского царевича”, который заканчивает словами: “Одно из самых дорогих воспоминаний о Чокане, который должен считаться самой лучшей личностью, вышедшей до сих пор из киргизского народа. Замечу еще раз, что в сердце Чокана любовь к своему народу соединялась с русским патриотизмом. Два патриотизма, общий и частный, легко уживались в одном человеке. В жизни Чокана, если бы она была описана, нашлись бы указания, что нужно сделать для того, чтобы водворить и распространить русские идеи в киргизском народе”.
До конца жизни Потанин был связан с Казахстаном. Он тесно дружил с духовными лидерами нации, начиная с Алихана Букейханова и кончая Магжаном Жумабаевым. Ахмет Байтурсынов, Миржакып Дулатов посвятили ему поэтические произведения.

* * *
Именем Григория Потанина назван крупнейший ледник длиной до 20 километров в Монгольском Алтае. А также один из главных хребтов в 800-километровой горной системе Наньшань в китайских провинциях Ганьсу и Циньхай, в свое время детально исследованных отважным путешественником. Именем Потанина названы более 60 растений - такой чести не удостаивался ни один ученый-ботаник в мире.
В Павлодаре областному краеведческому музею присвоено имя Потанина, в целом ряде сибирских городов - Новосибирске, Иркутске, Омске, Томске, Барнауле - есть улицы его имени.
Прах Григория Николаевича Потанина покоится в Университетской роще Томска, где он прожил восемнадцать последних лет жизни.

 

alt

Бюст А. Букейханова в штаб-квартире МПА СНГ в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге


Со своей
колокольни
Возраст и время. Есть ли взаимосвязь? Безусловно. Пока юн - ждешь не дождешься взросления. Наступает к семнадцати годам время выбора профессии, во многом он окончательно неосознанный. Студенческие годы - самые таинственные, нежные и чуть-чуть беззаботные, жизнь у поросли - от сессии до сессии.
А уже совсем взрослым, на закате жизни - весь в болячках и озабоченный бытом - от зарплаты до зарплаты, от пенсии до пенсии. Где бы ни было, при любом строе, при любом правителе, так завершать жизнь негоже. Каждый человек заслуживает явно большего.
Поговорите с любым из встречных взрослых, он пожелает тебе прежде всего здоровья. И о чем думает - скажет прямо как на духу. И как видит лично со своей колокольни все обстоятельства текущей, как река, жизни.
Люди все одинаковые. Только у одного чуть больше извилин и мудрости, у другого - расторопности, позволяющей быть как бы всю бренность на плаву, у третьего - вдоволь хамства, наглости, на худой конец - шустроты и умения объегорить ближнего.
Есть понятие “люд”, есть и более высокие - народ, этнос, общество. Не каждый достигает их благорасположения. По большому счету - это единственный критерий, чтобы остаться в памяти потомков как можно дольше.
А критерий этот завоевывается лишь усердием. Как не согласиться с Максимом Горьким, который однажды между делом заметил: “Если людей по работе ценить, тогда лошадь - лучше всякого человека”. Может, кого-то фраза смутит, но как верно подмечено.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение