|
Ольга Шишанова Кража полотна известнейшего художника Архипа Куинджи наделала много шуму, а Третьяковская галерея в Москве в очередной раз за последние несколько месяцев оказалась в центре скандала. Грозит ли такая участь казахстанским музеям?
В мире ежедневно похищают сотни произведений искусства, нанося ущерб частным коллекционерам и художественным институциям, превышающий десятки миллионов долларов. За предыдущий десяток лет особенно “урожайным” в этом плане стал 2010 год. Так, в августе картину “Маки” известного художника Винсента ван Гога стоимостью 55 миллионов долларов похитили из каирского музея Мухаммеда Махмуда Халиля. Картину вырезали из рамки, причем, по мнению экспертов, это сделали профессионально. И, хотя пропажу сотрудники музея обнаружили в тот же вечер, по горячим следам найти полотно так и не удалось. Любопытно, что “Маки” уже похищали из этого же музея 40 лет назад - тогда для возвращения картины потребовалось десять лет. Месяцем ранее, в июле 2010 года, в одном из банков украли “Берег моря в штиль. Пейзаж с повозкой и лодкой” кисти русского художника-мариниста Ивана Айвазовского, стоимость которого на тот момент составляла 18 миллионов рублей. Как полотно оказалось вынесено из банка с круглосуточной охраной - осталось загадкой. В мае того же года ограбили на серьезную сумму в 100 миллионов долларов Парижский музей современного искусства “д*Орсэ”. Пять картин всемирно известных мастеров - Пабло Пикассо, Анри Матисса, Жоржа Брака, Амедео Модильяни и Фернана Леже - вынесли поздно ночью, элементарно взломав замок железной ограды и вырезав стекло в одном из окон галереи. Через полтора года французская полиция арестовала троих подозреваемых, но украденные картины до сих пор так и не удалось найти. Или курьезная история, случившаяся в том же году в Москве, когда трое неизвестных выследили после посещения оценщика 68-летнего пенсионера, перевозившего в багажнике своего старого “Форда” подлинник кисти известного русского художника Константина Коровина, работы которого во Франции, например, оценивают в миллионы франков, и, угрожая пистолетом, просто забрали полотно. Впоследствии оказалось, что картина принадлежала некоей москвичке, которая нашла ее на даче, разбирая вещи после смерти матери. Но так как полотно находилось уже в очень плохом состоянии, эксперты оценили его в 650 тысяч рублей. Разумеется, денег никто не получил. Не успел начаться следующий 2011 год, как из дома главы компании “Русское золото” Александра Таранцева похитили несколько подлинников русских живописцев Ивана Айвазовского, Ивана Шишкина и Ильи Репина. Их стоимость оценили в 50 миллионов долларов. Через год, в ноябре 2012-го, неизвестный похитил картину Эжена Делакруа из художественной галереи на улице Сент-Оноре в самом центре Парижа. Злоумышленнику удалось незаметно снять со стены акварель размером 19 х 11 сантиметров, после чего он спокойно ушел с места преступления, а стоимость украденной работы эксперты оценили в 650 тысяч евро. В этом же месяце злоумышленники, связав смотрителей, вынесли из галереи Art Museum, которая находится в столице ЮАР Претории, такие важные для истории национальной живописи произведения, как “Портрет вождя готтентотов” Хьюго Ноде и “Кошка с петуниями” Мэгги Лобсер - стоимость пары похищенных полотен превысила два миллиона долларов. Печальная участь постигла несколько полотен, что украли из музея в Роттердаме в октябре, и стоимость которых превышала 100 миллионов евро. Заметая следы, преступники сожгли несколько полотен, авторами которых оказались такие знаменитости, как Пабло Пикассо и Анри Матисс, Клод Моне и Поль Гоген... Такие списки можно оглашать до бесконечности - причем в 90 процентах случаев, как следует потом из полицейских протоколов, не понятно, куда смотрит охрана музеев, а в оставшихся 10 процентах удивляет беспечность сотрудников, как это произошло в той же Третьяковской галерее. Интересно, что интерпол давно уже вывел шкалу самых “любимых похищаемых” преступниками художников, куда, например, входят Пабло Пикассо, Марк Шагал и Иван Айвазовский. Однако “рекордсменом” по кражам его произведений является Рембрандт. Некоторые работы этого мастера, как, например, “Портрет Якоба де Гейна III”, крали и потом возвращали в музеи по несколько раз. Добавим, что большинство преступлений такого рода совершают в Западной Европе. Объясняется это просто: именно там сосредоточена значительная часть всех мировых культурных ценностей. В России масштабы такого воровства скромнее. В то же время, по данным интерпола, преступников любой страны чаще всего интересуют полотна художников именно XIX века, а также старинные иконы, гравюры и архивные документы. Если говорить о Казахстане, то, по мнению казахстанских экспертов, “наш народ еще не созрел до такого”. И это, с одной стороны, не может не радовать, с другой - дает лишний повод исполнительной власти быть более чем равнодушными к судьбе казахстанских музеев и галерей. Дело в том, что сегодня казахстанские музеи, не говоря уже о художественных галереях, вынуждены прибегать к услугам вневедомственной охраны. Поскольку МВД полностью отказалось от сотрудничества с музейщиками. То ли невыгодно стало, то ли еще по каким причинам, которые, кстати, не озвучивали, даже несмотря на неоднократные депутатские запросы по этой теме, но факт остается фактом - сегодня музеи вынуждены обращаться за помощью к частным охранным структурам. А это лишние затраты, особенно учитывая, что культурные учреждения в Казахстане до сих пор финансируют по остаточному принципу. А ведь музеям приходится доверять охране ни много ни мало культурное достояние нации плюс многомиллионные ценности, относящиеся к зарубежному искусству.
Астана |