|
Алла Иванилова Во вторник кабинет министров рассмотрел вопрос дальнейшего развития электронного правительства и оказания государственных услуг. К 2020 году в Казахстане планируют перевести 90 процентов всех государственных услуг в электронный формат, что сократит количество бумажных документов на 110 миллионов
За прошедший год в электронный формат перевели 64 новые госуслуги. В частности, теперь можно подать заявления на получение водительских прав и регистрацию транспортного средства в электронном формате. С момента запуска этими услугами воспользовались более 23 тысяч раз. Раньше регистрация транспорта занимала шесть часов, теперь - два. Регистрация при купле-продаже транспорта занимает только 20 минут. Исключили необходимость представления документов на бумаге. Через “Казпочту” реализовали возможность доставки готовых документов и номерного знака на дом. Помимо этого гражданам предоставили возможность выбора любого из уже изготовленных госномеров. Проведенный анализ портала E-gov показал, что востребованными среди населения являются услуги здравоохранения. В этой связи в прошлом году в электронном формате реализовали услугу по прикреплению к медицинской организации, выбору врача. За четыре месяца ей воспользовались 70 тысяч раз. Также с прошлого месяца стали доступны онлайн медицинские справки нарко-, псих- и тубдиспансеров, которые необходимо предоставлять при трудоустройстве, поступлении в вуз. Теперь за ними не нужно ездить в эти диспансеры и стоять в очередях, а можно получить не выходя из дома. Межведомственная комиссия при правительстве определила 588 услуг, нуждающихся в оптимизации. Из них 141 переведут в электронный формат, а по 447 принимают меры по сокращению сроков и документов, требуемых у граждан. Так, полностью автоматизируют процедуру предоставления больничного листа. Врач не будет выдавать бумажную справку, а всю информацию занесет в единую систему здравоохранения. Сведения о больничном автоматически поступят к работодателю, тем самым решится сразу несколько проблем, одна из которых - подделка таких справок. Также сформируют электронную базу данных о здоровье нации. Планируют, что технологии Big Data позволят более эффективно осуществлять политику в области здравоохранения и фармакологии. Продолжится работа по предоставлению госуслуг в проактивном режиме. Речь идет об услугах по установлению инвалидности, назначению пособий и социальных выплат, обеспечению протезно-ортопедической помощью. Это позволит оказывать перечисленные социальные услуги без необходимости посещения инвалидами ЦОНов или услугодателей. Среди предлагаемых новшеств - биометрические данные, которые могут заменить ЭЦП при получении ряда государственных услуг. При помощи биометрии в пунктах общественного доступа можно получить адресную справку и справку об отсутствии или наличии недвижимого имущества, а через операторов ЦОНов - все услуги, предоставляемые госкорпорацией “Правительство для граждан”. Подтвердить личность можно с помощью распознавания лиц либо отпечатка пальца. Все идентификационные параметры предоставляют добровольно. Биометрические данные в рамках пилотного проекта с декабря прошлого года собирают пока в Астане и Алматы, но в течение 2019 года, ориентировочно до сентября, планируют охватить все регионы Казахстана. Причем интерес госорганов к биометрическим данным казахстанцев возрастает. Так, Министерство здравоохранения планирует при выписке или получении лекарственных препаратов проводить аутентификацию по биометрическим параметрам, тем самым подтверждая точечно, что препараты получил именно тот человек. В рамках совершенствования нормативно-правовой базы Министерство информации и коммуникаций подготовило законопроект, предусматривающий более 500 поправок в 43 закона и 10 кодексов, направленных на оптимизацию 121 государственной услуги. В частности, предлагают сократить срок регистрации заключения брака с одного месяца до трех рабочих дней и предоставить возможность выбора даты регистрации до двух месяцев со дня подачи заявления. Планируют, что поправки примут уже в текущем году, и это позволит автоматизировать 80 процентов всех госуслуг, а в 2020 году - 90 процентов. Но, как считают в Министерстве информации и коммуникаций, достичь стопроцентной автоматизации невозможно, поскольку имеются услуги, требующие обязательного присутствия и участия специалиста. К примеру, обследование и оказание медико-педагогической консультативной помощи детям с ограниченными возможностями. По таким услугам будут прорабатывать возможность максимальной оптимизации процессов и сроков.
P.S. Однако, по словам, министра, “автоматизацию госуслуг... должны осуществлять в комплексе с повышением цифровой грамотности и расширением проникновения качественного интернета”. Дело в том, что за прошлый год через ЦОНы выдали более 10 миллионов адресных справок, и это несмотря на то, что их можно получить через портал электронного правительства без ЭЦП по одноразовому паролю или с помощью смартфона посредством телеграм-бота. Многим людям все еще непонятны новые технологии, у других и вовсе нет интернета. А без наличия первого и второго все “потуги” зря. Чиновники намерены повышать “компьютерную грамотность” населения. И сейчас ведут полномасштабную трансформацию действующих фронт-офисов “Правительства для граждан”. В частности, внедряют новый принцип работы 60/40, то есть 40 процентов занимает операционный зал, где граждане получают услуги с помощью операторов, а 60 процентов - это сектор самообслуживания Connection Point. Таким образом уже работают 174 фронт-офиса корпорации. По сути, внедряют принцип самообслуживания. А глава правительства Бакытжан Сагинтаев поручил чиновникам активнее проводить разъяснительную работу об услугах e-gov, чтобы “получение госуслуг в электронном виде вошло в привычку у народа”.
В 2018 году Казахстан занял 39-е место в группе с высоким уровнем развития. В то же время по уровню зрелости казахстанское электронное правительство находится на стадии E-gov 2.0. Сейчас в рамках госпрограммы “Цифровой Казахстан” ведут работу по переходу на стадию E-gov 3.0, освоенную такими странами, как Южная Корея, Австралия, Сингапур, Великобритания, Дания и Швеция. Эта стадия характеризуется внедрением таких элементов, как “Искусственный интеллект”, “Проактивные услуги”, “Оцифрованные жизненные моменты”, “Интернет вещей”. По данным Министерства информации и коммуникаций, полный переход на стадию E-gov 3.0 планируют к 2021 году. При этом, по словам главы ведомства Даурена Абаева, уже сейчас ряд элементов внедрен либо находится на стадии внедрения. В частности, производят интеграцию информационных систем, в рамках проекта “Смарт Бридж” внедряют элементы искусственного интеллекта, реализуют проактивные услуги. Но прежде всего нужно “подтянуть” мобильное приложение электронного правительства М-gov. Сегодня 64 процента казахстанцев используют смартфоны для выхода в интернет. При этом на М-gov доступно лишь 87 услуг и сервисов, а пользователями являются 1,3 миллиона казахстанцев. За 2018 год посредством этого приложения оказали 3,6 миллиона услуг. Министерство информации и коммуникаций намерено развивать “мобильное правительство” и обещает, что количество услуг на М-gov к 1 января 2021 года возрастет до 457.
Астана
|