Ольга Шишанова Применение механизма государственно-частного партнерства позволит увеличить площади орошаемых земель с 1,4 до 3,5 миллиона гектаров - уверены в Министерстве сельского хозяйства РК, чиновники которого озвучили эту идею в ходе очередного заседания правительства в рамках презентации плана развития орошаемых земель до 2028 года
Согласно вышеназванному плану схема модели функционирования через ГЧП предусматривает наличие частного партнера, который должен будет учредить специальную финансовую компанию для привлечения инвестиций из МФО, ЕНПФ или банков второго уровня под поручительство Министерства финансов РК. Затем должны быть определены проектные технические решения с учетом экономической целесообразности реализации того или иного проекта с обязательным согласованием тарифа на подачу воды в КРЕМиЗК (комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ РК) для выполнения работ по строительству ирригационной инфраструктуры. Что же касается возврата инвестиций, то это будут осуществлять путем сбора средств от реализации поливной воды эксплуатирующей организацией. Таким образом, с одной стороны, согласно предварительным расчетам, этот подход позволит получать на новых орошаемых землях с одного гектара до 1,6 миллиона тенге валовой выручки. С другой - позволит обеспечить поливной водой орошаемые земли, а это 600 тысяч гектаров, которые сейчас числятся выбывшими из оборота, но остаются востребованными. Плюс добавят новые земли, доведя общую цифру до 3,5 миллиона гектаров.
Для этого, по словам председателя комитета по водным ресурсам МСХ РК Ислама Абишева, привлекут три основных источника финансирования - кредиты международных финансовых организаций, инвестиции частных компаний и небольшую долю местных бюджетов. Средства из республиканского бюджета также используют, но лишь для строительства новых и реконструкции действующих водохранилищ. Общий объем инвестиций должен превысить 1,2 миллиарда тенге. Но все это - в идеале. Так как анализ мирового опыта показывает, что доля затрат на воду в различных странах составляет до 10 процентов, тогда как в Казахстане эта цифра составляет всего 0,4 процента, хотя для поддержания конкурентоспособности не должна превышать четырех процентов. Однако прогнозируемые структура и уровень тарифов на восстановленных и новых орошаемых землях по модели ГЧП говорит о том, что доля затрат, согласно озвученному плану, составит выше рекомендуемых четырех процентов. А значит, однозначно предусмотрят повышение тарифной сетки на поливную воду в течение последующих 10 лет, пусть и с субсидированием части тарифа, как на восстанавливаемых, так и новых тысячах гектаров орошаемых земель. Соответственно, несмотря на то, что большая часть затрат на субсидирование из республиканского бюджета будет покрыта за счет налоговых поступлений, этот шаг пойдет вразрез с проводимой сегодня и, несомненно, в будущем политикой главы государства в отношении снижения цен на сельскохозяйственную продукцию, и даже прямо противоречит ей. Поскольку повышение тарифов обязательно скажется на удорожании сельхозпродукции, серьезно ударив по карману простых потребителей. Пусть и принося прибыль инвесторам.
Астана |