Константин Маскаев 22 декабря в Алматы состоялось освящение церкви во имя праведных Иоакима и Анны, родителей пречистой Девы Марии. Это только часть большого храма в честь собора Пресвятой Богородицы, который многие видят в Турксибском районе, привычно проезжая в аэропорт или обратно по проспекту Суюнбая. Хорошо виден этот белокаменный храм-исполин с золочеными куполами и при заходе на посадку слева по курсу
Это одно из самых высоких православных сооружений в Казахстане на сегодня. Но что еще интересно, этот храм - копия собора в честь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве, который по свидетельству преподобного Нестора Летописца заложили в 1073 году. Но тот собор в Киеве не сохранился. Почти за десять веков его архитектура менялась. Также храм сильно пострадал от землетрясения в 1230 году, а в 1240-м его разграбили люди хана Батыя. Собор отремонтировали в 1470 году, однако уже в 1482-м его вновь разграбили крымские татары хана Менгли-Гирея. Но образ той церкви воспринимался на Руси как своего рода канон храмоздательства: освященный традицией и легендой о чудесном построении, Успенский собор стал как бы эталоном храма, общий типологический принцип построения этого собора неукоснительно сохранялся. А легенда такова. Согласно Киево-Печерскому Патерику о создании Великой церкви, Матерь Божия явилась в Константинополе греческим архитекторам и строителям в “тонком” сне с поручением отправиться в Киев и построить там церковь. И дала им меру - “пояс Сына Моего” от распятия, сообщив размеры и высоту будущего храма. В пересчете на метрическую систему размеры оказались таковы: 36 на 24 и на 60 метров высоты. И далее якобы Богородица показала зодчим внешний вид храма, изобразив его в форме видения на небе.
В 1941 году храм взорвали немцы во время оккупации Киева, предварительно они вывезли из него ценности. О строительстве храма Пресвятой Богородицы в Алматы нам рассказал протоиерей отец Евгений Бобылев, настоятель Покровско-Всехсвятского прихода, на территории которого в феврале 2013 года и начали строительство. По его словам, выбор места, где когда-либо построят или построили храм, не принадлежит человеку: монарху, спонсору или градоначальнику. Место якобы “от вечности” и на все времена известно Господу. И он открывает его через монашествующих архиереев, старцев, святых. - Владыка митрополит Александр несколько раз приезжал к нам служить, присматривался, - рассказал отец Евгений. - А потом по прошествии времени предложил строить здесь большой собор. А какой собор строить, уже подсказал нам ныне почивший священноархимандрит Наум, духовник Троице-Сергиевой лавры. Именно он напомнил ту удивительную историю о возникновении храма Успения Пресвятой Богородицы в городе Киеве. - Возвращаясь к мысли о том, что храмы возникают не просто так и не в обычных местах, расскажу такую удивительную историю, - продолжает Евгений. - Лет уже пятнадцать назад я приехал в Троице-Сергиеву лавру к старцу. И он в один момент дарит мне странные подарки: две поделки, сделанные детьми. На черепке греческой амфоры краской изображен белый храм. И храмик из спичек. ...Святые - они немногословны. Поэтому он никак не прокомментировал эти подарки. А ты думаешь, зачем он тебе подарил эти странные вещицы... Много позже, когда храм уже строился и был поднят первый этаж, я вдруг сообразил, что уже тогда, значительно раньше начала строительства, старец видел будущее! И этот храмик из спичек - это наша деревянная Покровская церковь. А изображение храма на черепке старинной керамики - наш новый храм.
Интересно и последовательно проявляется связь старого киевского собора с алматинским. В Алматы среди архитекторов и строителей на ключевых участках, а также меценатов оказалось немало понтийских греков, проживающих в южной столице и ее окрестностях. И одна из первых больших храмовых икон, Панагия Сумела, была написана на Афоне и доставлена в Алматы. Панагия Сумела, или Богородица у Горы, отсылает к православному монастырю, возведенному в конце IV - начале V века на меловой скале Трапезунда на территории современной Турции. Отделочные работы в храме еще продолжаются. Но первое большое богослужение митрополит уже провел в субботу в сослужении иерархов православной церкви в Казахстане и при большом скоплении прихожан. Литургию транслировали на дисплей, который разместили прямо на подъемном кране - для многих желающих, кто не попал внутрь. Интересная деталь. Пока на храме удалось разместить кресты только на четырех боковых куполах. Высоты большого подъемного крана оказалось недостаточно, чтобы возвести большой золоченый крест на основной купол собора. Эту работу еще предстоит выполнить. Но прежде придется найти подходящее техническое решение. |