|
Достаточно поддаться иллюзии, чтобы почувствовать реальные последствия
Сторонний интерес
|
На этой неделе компании “Яндекс” и Google представили отчеты о том, какие чаще всего запросы делали в этих поисковых системах казахстанцы в уходящем году. Это события, которые вызвали наибольший интерес, а также люди и вещи, которые впервые привлекли внимание или о которых по какой-то причине в 2018 году спрашивали гораздо больше, чем в прошлом. Любопытные сведения во всех отношениях, так как значительная часть нашей с вами жизни постепенно перемещается в так называемое виртуальное пространство. Оно стало неотъемлемой частью жизни, так сказать, реальной, и во многом эту реальную часть уже просто определяет и регулирует. А подсчеты и мониторинги того, чем наши сограждане в этой виртуальности интересуются, уже давно заменяют соответствующие данные официальных и неофициальных социологических служб, которые порой пользуются не совсем понятными методиками, отчего их выкладки слишком часто расходятся с действительностью. Чем интересовались казахстанцы в этом году больше всего? Чемпионатом мира по футболу в России. Эта тема не только безусловный лидер в поисковых системах, она стала поистине чемпионом за последние годы. Причем в обеих этих системах поиска. Интересно, что сериал “Мажор” также стал чемпионом в обеих поисковых системах. В остальном же наблюдаются некоторые расхождения, однако местами довольно незначительные. К примеру, персоной года в Google стал Денис Тен, известный казахстанский фигурист, трагическая смерть которого потрясла не только Казахстан, но и весь мир. На втором месте - Xxxtentacion, американский рэпер из Лодерхилла, погибший летом уходящего года. Замыкает тройку лидеров российский боец смешанных боевых искусств, выступающий под эгидой UFC, Хабиб Нурмагомедов. Тогда как в “Яндексе” таковыми стали Хабиб Нурмагомедов, американская актриса и певица Ноа Сайрус и Аман Тулеев. Среди фильмов в 2018 году у Google лидером стал кинокомикс про заклятого врага Человека-паука - смертоносного и безжалостного монстра Венома. Кроме того, в Топ-10 вошли сразу несколько фильмов на основе комиксов “Мстители: Война бесконечности”, “Дэдпул-2” и “Черная пантера”. Из отечественных фильмов в десятку вошли комедии “Бизнес по-казахски в Америке” и “Брат или брак”. Правда, сравнивать их популярность с американской кинопродукцией не приходится... А вот первая пятерка фильмов в “Яндексе”: “Мстители: Война бесконечности”, “Веном”, “Дэдпул-2”, “Монстры на каникулах-3: Море зовет”, “Черная Пантера”. Мы не будем приводить все данные отчетов. Если кому-то это интересно детально, ознакомиться с ними не представляет никакого труда. Тут, наверное, важны выводы. Пока ни социологи наши, ни политологи, ни психологи ничего не сказали. Надеемся на то, что скажут. А вот если попытаться проанализировать эти сведения с позиции профессионалов, занимающихся информационным рынком, то здесь ничего особенного и сказать-то нечего. Ситуация меняется. Да она и не может не меняться. Взрослеют и вступают в пору “информационного самовыражения” новые поколения наших сограждан. И это не может не менять общую картину на информационном поле. Но если говорить о динамике этих изменений, то она явно не стремительная, то есть ее почти нет. Так называемый российский и американский контент по-прежнему господствует в нашем виртуальном пространстве. Мы сейчас не говорим о том, хорошо это или плохо. Наверное, все же это не может радовать хотя бы потому, что профессионалов в этой сфере и у нас предостаточно, однако предпочтение отдается почему-то профессионалам зарубежным. Мы просто констатируем факт - медиапространство у нас какое-то не наше... Выбор информации, которую предпочитают казахстанцы, свободный, и потому данные эти объективны. Качество того, что предоставляется согражданам нашими зарубежными конкурентами, пока выше, и ситуация, думается, вряд ли изменится в ближайшее время. И к тому же, например, интересы казахстанской аудитории “Яндекса” на 70 процентов совпадают с российскими: семь тем рейтинга вошли в аналогичный Топ-10 и в России. Можно это информационное пространство регулировать? И возможно ли? И самое главное - зачем? Требования закрыть его для поступления иностранного контента звучат уже не первое десятилетие, однако никто пока не сказал, как это сделать. А вот закрыть нужно, по их мнению, только потому, что этот контент явно доминирует. А это порой неверно формирует взгляды казахстанцев на происходящее как внутри, так и за пределами страны. При этом неоднократно сторонникам таких мер напоминали о печальной практике глушения зарубежных радиоголосов в советское время. Эффект получился прямо противоположный. Эти голоса слушали, глушилки этому помешать не могли, и целое поколение городской советской молодежи годами впитывало альтернативную информацию “из-за бугра”. |