|
Ольга Шишанова Нынешней осенью полностью завершилась модернизация и реконструкция ПКОП (ТОО “ПетроКазахстан Ойл Продактс”), или Шымкентского нефтеперерабатывающего завода, который как для экономики Казахстана, так и в целом для страны стал одним из самых масштабных и стратегически важных проектов
Проект, который реализован в два этапа, стартовал семь лет назад, в 2011 году, в рамках Государственной программы новой индустриализации, при этом общая сумма инвестиций в него достигла 1,8 миллиарда долларов. В то время как сама реконструкция столь грандиозного замысла преследовала несколько целей. Во-первых, повышение качества топлива до международных стандартов К-4 и К-5, которые, по словам технического директора Шымкентского нефтеперерабатывающего завода Болата Баетова, сродни стандартам Евро-4 и Евро-5. Во-вторых, экологическая безопасность производства, в-третьих, наращивание производительности по переработке нефти до шести миллионов тонн плюс увеличение глубины и суммы светлых нефтепродуктов для лучшего обеспечения потребностей внутреннего рынка. “Мы достигли поставленных задач, модернизация дала хорошие результаты, - поделился Баетов. - Для сравнения приведу некоторые данные. Если, к примеру, до модернизации ШНПЗ глубина переработки составляла 73 процента, то сейчас эта цифра достигла 81 процента. По сумме светлых нефтепродуктов до модернизации показатель был в среднем на уровне 56 процентов, сегодня эта цифра - 80 процентов. Что касается экологии, то до модернизации завод работал по казахстанским ГОСТам, а также по ГОСТам Таможенного союза. После реконструкции на предприятии мы выпускаем нефтепродукты класса К-4 и К-5 - аналог международного стандарта Евро-4 и Евро-5”. Суть этих работ в том, что Евро-4 и Евро-5 являются более экологическими проектами, способствуя улучшению качества выпускаемых нефтепродуктов. И потому одна из задач модернизации с точки зрения Европейского стандарта преследовала снижение этого показателя в дизельном топливе до уровня, не превышающего 50 ППМ. В то время как до реконструкции на заводе по ГОСТу разрешалось содержание серы в дизельном топливе до 500 ППМ. В К-5 содержание серы и вовсе должно составлять не более 10 ППМ - НПЗ также достиг сегодня этой цифры, поскольку, повторим, завод полностью перешел на все технологические режимы, позволяющие выпускать и Евро-4, и Евро-5. Добавим, что моторное топливо стандартов К-4 и К-5 в отличие от класса К-2, ранее выпускаемого в стране, также отличается для бензинов - в гораздо меньшем содержании серы, бензола и ароматических углеводородов, для дизтоплива - в цетановом числе, в меньшем содержании серы и массовой доли полициклических ароматических углеводородов. Поэтому понятно, что снижение в топливе этих показателей должно оказать существенное влияние на улучшение и экологической среды. Что и было отражено в задаче первого этапа модернизации ШНПЗ, когда на предприятии появилась установка производства элементарной серы, установка изомеризации легкой нафты и была произведена реконструкция установки гидродепарафинизации дизельного топлива. Благодаря чему теперь Шымкентский НПЗ готов перерабатывать казахстанскую нефть - кумкольскую, атыраускую и западно-казахстанскую. До того, как на предприятии была завершена реконструкция, Шымкентский НПЗ был единственным заводом, который выпускал авиатопливо. Однако сегодня с июля текущего года авиатопливо марки “РТ” выпускает Атырауский завод, с марта - Павлодарский нефтехимический. Помимо этого сегодня все три завода в Казахстане работают еще и над тем, чтобы перейти на производство международной марки авиатоплива Jet-1. “Если до модернизации Шымкентский НПЗ производил 265 тысяч тонн авиатоплива в год, причем будучи единственным в Казахстане в этом отношении, то сейчас мы планируем ежегодно производить его до 400 тысяч тонн. Если приплюсовать сюда два завода с условной цифрой в 300 тысяч тонн каждый, то мы можем дать суммарно около миллиона тонн авиатоплива”, - подтвердил цифры технический директор ШНПЗ Баетов. И еще один немаловажный момент. Когда в сентябре была полностью завершена реконструкция Шымкентского нефтеперерабатывающего завода и тем самым достигнута проектная мощность шесть миллионов тонн первичной переработки нефти, то уже в октябре на основе этих данных была составлена производственная программа на 2019 год. На ее основе в течение ближайших пяти лет в работу завода была заложена переработка нефти по упомянутым шести миллионам тонн ежегодно с возможным ростом до 6,3 миллиона тонн.
Справка “НП” ТОО “ПетроКазахстан Ойл Продактс” - нефтеперерабатывающий завод, расположенный в городе Шымкенте Туркестанской области. Был построен в 1985 году, является одним из трех НПЗ Казахстана. Приоритеты ШНПЗ: наращивание мощностей для увеличения выхода легких нефтепродуктов в целях импортозамещения и обеспечение ими внутреннего рынка Казахстана, дальнейшее улучшение окружающей среды и экологической безопасности производства, а также создание новых рабочих мест в Шымкенте. Например, только за период строительства новых объектов на заводе было создано до 4,8 тысячи рабочих мест и еще 445 рабочих мест за период эксплуатации ШНПЗ.
Астана
|