|
Мадина Меирманова Дороги не зря называют “кровеносными сосудами экономики”. Век тому назад массовое строительство дорог стало панацеей для американской экономики, завязнувшей в Великой депрессии. Дешевая рабочая сила (которой тогда в США было более чем достаточно) позволила связать асфальтными нитями все штаты и, что самое важное, все бизнес-центры. В Казахстане массовое строительство дорог также началось как ответ на кризис, а продолжается как часть крупной госпрограммы инфраструктурного развития
10 лет назад в нашей стране появилась первая глобальная антикризисная стратегия. Глобальной она стала, с одной стороны, потому что вобрала в себя наиболее популярные (по причине эффективности) меры по поддержке роста экономики. с другой стороны, ее глобальность выражалась в повсеместном охвате страны антикризисными мерами. Для тех, кто уже забыл, хочется напомнить, что план действий по стабилизации экономики состоял из пяти направлений (поддержка малого и среднего бизнеса, системообразующих банков, рынка недвижимости, агропромышленной сферы, поддержка ряда инновационных и промышленных проектов) и стоил 10 миллиардов долларов, которые впервые изъяли из Нацфонда. Кроме банков основной расчет был на строительную отрасль: строили все - от жилых домов и заводов до автодорог. Благодаря этому, собственно, и удержали отечественную экономику от глубокого пике (с 2007 года рост ВВП сократился с 8,7 до 1,2 процента в 2009 году, но подскочил до 7,3 уже в 2010-м).
Самым глобальным проектом того экономического кризиса можно считать трансконтинентальную магистраль Западная Европа - Западный Китай. В 2008 году подписали меморандум между Министерством транспорта и коммуникаций РК и Министерством транспорта РФ о сотрудничестве и развитии автомобильных дорог по маршруту Санкт-Петербург - Казань - Оренбург - Актобе - Алматы - граница КНР. 10 лет стройки - и у нашей страны появился коридор длиной 2787 километров и возможность зарабатывать на транзите грузов из Китая в Европу и обратно. Теперь строят подъездные пути к этому коридору. Госпрограмма инфраструктурного развития “Нџрлы жол” на 2015-2019 годы в сфере автодорожной отрасли предусматривает охват строительством и реконструкцией семи тысяч километров, ремонтом - 10 тысяч километров автодорог республиканского значения и не менее четырех тысяч километров дорог местного значения. На республиканские трассы в рамках госпрограммы выделили (и уже освоили) 1,1 триллиона тенге. По данным Минтранскома, построили и реконструировали 2,4 тысячи километров (в том числе в 2018 году - 600 километров), отремонтировали 7,5 тысячи километров (в том числе в 2018 году - 1,6 тысячи километров) магистралей. Строительство дорог - это огромное количество новых рабочих мест (их создали более 100 тысяч), а заодно и развитие “придорожного” бизнеса: от строительного (начиная с разработки карьеров для стройки и собственно дорожников) до обслуживающего бизнеса (пошив униформы, ремонт техники, обеспечение горячим питанием работников). “Лучевое” расположение ремонтируемых трасс (от Астаны на север, юг, запад и восток) обеспечивает транзит проезжающих через Астану. А заодно обеспечивает создание нового пути из Китая на север и запад (помимо имеющегося коридора). И в ближайшем будущем (по планам) подобное лучевое расположение должно превратить Астану в крупный транспортный хаб как странового, так и транзитного масштаба. Для часто путешествующих на авто из столицы в Алматы и обратно ремонтируют трассу Центр - Юг. Уже завершили участок Астана - Темиртау, в следующем году завершат участок Темиртау - Караганда и обход Караганды. С этого года начали работы на участках Караганда - Балхаш - Бурылбайтал - Курты (888 километров), с 2019 года начнут участок Курты - Капшагай (67 километров). По коридору Центр - Восток практически открыли движение по новому покрытию на участке Астана - Павлодар за исключением отрезка Шидерты - Калкаман (115 километров), где движение осуществляется по двум полосам. На участках Павлодар - Семей и Семей - Калбатау завершили все участки, кроме выхода из Павлодара (13 километров). Завершение этого проекта предусмотрено в 2019 году. По коридору Центр - Запад ведут работы на участке Кандыагаш - Макат (299 километров), начали работы на 120 километрах на участках Атырау - Астрахань и Кандыагаш - Актобе, на остальных участках (303 километра) работы начнут со следующего года. Ведут работы на участке Костанай - Денисовка (114 километров). Полностью коридор откроют в 2020 году. Часть из обновленных магистралей будет платной. В январе сбор оплаты запустят на трассах Алматы - Капшагай, Алматы - Хоргос и Астана - Темиртау. Через год платным станет и коридор Западная Европа - Западный Китай. Ориентировочная стоимость - один тенге за один километр. Как заявили в Минтранскоме, в 2020 году около 6,6 тысячи километров автодорог страны охватят системой взимания платы. Что касается дорог местного значения, то здесь не столь высокая активность: в текущем году на финансирование ремонта четырех тысяч километров выделили 156 миллиардов тенге. В трехлетнем же бюджете (2019-2021 годы) ежегодный объем финансирования сохранен на уровне не ниже 150 миллиардов тенге с охватом ремонтных работ до пяти тысяч километров в год. “Это позволит до 2025 года отремонтировать около 30 тысяч километров и улучшить состояние 85 процентов автодорог местного значения”, - заявляют в правительстве. Безусловно, цифры и километража, и выделенных денег красивые и впечатляют. Равно как впечатляет и качество строительства дорог на отдельных участках. Как, например, уже на разрушенных 70 километрах дороги Тарбагатай - Аягоз, которую сдали в эксплуатацию всего пару лет назад. Кроме того, парламентарии не раз заявляли, что строители срывают сроки реализации проектов, что впоследствии ведет к удорожанию стройки. Например, реконструкцию автодороги Алматы - Талдыкорган (245 километров) планировали в 2015 году, но фактически завершение ожидается лишь в текущем году. Трассу Астана - Павлодар (441 километр) должны были построить в 2016 году, но реально готовы лишь 200 километров. Уже 10 лет в ВКО строят автодорогу республиканского значения Таскекен - Бакты протяженностью 187 километров, по которой осталось достроить 20 километров. “Несмотря на колоссальные вливания бюджетных средств, по индексу “Качество дорог” глобального рейтинга конкурентоспособности в 2017 году Казахстан занял 115-е место, ухудшив свои позиции по сравнению с предыдущим годом на восемь пунктов”, - заявил пару месяцев назад мажилисмен Нуртай Сабильянов. А потому все красивые цифры и впечатляющий километраж у нас приходится делить на медлительность и отнюдь не самое высокое качество строительства. Что делает асфальтные лучи из Астаны по всей стране (они же - кровеносные сосуды экономики) несколько “косоватыми”.
Астана |