|
Сагымбай Козыбаев Лучезарная ...Ее сказочная красота затмевала все. Ее появление во дворах ханств, распавшихся после Золотой Орды, а также в Московской Руси вызывало шумный восторг. Именно таких луноликих, с большими чарующими зелеными глазами воспевал Омар Хайям. Современный Татарстан с его столицей Казанью буквально пропитан духом и ее сказочным именем - Сююмбике (Суюн-бике, Сумбеки, ?-1557). Она последняя, по сути дела, правительница Казанского ханства, возникшего, как и другие, на руинах Золотой Орды. 75-метровая дозорная башня Казанского кремля, названная в честь Сююмбике, - место паломничества туристов. Чего только не услышишь из уст гидов. Что Сююмбике была ожерельем среди восьми братьев, что ее имя переводится как “сиятельная госпожа” (мне более нравится - “лучезарная”), а в ее жилах течет кровь хана Тохтамыша - ветви самого Джучи от сына его Туга-Тимура и временщика Едигея, основателя Ногайской Орды, то есть принадлежит она всем тюркам и кыпчакам, монголам, ногаям и татарам одновременно.
|
Сююмбике
|
Занимателен рассказ и о том, что Сююмбике была женой трех последних ханов Казани. Что могла, как страстная женщина, по-особому ублажать своих фаворитов, но и решительно отказать в благорасположении самым могущественным вельможам. Уходя, еще раз с опаской обозреваю башню с позолоченным полумесяцем на шпиле - Сембикэманарасы, так звучит символ республики на татарском. Башня, как и пизанская в Италии, падающая, отклонение ее шпиля от оси составляет два метра. Конечно же, многое в этой истории овеяно элементарной легендой. Но и сермяжной правды не меньше. Сююмбике была совсем юной (брачный период для девушек Востока тогда составлял 12-14 лет. - С.К.), когда вышла замуж за 16-летнего хана Джан-Али. Отец ее Юсуф (Жусупмырза), влиятельный князь в Северном Казахстане, руководствуясь необходимым влиянием во власти, выдал ее насильно, навязав ей нелюбимого человека. К счастью ее, Джан-Али погиб вскоре в результате дворцового переворота. Прежний хан, 24-летний Сафа-Гирей, вернувшийся на трон, взял Сююмбике пятой женой. Но Сююмбике это не устраивало. С помощью своего отца, теперь уже влиятельного бия Ногайской Орды, она, поставив самые жесткие условия, становится старшей - главной - женой из пятерых, одна из которых, к слову, была русской княжной, а затем и вовсе их разогнала, заставив всех разъехаться по родным местам. Дни Сафа-Гирея также были сочтены, он умер от кутежей и пьянства. И на трон возвели сына Сююмбеке от брака с ним - Утемиш-Гирея. Мать становится регентшей при малолетнем хане. Это не устраивало окрепшую Москву и ее царя Ивана Грозного, который не мог, естественно, не обратить взор на степную царевну, красотой затмевающую любое окружение. Она проявляет строптивость, Грозный осаждает Казань. Сююмбике уезжает в Мещерский юрт - город Касимов, став по левирату женой брата первого мужа - Шах-Али, московского ставленника. Затем она с сыном (его крестили под именем Александра Сафагиреевича. - С.К.) живет праздно некоторое время в Москве, вновь затмив своим положением непреклонной красавицы-ханши. Иван Грозный вознамерился взять ее в жены. После взятия Казани он стал всевластным хозяином положения, фактически ликвидировав ханство. Но Сююмбике в очередной раз проявляет свой нрав, не скрывая отвращения к Грозному. Легенда гласит, что 37-летняя Сююмбике (роковой возраст у мусульман), не желая такого брака, поднялась на башню Казанского кремля и бросилась с нее вниз, разбившись насмерть. Произошло это предположительно на рубеже 1557 года. Иван Грозный, как известно, имел много жен, некоторые из них с точки зрения православия были невенчанными либо венчанными незаконно. История оставила имена этих страдалиц тирана - Анастасии Захарьиной, Марии, княжны Черкасской, Марфы Собакиной, Марии Долгорукой, Анны Колтовской (инокиня Дарья), Анны Васильчиковой (пострижена в монахини), Марии Нагой (инокиня Марфа). Очередной Марией гордая Сююмбике никак не желала быть. Так наступил конец Казанского ханства, а заодно погас и его последний луч.
|
Башня Сююмбике в Казани
|
Медовые слова Не представляю настоящего сапожника без шила. А пишущего? Ясное дело, без ручки и бумаги. Но бывают ситуации, когда их у него не оказывается под рукой. А иметь их надо всегда. Всегда! И еще, к слову, два восклицательных знака. Приходит единственно нужная мысль неожиданно, ведь мозги все время в работе. Как правило, это зачин, первые предложения будущего твоего опуса, именно те подходящие слова, которые как нельзя уместны. Другие, коль не запомнил, - они не те. Ушла интрига, ушло заворожение. Не записал тут же - общий привет, улетела в небеса, упорхнула птичкой твоя задумка. Потом силишься вспомнить, что же за слова эти были. Память, увы, их не зафиксировала. Задуманное, конечно, в любом случае исполнится, но в бочке уже не тот мед. Короче, пришедшая мысль - она святая, как будто обухом по мозгам невзначай. Потому надо тотчас закреплять. И носить при себе не одну, а несколько ручек. Запас кармана не дерет. А вот чистый листок бумаги зачастую проблема. Не знаю почему. Но пойдут любая обертка, сигаретная коробка, да мало ли что. На худой конец, ладонь - чего ей быть бесхозной.
|
Баня “Арасан”
|
Локальное На южной границе Восточных Гималаев, между Индией и Китаем, разместилось небольшое горное государство Бутан, Страна дракона по самоназванию (условно площадь 280 на 140 километров). В нем еще нет и миллиона жителей. Но есть, как и положено, управление с соответствующими министерствами. Одно из них называется Министерство счастья, закреплено официально особой статьей в Конституции страны. Понятие ВВП - валовой внутренний продукт - заменен на индикатор “валовое национальное счастье”. Отсюда и все танцы. Что под счастьем подразумевается по-бутански? Стопроцентная экология и уважение ко всему живому. Нельзя вырубать леса, убивать любых животных, ловить рыбу. Ввозить химические удобрения. Запрет на курение, до недавнего времени табу и на просмотр телевидения. В стране используется родниковая вода: 19 горных пиков, превышающих отметку 7000 метров, - визитная карточка Бутана. Вот такое удивительное место, своеобразно трактующее понятие “счастье”. А у южного его соседа - Индии - в государственном управлении особое место занимает Министерство йоги, созданное четыре года назад. Его задача - здоровье сограждан, всемерная пропаганда традиционной индийской медицины. В Азии же в одном из государств имеется Министерство объединения. Догадываетесь, конечно. Это в Южной Корее. Его благородная цель - всяческое содействие улучшению отношений с северным соседом. Похоже, мы станем свидетелями исторического объединения одной нации на Корейском полуострове. Но, оказывается, есть и Министерство крутости. Оно в Новой Зеландии. И занимается в городе Крайсчерч строительством безопасных... картонных домов. Объясняется просто. Здесь у берегов Тасманово моря происходит землетрясений больше, чем даже в Японии. Своеобразное упреждение техногенной катастрофы. Все эти необычные министерства созданы во имя человека. Хорошо, если такой азиатский пример заразителен. Первой вступила на эту тропу так неожиданно Англия. В начале 2018 года Тереза Мэй учредила экзотический пост министра по одиночеству. Согласно данным британского Красного Креста, более девяти миллионов жителей Туманного Альбиона (при населении 65,6 миллиона) часто или постоянно испытывают одиночество. И вот на днях появился новый пост - министр по предотвращению самоубийств. Оказывается, ежегодно в Великобритании кончают жизнь самоубийством около 4,5 тысячи человек, этот же фактор является наиболее распространенной причиной смерти мужчин до 45 лет. Правительство уже выделило 1,8 миллиона фунтов стерлингов для организации, помогающей людям, находящимся на грани самоубийства. У постсоветских государств забот и проблем выше крыши. Заимствуя чужой опыт, не пойти ли локальным путем. Может, проку больше.
|
Государство Бутан
|
Святой день В народе ее называют “кунаевской”. И вспоминают добрым словом человека. Это алматинский комплекс “Арасан” - баня буквой “П” на стыке улиц самого же Кунаева и Тулебаева (главный конструктор бани - Копсекбай Тулебаев носит имя по совпадению, однофамилец знаменитого композитора) и Айтеке би. Нынче исполнилось 35 лет со времени посещения бани первыми алматинцами. Сказать, что бывший СССР не имел культового водно-оздоровительного дворца, было бы неправдой. Существовали и действуют поныне прославленные “Сандуны” аж с 1808 года на Неглинной в самом центре Москвы. А в Ташкенте в начале 1970-х был построен масштабный комплекс восточных бань “Хамом”, через четверть века его зачем-то снесли, там теперь автостоянка. А ведь открытие “Хамома” превратилось в общенародный праздник, с освящением, жертвенными баранами, с пловом на всю окрестность. Теперь в Средней Азии приоритет в банных дворцах полностью за нами. Баня - дело серьезное. И надо с ней поаккуратнее. Главное - не перебарщивать, не жадничать - нечего лезть лишний раз в парилку. Баня как средство облегчения плоти не любит резких движений. Знаю людей, которые с того далекого 1983 года являются приверженцами “Арасана”. Для них, теперь уже пенсионеров, есть два льготных дня в неделю. Есть и обновляющаяся карточка, последнее - седьмое - посещение по ней бесплатное, безлимитное, хоть целый световой день посвяти не спеша “Арасану”. Есть мягкие лежаки-кресла, они чем-то напоминают курортные у океанов.
|
Государство Бутан
|
Но, в принципе, хватает двух часов, три - с лихвой. Главное - умело сочетать турецкую парилку с русской, вперемешку с лежанием на мраморной марокканской суфе. Без холодного бассейна под 16-метровым куполом (в бане их шесть) процесс неполный. Смотри в просвет южного города через купол и кайфуй. Московские “Сандуны” (по фамилии актера, построившего баню, Силы Нилыча Сандунова. - С.К.) озвучены киношниками. Без рязановского фильма “Ирония судьбы, или С легким паром!” очередной Новый год как бы не тот. “Наш “Арасан” пока обделен таким вниманием, а жаль. Название-то как звучит! С тремя небесными буквами “а” - раскат, блаженство и нега. Не проморгай, приятель, свой постоянный день в неделе - он святой. Банный. Выше всех богов Подумать только, сколько воды утекло. 60-е годы. Срочная служба в армии, тогда она длилась три года. Мы, салаги (кличка первогодников), вместе с теми, кому остались считаные дни до дембеля, стоим повзводно в длинном коридоре роты перед двухъярусными койками. Старшина роты (сверхсрочник, на солдатском жаргоне их называют макаронниками) проводит вечернюю поверку. Это ежедневный ритуал перед отбоем на сон. Может длиться час, а то и два, зависит от настроения и прихоти старшины, который для нас выше всех богов, вместе взятых. В роте, как и во всей армии тех лет, - представители десятков народов Союза. Идет поверка: Михайлов! - Я! Ахметов! - Я! Овсепян! - Я! - неровным голосом откликается друг отсутствующего. Ясно - парень в самовольной отлучке. Ему светят наряды вне очереди, а возможно, и губа в самой воинской части (гауптвахта). Друг его в накладе тоже не останется. Поверка продолжается. Звучит еще одна кавказская фамилия - Магомедов. Строй молчит. Тишина. А парню остался месяц дослужить. “Вот обосранец!” - с остервенением звучит голос старшины. И он не останавливается, зациклившись на последующем ругательстве. “Я твою мать...”. Все, доехали, сон как минимум отложен на полчаса. А самовольщик родом из Дагестана. Там что ни кишлак - этнос. Кроме аварцев, даргинцев, лезгин, кумыков, лакцев, осетин есть и совсем малые (5-10 тысяч человек) - рутульцы, агулы, цахуры, таты. Есть и такой народ - табасараны. Вот старшина и обыграл его кровную принадлежность на “обосранец”. Но не учел, что прилюдно как бы оскорбил. Да еще задел мать. Для кавказца это хуже казни. Дней через десять гордый обидчик, подкараулив старшину во тьме воинской части, пырнул его ножом. Спустя пару месяцев после больницы старшина вернулся в часть, но его переправили в другую роту. А дагестанца из необычного этноса забрали в дисбат (на жаргоне “дизель”) - дисциплинарный батальон - для отбывания наказания. Вспомнился этот случай сейчас - когда в Дагестане время от времени звучит стрельба. Там теперь другие проблемы - с исламским фундаментализмом.
Тернии мастера В “Новой газете” (01.11-08.11.2018) прочитал под рубрикой “Курьез” заметку “Приключения памятника. Михаил Булгаков пишет свою посмертную историю”. С горьким чувством прочитал содержание заметки. Великий писатель-страдалец переворачивается, наверное, в могиле. А суть вкратце в следующем. В Москве, где Булгаков прожил 18 лет (с 30-летнего возраста до конца жизни) и где написал свои главные произведения, решили установить ему памятник. Вначале его предполагалось поставить на Патриарших, невдалеке от пруда в сквере, названном именем писателя. Жильцы близлежащих домов посчитали, что памятник принесет... несчастье: “Дескать, Воланд, и мало ли что”. Анекдот, да и только. Мэрия Москвы тогда решила поставить памятник в другом месте, также булгаковском, - на Большой Пироговке, около филиала музея писателя. Но опять заминка, и завернутый в целлофан памятник стоит теперь у автобусной остановки, дожидаясь очередного решения.
|
Москва Булгаковская
|
Большая Пироговская улица (35а, кв.6) связана не только с работой над “Мастером и Маргаритой”, но и с былым отчаянием писателя: “Все запрещено, я разорен, затравлен, в полном одиночестве”. Газета добавляет свой вердикт: “эта остановка (автобусная. - С.К.) - последняя нелепая запятая в посмертных отношениях мастера с городом, где он скитался, голодал и чувствовал себя отверженным”. Боюсь, москвичи невольно дали зеленый свет Киеву. В “Новом поколении” (2017, 27 октября) в заметке “Мистика в Киеве”, посвященной дому-музею Булгакова в Киеве (Андреевский спуск, дом №13), детально описанному им в “Белой гвардии”, автор этих строк писал о том, что музей более-менее еще прилично содержится. И что все так же находится памятник во дворе мемориального особняка, где писатель, скрестив руки, задумчиво сидит на скамейке. Как будто прозорливо заглядывает в будущее. Учитывая укрепляющуюся русофобию на Украине, я высказал тогда в своем эссе тревогу о судьбе киевского музея, что его могут прикрыть в любую минуту. Прошло больше года, надеюсь, что все без изменений. Но ведь какую медвежью услугу Киеву оказывает сама Москва. Бей своих, чтобы чужие не достали. К радикальным действиям путь открыт. |