|
Если вам дали хорошее образование, это не значит, что вы его получили
Сам себе педагог
|
Дистанционное обучение детей школьного возраста сегодня становится все более популярным. Мнения родителей, решивших отказаться от традиционного школьного обучения своих детей и перейти к “дистанционке”, как правило, сводятся к тому, что школа наша не очень хорошая во многих отношениях. Уровень учителей не очень, мягко говоря, высокий, и потому образование там дети получают соответствующее - не совсем качественное. А на частные школы денег у многих просто нет. Примета времени. Школа мало кому нравится. Она не дает того, что от нее ждут. А время торопит. И нужно быть конкурентоспособным, подвижным, адекватным требованиям современности. Кто-то получает все это в школе частной, и потому, выйдя из ее стен, будет иметь более выгодные стартовые позиции. Так, во всяком случае, у нас считают. Поэтому выход видят в том, что обучать ребенка можно и через интернет, с дополнительными занятиями с репетиторами. Сказать, хорошо это или плохо, нельзя. Каждый сам выбирает свой путь в жизни. А образование - это такая сфера, говорить о которой можно бесконечно, но каждый вынесет из этой бесконечности только свое. Нужно много знать? Наверное, да. Или нужно знать только то, что пригодится для карьеры? Тоже - да! Или нужно быть образованным просто потому, что это престижно? Ну и это нелишне. Стать человеком успешным в глазах окружающих тоже неплохо. Но есть вопросы. Как известно, мы во всем следуем на Запад, или, точнее, за Западом, чего уж тут лукавить или пытаться отрицать. А там системы дистанционного обучения давно уже действуют в виде инклюзивного образования для детей-инвалидов, которые могут обучаться не выходя из дома. И учитель лишь контролирует выполнение заданий, вернее тестов, так как большая часть оценки детей производится именно путем тестирования. Нет, мы ничего и никого не критикуем, просто заметим, что система образования в каждой стране, в каждом обществе - это неотъемлемая часть культуры этой страны и этого общества. Более того - порождение этой культуры. Например, в культуре американской ученики - это те, кого обслуживает учитель. Кто не верит - почитайте соответствующую литературу и посмотрите фильмы об американской школе. А в нашей культуре учитель для ученика всегда стоит превыше учебника и того, что в нем написано. Учитель мог по-разному преподносить материал, учитывая интересы всех учеников, так как в любом классе есть лидеры, есть отстающие, для которых объяснить, как нужно самообразовываться, трудное дело, тем более когда даже в реальной школе учителю сегодня делать такое не рекомендуют. И вот теперь многие горе-ученики, скажем, по математике, физике, химии будут вместо поиска правильного решения копировать уже выполненные задачи, тем более что интернет всегда под рукой. Вы скажете - на то и родительский контроль, чтоб не списывали. Ответим: далеко не каждый родитель - педагог. Это всем взрослым кажется, что обучать и контролировать ученика не так-то уж и сложно. Вот жалуются на школьных учителей родители, потому что они знают, как преподавать. Многим родителям кажется, что и дистанционка им по силам. Но даже на Западе считают, что тот, кто хочет получить хорошее образование, должен учиться очно и обучаться именно у преподавателей. Как говорят авторитетные российские педагоги, нельзя сказать, что система образования в СССР была лучшей для познания мира, ибо все в мире взаимосвязано, но то, что учитель доносил свой кусок общей картины, которую он, в свою очередь, осознал через многолетнюю учебу в педвузе и в процессе опыта преподавания, именно напрямую детям, давало на выходе результат того, что человек хотя бы имел уже собственное понимание и независимое, критическое, образное мышление. Сторонники же дистанционного обучения говорят о том, что у ребенка уже с раннего возраста такое мышление присутствует, нужно лишь его направить, учитывая рефлексию. И потом, если кто-то считает, что, сидя дома у компьютера, ребенку будет комфортнее получать знания и он будет отгорожен от прессинга окружающих, скажем лишь, что жизненный прессинг, который ждет ребенка неизбежно в будущем, станет для него, скорее всего, куда более чувствительным, чем если бы он начал социализироваться в раннем возрасте. Ведь школа - это не только место, где ты получаешь знания, но и место общения со сверстниками, первая реальная конкуренция, первые уроки жизни. Но опять же, повторимся, каждый выбирает свой путь сам. Тем более что дистанционное обучение у нас в стране не запрещено. Но, кстати, не оформлено законодательно. Так сказать, государство пока не сказало этой системе ни “да”, ни “нет”. А определиться уже пора... |