|
Сагымбай Козыбаев Днiпро и все дела На Украине развернулась повсеместная кампания по ликвидации идейного наследия царского и советского периодов. Объявили программу тотальной декоммунизации. Уже переименовали около тысячи населенных пунктов и 52 тысячи топонимов. Демонтировали почти 2500 памятников. И это только начало. Верховная Рада не успевает принимать очередные постановления по этому поводу. Обнародовали и списки около тысячи физических лиц, чья деятельность подпадает под действие законов о декоммунизации. Должны трансформировать еще целый ряд районных центров, а также две области - Кировоградскую (сам областной центр переименовали в 2016 году из одноименного в Кропивницкий) и Днепропетровскую (областной центр также носит уже другое название - Дніпро). Ладно, это на Украине, где происходит резкое размежевание со всем русским (история современная принесла и такое!). А как у нас? Время от времени оказываюсь на своей малой родине - Костанайской области, не отказываюсь, если бывает оказия, побывать лишний раз на благословенном Алтае в Восточном Казахстане, откуда начался исход кереев - моих дальних пращуров. Исторические бури разбросали это племя так, что диву даешься. Современные абак-кереи - а это 90 процентов всех казахов за рубежом, живут в Китае, Монголии, Турции, остальные кереи из подрода ашамайлы осели в Северном Казахстане, перебравшись в XII веке из Алтая.
|
Так вот, до моих родных мест - Боровского, центра теперь уже Мендыкаринского района (являюсь его почетным гражданином), от Костаная час-полторы езды. Мелькают названия сел, привычные с раннего детства, - Моллокановка, Нечаевка, Архиповка, Владимировка, все они на один лад, уже не помню все по памяти. Спрашиваю знатока, уроженца этих мест, профессора Аманжола Кузембайулы, автора многократно изданного вузовского учебника по истории Казахстана, что за люди эти личности, именами которых названы села. Оказывается, заселился переселенец из России в XIX веке, вот и называли произвольно его именем - Архип, Владимир, Степан. Хотя были здесь исконные казахские аулы, зимовки, летники. Случались и курьезы. Приехал чин из уездной царской администрации. Спрашивает: “Как называется это село”. Отвечает ему коренной житель: “По-казахски так-то”. “А первый кто из переселенцев?” “Михаил, да вот он”, - и указывает на волочащего ноги пьяного мужика. “Ну что же, теперь будет Михайловка”, - завершает разговор уездный бастык. След его как появился, так и исчез. Баталии и ономастические споры идут во многих областях, особенно остро там, где преобладает русское население. Нужен мир и лад, понимание полюсов. Но и знание истории вопроса. В любом случае надо терпеливо доказывать, и не раз, убеждать, согласовывать. Как правило, к единому здравомыслию полюсы приходят. Вот и нынче так случилось. Единодушно (а были какие баталии!) приняли решение - Тарановский район отныне будет носить имя его уроженца, классика национальной литературы Беимбета Майлина (1894-1938, расстрелян как враг народа вместе с С. Сейфуллиным), а его одноименный центр - Аят, по названию протекающей реки, притока Тобыла. До этого один из главных проспектов Костаная, носивший его же имя (Лавренти Таран, красный командир времен гражданский войны), стал проспектом Независимости. В Восточном Казахстане Зыряновский район (ранее назван именем слесарного ученика, открывшего в XVIII веке месторождение полезных ископаемых), лежащий в межгорной котловине в окружении сопок и отрогов Алтайского хребта, отныне называется Алтайским, а его центр - Алтаем. Могут возразить: есть же в РФ Алтайский край, Алтайская автономная область. Есть. Но следует помнить: Алтай - колыбель тюрков, горы эти имеют продолжение также на территории Китая и Монголии. Значительное население там, кстати, казахское. Ономастика - дело тонкое. Важно, чтобы гайки не закручивались столь лихо, как на Украине. Иначе они могут раньше времени сорваться с резьбы. * * * В продолжение этой темы. Из Киева пришла последняя хроника. 14 октября 2018 года в День защитников Отечества (отмечают на Украине в честь годовщины создания бандеровской украинской повстанческой армии (ОУН-УПА), воевавшей на стороне фашистской Германии) столичная полиция в очередной раз помешала радикалам снести памятник генералу Николаю Ватутину (1901-1944), освободителю Киева и Украины. Несколько десятков молодчиков собрались в парке с молотками и лестницей. Произошла стычка. Участники акции забросали памятник яйцами. Этот монументальный памятник кисти Вучетича установили в 1948 году по велению Сталина над местом захоронения полководца. В самом центре Киева, в Марьинском парке, рядом со зданием Верховной Рады и Марьинским императорским дворцом. Если говорить проще, это недалеко от центральной площади - Майдана Незалежності. Похоже, в рамках декоммунизации памятник командующему Первым Украинским фронтом, освободившему Украину и расстрелянному здесь самими же националистами в феврале 1944 года (Ватутин умер в киевском госпитале в апреле), доживает последние дни. Дочери генерала, проживающей в Праге, несколько лет назад киевские власти недвусмысленно заявили о необходимости перезахоронения тела отца. Городской совет ранее принял решение о переименовании проспекта Ватутина в честь националиста Романа Шухевича. Вот какие кощунственные дела творятся в братской некогда республике. На этом фоне правомерно и заслуженно воздаяние выдающимся сынам народа в Казахстане, а также топонимические переименования, связанные с исконностью. Это пример достойного и бережного отношения к своему прошлому, наследию.
|
Памятник Чингисхану в Монголии
|
Носит же земля Новоиспеченной Туркестанской области поют не только дифирамбы. В газете “Время” (2018, 11 октября) в небольшой заметке рассказывается о трехлетней девочке, изнасилованной отцом и им же зарезанной. Девочка, ко всему прочему, была единственным ребенком. Кровь стынет в жилах, долго не мог прийти в себя. Но ведь подобных случаев стало столько, что, казалось бы, должен быть уже иммунитет. Какое там! Вопрос лезет на вопрос. Интересно, если бы подобное произошло где-то в Иране, Саудовской Аравии или в Чечне с Ингушетией, где по-особому понимают мужскую честь мусульманина, что бы сделали они там. Думаю, речь может идти только о самосуде. И это по-человечески. Но этот человек (изверг, точнее отморозок) ведь живет, ест, не покончил с собой, то есть существует. И ждет теперь еще какого-то законного суда. Суд один лишь - Божий. О какой чести, нравах, о каком свете при такой тьме можно говорить? Омерзительно, гнустно, да и только.
Голова всему Охотно покупая у братьев-узбеков тут же испеченные горячие вкусные лепешки, все же настороженно относился к расхожему выражению “Ташкент - город хлебный”. Хлеб вроде наша прерогатива, казахстанская. Вот и ошибался. А выяснилось вот что. Комитет по статистике Министерства национальной экономики РК опубликовал данные за 2017 год - сколько же хлеба съедают в разных странах на душу населения в год. Я был посрамлен. Узбекистан оказался на первом месте - 189 килограммов, вслед за ним киргизы - 144. Меньше всего едят хлеба в Индии (2), в первой десятке - Китай (8) и Индонезия (9). А как у нас, в Казахстане? Наравне с нами 47 килограммов хлеба потребляют в США, полякам не хватило до нас одного пункта, им надо теперь чуть поднапрячься. Ну как после этого не зауважать своих среднеазиатских братьев.
|
Узбекские лепешки
|
Крестись, не крестись Левират - это брачно-правовой обычай в степи, когда женщина, за которую выплатили калым, отныне считается собственностью своего супруга. В случае его смерти она должна была (!) выйти замуж за его ближайшего родственника. Чаще всего за брата мужа, иногда за пасынка - сына мужа от другой жены. Возникающую разницу в возрасте в расчет не принимали. А если женщина ханского рода? То же самое. Она передавалась из рук в руки. Бывало, и многократно, ведь ханы убивали друг друга, не гнушаясь родственными связями. И на этом строилась степная политика - и мира, и власти. Одним словом, женщина была как бы разменной монетой. Использовали это и во взаимоотношениях с правителями других стран - подвластных, вассальных или тех, согласием которых в завоевании их соседей необходимо было заручиться. С этой целью и практиковались брачные узы: давали дочерей в жены или брали таковых для себя. Сплошь и рядом. Вот некоторые выписки из журналистского блокнота. В 1239 году всесильный темник Ногай, завоевав очередные земли, посадил на трон Болгарии своего сына Джеке (Чеке, Чак). Предварительно скрепив узы соответствующим браком. И конечно же, пошло потомство. В походе на Венгрию, затем и в Польшу тот же Ногай скрепил договор с Ласло V Куном, королем Венгрии (1272-1290). Ему преподнесли презент из двух кыпчакских принцесс, их звали Кыпчака и Мундела. По велению Ногая, менявшего на ходу стратегию, Ласло вскоре был убит самими же кунами-кыпчаками. Но брак-то был. В свое время я видел склепы венгерских королей, вместе с ними хоронили и их жен - кыпчаксих царевен. Есть такие и на полуострове Тихань, на Балатоне. Узбек, потомок Чингисхана, правитель Золотой Орды, для обеспечения безопасности в дальних своих владениях женился на дочери византийского императора Михаила VIII. Была ли она исламизирована, не знаю, а звали ее ханшой Ефросинией. Болгарский царь, шурин вышеуказанного Джеке, Федор Святослав (Федор Тертер, ?-1322) никогда не забывал о своих корнях, его отец, носивший имя Георгий Тертер, был кыпчаком. Браки смешанные и далее имели продолжение. Хан Токта, другой всесильный правитель Золотой Орды, свою победу над силами, грозившими развалить государство, закрепил женитьбой на Марии, внебрачной дочери византийского императора Анроника II. История, очевидно, оставила ее новое ордынское имя. А что с Русью? Русские князья с великой благодарностью брали кыпчакских царевен в жены. Сами правители Золотой Орды рассматривали подобные браки как необходимое средство, чтобы привязать русских князей к своим государственным интересам. Кыпчачки проходили обряд крещения, принимая христианское имя. Ханы особо этому не противились - ушедшая овца уже не твоя. Великий князь московский Юрий, а также смоленский и другие охотно женились на степных царевнах. Подобные брачные союзы не прекратились и после распада Золотой Орды и, как правило, были крепкими. Одна из жен Ивана IV (Грозный, 1533-1594) - после крещения Мария - была, по мнению немецкого исследователя Бертольда Шпулера, кыпчачкой (Кученей, умерла в 1569. - С.К.). По другим сведениям, она была дочерью кабардинского князя Темрюка. Сути это не меняет. Блокнот мой буквально испещрен подобными выписками. Исторические вихри так смешали народы, что, вспоминая порой изначальные корни, уже ничему не удивляешься.
Албан из Албании Калжынбайство, то есть шутки друг над другом, лично одобряю. Когда они безобидны и когда есть доля юмора. Встречаясь, казахи, уроженцы разных мест, делятся меж собой: “Мы, аргыны, родом из Аргентины”. А я, говорит другой, албан, родом из Албании. Получается, кереи - из Кореи, а найманам сложнее, им остается лишь нерифмующаяся Норвегия. Извините уж. А вот западноказахстанский род адай применяет скороговорку. Но она звучит удачно лишь на казахском языке. Из-за рифмы. Вот она. “Аспанда - құдай, жердің астында - мұнай, жерде - адай”. В небесах, дескать, Бог, под землей - нефть, а на ней - адай. Перевод по-русски из-за отсутствия рифмы звучит нескладно. Эх, где сейчас казахов нет? Наверняка кто-то осел в той же Норвегии или Аргентине, в Корее уж точно они есть. Как говорится, дай Бог! Говоря языком Толстого, “все смешалось в доме Облонских”. Глобализм, одним словом.
Анда Китайцы - молодцы, тихой сапой умело пропагандируют свою историю. Давая преимущество голубому экрану - изобразительному ряду. Создали “Чингисхан” в 2004 году - тридцатисерийный фильм, в 2013 году - “Хубилай хан”, но уже из 37 серий. Если “Чингисхан” - экранизация его биографии в соответствии с тем, как она описана в “Сокровенном сказании монголов”, то “Хубилай” - о событиях, которые привели к созданию могущественной династии Юань (“Изначальная” в переводе) - монгольского государства, основной частью которого был Китай (а также Монголия, Корейский полуостров, Индокитай, Восточный Туркестан. - С. К.) Династия эта, как известно, управляла огромным Китаем почти полтора столетия - до 1368 года, далее идут династии Минь и последняя Цин (1644-1911). Особенность китайских фильмов в том, что, говоря о политических страстях, где кровь за престол и власть превалируют, показывают и чисто человеческие свойства исторических лиц, прежде всего, понятие о мужской дружбе, которая была существенным элементом борьбы за трон. Своеобразное джентльменство. Что это? Называется этот обычай “анда” - побратим или названный друг. Это побратимство отца Чингисхана с керейским вождем Тогырылом (по сути, не было бы последнего, не было бы и Чингисхана), анда самого Чингисхана с Жамухой. Обычай скреплялся совершением особого обряда, после чего побратимы становились самыми близкими людьми, не меньше, чем родные братья. Кстати говоря, родные братья в борьбе за власть могли перегрызть друг другу горло - вся ушедшая история веков об этом. И всякое побратимство также до тех пор, пока не покажешь названному брату свои зубы. Но все же джентльменство сохранялось, и бывало, после показанных зубов прощали друг друга и мирились. Китайцы сумели и это профессионально продемонстрировать языком кинематографа. Сегодня анда, мужская дружба, в порядке вещей. И скреплять ее особым обрядом нет нужды. Разве что чаркой за здоровье.
|