ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Этюды на полях Исследования

Сагымбай Козыбаев
Ханша Соргатай
Из казахских родов кереи (по воле истории) более всех подверглись кровосмешению с другими народами, не только родственными. Перешагивая границы и более дальних стран. И наш случай именно тот, когда, зачав своих четверых сыновей, женщина становится ханшей Монголии, Китая, Кореи, современной Средней Азии - ее сыновья правили этими землями, простиравшимися от Тихого океана до Адриатики.
А время событий - рубеж двух столетий и первая половина XIII века, эпоха Монгольской империи. И связана история именно с кереями (кераит, кереит, кәриет, керэд, хэрээд), имевшими до этого свое огромное государство на территории Монголии и Китая. С тем племенем, которое до принятия ислама исповедывало несторианство - одно из направлений христианства, основанное в Византии в V веке. Родовой тамгой кереев с тех пор неизменным оставался крест.
Попутно отмечу, что в домонгольскую эпоху несторианство было распространено и среди некоторых родственных племен - меркитов, уйгуров, найманов. Однако при первоначальном успехе миссии несторианство, осужденное как ересь (создатель его константинопольский патриарх Несторий считал, что Христос родился человеком и лишь впоследствии с ним соединилось Слово Божье) на Вселенском соборе в Эфесе (город на западе Турции. - С.К.), не смогло закрепиться среди этих племен.
А звали нашу героиню Соргатай-бегим (она фигурирует в различных источниках также под именами Сорхактани, Сорхахтани, Чохур-бегим (бегим - титул жен ханов и членов ханского рода. - С.К.). Она приходилась племянницей правителю Керейского ханства Тогырылу (Тогрул, Тогрыл, Ван-хан).
В 1069 году цзубу - единое государство кочевников, состоящее только из кереев и найман, наносит поражение империи Ляо. При очередной войне с Китаем хан кереев Маргуз (несторианское имя Маркус, Марк), бывший одновременно и правителем монголов, попадает в плен, его казнят. Через сто лет его потомок Тогрул, занявший престол кереев, оказывает первоначальную поддержку еще безызвестному монгольскому князю Темуджину (Чингисхан). Он был тогда самым могущественным из степных вождей (по-монгольски - Тоорил), который к тому же состоял побратимом Есугея - отца Темуджина. Молодой князь заручился поддержкой Тогырыла, напомнив об этой былой дружбе и поднеся ему приданое своей жены Борте - роскошную соболью шубу.
Они совместно одерживают ряд побед, и через год Тогырыл под китайским титулом “ван” (царь) становится правителем кереитско-монгольской конфедерации. Окрепший Чингисхан из союзника вскоре становится врагом Тогырыла и подчиняет все его владения от Орхона и Селенги до восточных границ Китая.
Начался исход кереев. Тогырыл, бежав к тангутам (династия Си-Ся, 1032-1227), погибает, часть племени во главе с полководцем Кайранбаем оказывается на северо-западе нынешнего Казахстана в среднем течении Иртыша, а большая часть кереев добровольно входит в состав монгольского государства.

 

alt

Хан Хулагу с женой-керейкой Докуз-хатун

 

Поразительно, но отголоски тех веков дошли до наших дней. 90 процентов всех казахов, живущих ныне за рубежом (Китай, Монголия, Турция), являются абак-кереями (по имени второй жены основателя рода. - С.К), а другая отечественная ветвь - ашамайлы-кереи - обосновалась сегодня в основном на севере в пойме Тобола и Иртыша, частично в алтайской части Восточного Казахстана.
Так вот, Чингисхан, не забывший, кому он обязан восхождением на трон, стремится упрочить связи с все еще могущественными кереями. Испытанный путь - породниться. У Жакамбу-Сенгуна, младшего брата Тогырыла, было четыре дочери. Одну из них, Абике-бегим, берет в жены сам Чингисхан. Другую, Биктумиш (Никтумуш-фуджин в сборнике летописей Рашид ад-Дина. - С.К.), выдает первой женой за своего старшего сына Джучи. Третья, Соргатай, становится первой супругой четвертого сына Чингисхана Тулуя, также будущего правителя, хана Монгольской империи.
После смерти Тогырыла и его сыновей именно племянницы становятся законными соправительницами империи и заодно наследницами керейских владений.
Соргатай-хатун в отличие от родных сестер, одна из которых недолго была женой Чингисхана, а у другой не было детей, вскоре занимает высокое положение и к середине XIII века становится самой могущественной женщиной в Монгольской империи. Благодаря и детям, которых она воспитала.
У Тулуя (Толуй, 1191/3-1232, после смерти отца - регент Монгольской империи) от десяти всех его сыновей родились от Соргатай четверо. И какие! Мунке (первый), Хубилай (четвертый), Хулагу (пятый) и Арик-Буга (шестой). Все они занимали ханский трон.
Мунке (1208-1259, Мункэ, Менгу) - первенец Соргатай, четвертый великий хан Монгольской империи (после Чингисхана, Угэдэя и Гуюка). Передача великого ханства дому Тулуя прошла благодаря способностям и проницальности Соргатай и поддержке всесильного тогда Бату (Батыя), первого хана Золотой Орды.
Мунке известен средневековому Западу своим участием в Европейской кампании (1236-1242), в ходе которой монгольское войско дошло до Адриатики. Покорил Китай, Индокитай, расширил пределы империи до Египта. Он погиб при осаде китайского города Хэчжоу (ныне более чем тридцатимиллионный город Чунцин на юге Китая. - С.К.).

 

alt

Хубилай - император Китая

 

Хубилай (Кублай-хан, Кубилай, 1215-1294) вступил на трон империи после брата Мунке (титул великого хана был унаследован им как основателем династии и государства Юань). Дело в том, что единая Монгольская империя распалась после смерти Мунке. Хубилай (об этом 37-серийный одноименный китайский фильм, вышедший на экраны в 2013 году) не смог удержать империю от распада. Но стал основателем Монгольского государства в Китае - Юаньской империи, включавшей в свой состав также Монголию, Маньчжурию, Восточный Туркестан, Тибет и Корею, которыми правил в течение 35 лет уже в качестве китайского императора.
Знал бы керей Тогырыл с китайским царским титулом “ван” (со времен династии Шан до краха династии Цин (1911) правители Китая обычно пользовались этим титулом. - С.К), что его внук по материнской линии Хубилай станет окончательным властителем Китая, возгордился бы, перевернувшись в гробу. И забыл бы былые обиды, когда он, сначала соратник, а затем враг Чингисхана, оспаривал власть последнего в степях Монголии и горах Китая, за что и принял смерть. Судьбе было угодно породниться семьями и возвыситься еще более.
Проницательная и мудрая Соргатай-ханша была довольна и сыном Хулагу (1217-1265), основателем и другой великой династии - Хулагуиров, правившей в созданом ею Иранском ильханате в Передней Азии. Мать-ханша задумала еще более укрепить керейское влияние. У Уйку, младшего сына Тогырыла, двоюродного ее брата, была дочь Докуз-хатун. Соргатай выдала ее, племянницу, сначала замуж за своего мужа Тулуя. А затем, после его смерти, передала старшей женой сыну Хулагу. Но и на этом она не успокоилась. Племянница Докуз-хатун (звали ее Урук-хатун) со временем становится женой Аргуна, правнука Соргатай, внука Хулагу.
Чтобы голова не пошла кругом от такого кровосмешения наших пращуров, вернемся к Хулагу. Кереитка Докуз-хатун была любимой его женой. Она исповедовала несторианство. Покровительствовала христианам в Монгольской империи, возводила храмы.
У Хулагу было 14 сыновей и семь дочерей. И, что удивительно, некоторые из них родились от доверенных наложниц из ставки самой Докуз-хатун. Та же цель, которую внушала ей Соргатай, чтобы керейское влияние по крови не прерывалось.
Хулагу, как известно, возглавил поход на Ближний Восток и завершил монгольское завоевание покорением Ирана, Ирака и сопредельных стран. Он был похоронен в крепости на горе Шахи - одном из островов большого озера Урмия (ныне на северо-западе Ирана.) В его могилу вместе с награблеными в военных походах ценностями, говорят, были положены молодые девушки - кереи.
Эти и другие подробности жизни Хулагу, воевавшего одновременно со своим двоюродным братом Берке-ханом Золотой Орды за власть над Кавказом и Азербайджаном, оставил в своих сочинениях Рашид ад-Дин - знаменитый министр династии хулагуидов. Это занимательное чтиво.
Из всех сыновей Соргатай-хатун самый младший Арик-Буга (по-монгольски Аригбек, 1219-1266) не достиг таких высот. Если не считать многолетнее противоборство с родным братом Хубилаем за престолонаследие. Мать же всячески старалась сгладить их взаимоотношения. В 1266 году Арик-Буга умер, избавив Хубилая от затруднений, связанных с необходимостью устраивать суд над родным братом.
P.S. В заключение позволю себе домысел. Он безобидный. Казахи не случайно давали необычные имена своим детям. Когда не было сыновей, а рождались одни дочери, то, отчаявшись, последнюю из них называли Улбала, Улболсын, Улжан (пусть будет как сын), мечтая о сыне. Соргатай - одна из многих сестер (о братьях нет сведений). И имя ее прямо в лоб не переводится, искать надо корни. Близкое “сорғалау”. Означает “струиться, течь струей, потоком”. А это, конечно же, водопад, кои Керей в своих землях Алтая боготворили. Хрустальная вода гор, небес, ее сила и вечность. Олицетворением этого может служить нареченное таким именем дитя.
Это, повторяюсь, домысел, но Соргатай-хатун, одна из безызвестных до сего времени казахских цариц, именно таковой оказалась - мощной, властной, целеустремленной. Современным потомкам кереев этим гордиться бы, да и не только им. А то в истории одни далекие Изабеллы, Марии-Антуанетты, Елизаветы... Вроде и своих хватает, но, увы, их знаем лишь понаслышке. И то в лучшем случае.

 

alt

Тогырыл - хан кереев


Дорога в Гизы
Почти 20-миллионный Каир (пятая часть всего населения Египта) оставил тягостное впечатление. Туристов - тьма. Что же они видят первым делом? Монбланы мусора, бесцветные серые улицы, незастекленные жилые дома, грязный Нил на доходяге-судне, разбитые дороги в Гизы, пригород столицы, где пирамида Хеопса и знаменитый Сфинкс у его подножья.
Невольно подумалось: им бы нашего акима Алматы, сделал бы из египетской туристической Мекки картинку.
В международном аэропорту Каира пожилой араб-служитель почему-то навязчиво сует в руки заранее оторванный кусок туалетной бумаги, хотя она вроде в наличии в таком месте. Это элементарное выпрашивание на чай. Смазливые девчушки внимательно сторожат вход в подобное место у пирамиды Хеопса. Цель - выманить доллар у непосвященных и незнающих арабского туристов.
Бедная страна, довели ее так называемой арабской весной. А подданные чем виноваты?
Ладно уж, не такое видели. Цель-то другая: полюбоваться пирамидой Хеопса - последним сохранившимся из семи чудес света, узреть площадь Тахрир, давшую начало нынешним арабским катаклизмам, побывать в Национальном (Лувр Востока) музее, он здесь же на этой площади, мечети Бейбарса, легендарного правителя-кыпчака. К слову. Мечеть построена им в 1267 году. В 2007 году Казахстан и Египет договорились о ее реставрации. Наша страна выделила 4,5 миллиона долларов, они освоены. Но нужно еще столько же. Законсервированную мечеть удалось увидеть лишь издали.
Мамлюки, былые связи Египта со Степью, Золотой Ордой времен хана Берке - второго после Батыя - очень увлекательны. Современнику с этим нетрудно ознакомиться, пользуясь интернетом. Но этого недостаточно, есть опасность утонуть в недостоверной информации.
Единственный путь - залезть глубоко в тему, обложившись стопкой различной литературы. И лишь почувствовав дыхание веков, незримо представив былые неповторимые краски древней цивилизации и забыв фасад неуютной нынешней столицы египтян, следует браться за перо.
А какое женское начало в истории Египта! На слуху ведь не только царицы Нефертити, Нефертари, Тйа, Таусерт, Хатшепсут, Клеопатра. А казахские султанши и царевны? Оказывается, и таковые были в этих краях. Взаимосвязь, общая история, проникновение культур - благодатная и неисчерпаемая тема.
А пока прощаюсь с мусорным Каиром, храня в сердце уже рожденные, но затаившиеся до поры мысли.

 

alt

Лев Толстой: “Искусство - огонь!”


Сарымай
Это не имя женщины (встречается и такое), а исконное название настоящего аульного масла. Ничем неистребимый запах домашнего масла связан с именем матери. Куски горячей лепешки с пылу и жару из печки вперемешку с маслом называются мыжыма - это бесхитростное материнское блюдо. Вкуснее ничего не отведывал. И давай, сынок, алға - на улицу к сверстникам или сытый в школу. Знания сами ложились к тебе под ноги.
Связь, ныне городского человека с аулом, коль остались еще там близкие, такая: туда - наличку в конверте, аул гол и нищ, а в ответ - спрессованное донельзя и выдержанное в морозильнике сарымай (қатыпқалғанское).
Дети городские натуральное домашнее масло почему-то не жалуют, подавай им только магазинное. Что это небо и земля, бесполезно разъяснять.
У наших акынов в моде поздравлять юбиляров наспех сочиненными вирши, лишь бы хвальба была на двести процентов. Прочитанный листок передается адресату, дабы потом он включил оказией в книгу о себе же родном. Как-никак дифирамб, ода. Будто пушкинская, кажись, когда-то Державину.
А наша песня, если хотите, ода сарымаю - маслу с запахом ковыльным, где непременно присутствуют тепло близких и их дума - пусть в далеком мыркымбайском городе родич ощутит причастность к исконности своей - родному аулу.
А оно так и есть. Сарымай, густо намазанное на хлеб, об этом и напоминает, становясь многократно желаннее и вкуснее.

 

alt

Гизы


Огонь
Талантливый коллега делится сокровенным. “Беспрестанно кипит мысль в мозгу, хочу написать о том-то. Но не идет”. “Не страшно, отвечаю. Просто мысль не созрела, отвлекись на другое, а то, о чем беспрестанно думаешь, непременно придет. Так советовал Герольд Бельгер”.
Действительно, не всегда задуманное тут же воплощается в желанные строки. Человек, однако, нетерпелив. Вроде и помнить надо пушкинское - “служенье муз не терпит суеты”. Хотя сам Пушкин кропал, дай боже, ибо был гением.
Творчество, что это? Обращаюсь к энциклопедии “Мудрость тысячелетий”. В ней такого понятия нет, отсылают к искусству.
Читаю: искусство не умирает. Так заявляет Петроний. Кто бы спорил. Гельвеций говорит, что задача искусства - волновать сердца. Кто бы возражал. А вот интересна мысль Роллана: “Творить - значит убивать смерть”. И он же: “Самодовольство художника - вернейший признак упадка искусства”. Верно, конечно, но что-то мрачновато. Спасает Лев Толстой: “Много нужно для искусства, но главное - огонь!”
Вот это в точку, огня-то как раз и не хватает. Но где его взять, коль нет?
Вопрос личного свойства. Малым, малюсеньким, хоть крохоточку, но Пушкиным быть обязан.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение