|
Светлана Николаева
Новогодние праздники - самое время поговорить о проблемах такой харизматичной отрасли экономики, как... алкогольная. Тем более что за время самостоятельного существования казахстанский рынок крепкой алкогольной продукции стремительно эволюционировал. На высокоградусной ниве трудится 46 заводов, а доперестроечный ассортимент водок, составлявший 5 традиционных наименований (“Русская”, “Столичная”, “Пшеничная”, “Посольская”, “Экстра”), расширился до 150
Тем не менее ситуация складывается довольно абсурдная: российские производители, перманентно страдающие от отсутствия достаточной сырьевой базы, планомерно завоевывают наш рынок, а казахстанские, имея высококачественное сырье (80 процентов отечественного этилового спирта производится из зерна твердых сортов пшеницы), ушли на задворки. Забегая вперед, отмечу, что некоторые из “россиянок” разливаются по бутылкам на наших же отечественных заводах.
Объем казахстанского рынка крепких напитков достаточно стабилен и, по оценкам экспертов, составляет 12-13 миллионов дал (1 декалитр - 10 литров) чистого спирта. Отечественные предприятия обеспечивают 50 процентов общей потребности рынка Казахстана. 10 процентов импортируется из России, Украины (6-7 процентов) и Кыргызстана (2-3 процента), а остальные 30 процентов восполняется теневыми производителями.
Грянувший финансовый кризис усложнил задачу властей сдвинуть это соотношение в пользу большей легальности производства. При этом “левая” продукция вовсе не означает кустарное производство - “самопала” на рынке почти нет. Контрабандная продукция разливается на тех же заводах, что и легальная. Просто отгружается в обход официальной отчетности, снабжается поддельными учетно-контрольными марками и прочими “приметами” легальности. Интересы в теневом распространении имеются и у производителей алкоголя, и у компаний розничной торговли: официально оформленный товар обходится оптовой фирме и фирме-реализатору на 50 процентов дороже. Маржа предприятий-производителей (торговая надбавка к себестоимости) составляет около 10 процентов от конечной цены, надбавка оптовиков - 15-20 процентов и розничная надбавка - от 15 до 30 процентов. Таким образом, производители идут на это, чтобы избежать высокого налогообложения, а реализаторы, в свою очередь, принимая “не засвеченный” продукт, могут снизить конечную цену и увеличить “навар”. По мнению членов ассоциации “КазАлко”, одной из явных причин существования теневого рынка алкоголя является высокий акцизный налог, который, как известно, имеет тенденцию только расти.
Тем не менее недавние прения в парламенте по поводу увеличения акцизов закончились победой бизнес-сообщества “КазАлко”. Проект Налогового кодекса, предусматривавший повышение акциза на крепкую алкогольную продукцию с 1 января 2009 года почти на 70 процентов (166 тенге за литр), а в течение 2 лет - в 3,2 раза, не нашел поддержки в мажилисе парламента и сенате. Ныне действующие ставки акциза, который составляет 100 тенге за литр безводного спирта, остались неизменными до 2011 года.
|
За процветание отечественного рынка! |
Рынок не резиновый
На данный момент производственная мощность казахстанских спиртовых предприятий загружена только на 13-14 процентов, ликеро-водочных - на 13-15 процентов. А значит, при полной загрузке отечественных производств можно было бы подумать о лидирующем месте по темпам роста алкогольного рынка в мировом сообществе.
Словом, редкая отрасль отечественной продукции может похвастаться такими позициями, как алкогольная индустрия. Однако о росте рынка говорить не приходится. Основной проблемой казахстанских производителей является нарастающий импорт. Если в былые годы импорт крепкой алкогольной продукции составлял 6-8 процентов (2004-2006 годы) от общереспубликанского объема производства, то за 2007 год он достиг 15,8 процента. По подсчетам специалистов, если рост импорта сохранится, то в обозримом будущем эта цифра составит 25 процентов от общереспубликанского объема производства.
- Основным нашим конкурентом является Россия, - считает Амиржан Калиев. - Сегодня лицензионные сборы с импортеров составляют всего 10 МРП и позволяют целый календарный год без ограничения объема ввозить свою продукцию. А через два года, согласно двустороннему соглашению, будет произведена унификация акцизов. Если сегодня наши производители платят из расчета 100 тенге на литр, а импортеры платят 300-320 тенге, то после ратификации соглашения казахстанским парламентом они войдут по нашим акцизам.
Сегодня главные надежды казахстанских производителей горячительных напитков связаны с разработкой нового закона о государственном регулировании в производстве алкогольной продукции. Ожидается, что многие нормативно-правовые моменты будут расписаны как закон прямого действия, без подзаконных актов, позволяющих его толковать по усмотрению чиновника. А двухгодичная стагнация акциза позволит отечественным производителям водки и ликеро-водочной продукции подготовиться к унификации отечественного и импортного акцизов, когда единая ставка будет составлять 500 тенге за литр. По оценкам экспертов, половина предприятий, имеющих сегодня лицензию, в условиях жесткой конкуренции после вступления страны в ВТО окажется жизнеспособной. |