|
Константин Кочевников “Увезу тебя я в тундру, и тогда поймешь ты вдруг, почему так манит, так зовет Полярный круг...” В известной песне в исполнении “золотого голоса Севера” Кола Бельды поется, конечно же, о любви, о необъяснимой и манящей силе снежных просторов, о морозе и о несметных богатствах, укрытых от посторонних: “Сколько хочешь самоцветов мы с тобою соберем!”
Кто “свои”, а кто “посторонние” в этом белом суровом краю, стали разбираться совсем недавно. Какие-то полвека назад Северный Ледовитый океан чаше всего представляли как сложнопреодолимое препятствие на пути морского транспорта. И пути эти прокладывал преимущественно советский флот. Особый северный флот, способный не только раздвигать льды, но и выживать в нечеловеческих условиях полярных зим и полярных ночей. И небо в этом “белом безмолвии” покорялось разве что особым северным авиаторам. Более двух веков покорители Арктики рассматривали ее как вызов человеческому духу и воле. Учились здесь жить и строить, ходили к Северному полюсу, открывали острова, ловили треску и навагу и били китов. И лишь недавно страны-тяжеловесы Северного полушария вдруг обнаружили, что несколько припозднились с открытием этого региона. Но теперь стратегические амбиции придется корректировать с оглядкой на интересы России. Интерес мировых держав к Арктике долгое время оставался чем-то номинальным по вполне объективным причинам. Главным образом из-за сложности в покорении широт и всем, что с этим связано: огромная территория, покрытая льдами, и суровый климат. Как говорится, видит око, да зуб неймет... Но ныне сохранять намерения, оставаясь пассивными, видимо, равносильно потере всего, что скрыто в этой части планеты. Поэтому значительный рост интереса к Арктическому региону со стороны всего мирового сообщества вполне обоснован.
Открытие в Арктике богатейших запасов природных ресурсов (в частности, углеводородов и руд), возможность организации и развития новых глобальных маршрутов предсказуемо привели к переоценке геополитического положения региона и привлекли к нему внимание многих влиятельных государств мира. В Арктической зоне сконцентрирована добыча 91 процента природного газа и 80 процентов (от общероссийских разведанных запасов) газа промышленных категорий. Примечательно, что Арктика сегодня попадает не только в сферу геополитических интересов так называемых циркумполярных стран - России, США, Канады, Дании и Норвегии, но и других государств, расположенных далеко от этого региона: Китая, Японии, Южной Кореи, Индии, а также ряда международных организаций, которые ранее не участвовали в арктических делах (НАТО и ЕС). Для России, начавшей освоение полярного региона еще восемь столетий назад, Арктика и сегодня остается неотъемлемой частью российского геополитического пространства. Богатый опыт освоения полярных областей получили еще в XVII веке: в 1616 - 1620 годах царскими указами закрепили исключительные права Российской империи в некоторых регионах Арктики. Именно Россия положила начало освоению Аляски. В 1821 году “единственно российским подданным” предоставили права ведения хозяйственной деятельности на островах, в портах и заливах по всему северо-западному побережью Америки, Алеутским островам и по всем берегам Сибири. Уже в XX веке нота МИД от 4 сентября 1916 года объявляет земли и острова, открытые экспедицией Б. Вилькицкого в 1913-1914 годах, территорией России. Этого курса придерживалось и советское правительство: постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года включены в состав СССР “все как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, не составляющие признанной правительством Союза ССР территории каких-либо иностранных государств, расположенные в Северном Ледовитом океане, к северу от побережья Союза ССР до Северного полюса”. Россия и сегодня остается ключевым игроком в Арктике. Общая стоимость минерального сырья в недрах арктических районов России, по оценкам, превышает 30 триллионов долларов. А общая стоимость разведанных запасов - 1,5-2 триллиона долларов. По оценкам Геологического управления США, в Арктике находятся 90 миллионов баррелей нефти, 47,3 триллиона кубометров газа, 44 миллиарда баррелей газового конденсата, что составляет около 25 процентов от того, что к этому времени удалось оценить. Изученность арктического шельфа крайне неравномерна, поэтому здесь могут быть открыты десятки новых месторождений твердых полезных ископаемых. Приведенные данные лишь подтверждают потенциал региона и свидетельствуют о низкой степени разведанности и освоения недр, однако в будущем российский шельф может стать основным источником нефти и газа для России, а также для мирового рынка в целом. Арктику относят к стратегическим регионам мира с колоссальным природным потенциалом, включающим в себя минерально-сырьевые, топливно-энергетические, лесные и биологические ресурсы. Особые надежды связывают с освоением арктических месторождений углеводородного сырья. И чтобы освоить все эти ресурсы, требуется не только особый подход, но и специализированная техника, предназначенная для работы в суровых арктических условиях. Пока в мире ничего подобного нет. Но у России есть козырь. Вероятнее всего, основным проектом по добыче ископаемых в Арктике станет так называемый “Айсберг”, состоящий из пяти взаимосвязанных подпроектов. Первый элемент “Айсберга” - комплекс сейсморазведки с глубиной погружения до 400 метров. Работы ведут под водой, а не с надводных судов, которые могут находиться в районе поисков всего два летних месяца и только вдоль побережья. Вторая ступень - подводный энергетический комплекс мощностью 24 мегаватта, способный функционировать автономно, без присутствия человека и технического обслуживания на протяжении восьми тысяч часов, то есть почти год! Предполагают, что срок службы подводной “батарейки” составит 30 лет. Третий элемент проекта - роботизированная буровая установка из трех модулей, в сборе представляющая собой необитаемый подводный город, управляемый группой операторов-инженеров с берега. Станция будет самостоятельно бурить дно, готовить и подавать буровой раствор, укладывать трубы. Четвертая часть - одна из самых интересных. В перспективе это подводный катамаранный комплекс, созданный из двух связанных между собой субмарин. Помимо доставки грузов он займется сервисным обслуживанием уже установленного оборудования - ремонтом, регулированием и, при необходимости, демонтажем и транспортировкой на берег. Наконец, пятый элемент - специализированная система безопасности. Информация о ней пока относится к категории секретной и, по понятным причинам, вряд ли станет общедоступной в ближайшие годы. Но можно предположить, что уже сейчас “Айсберг” - это не просто фантастическая задумка российских конструкторов и других мечтателей. Техническую документацию проекта уже передают “Росатому”. Это означает, что совсем скоро начнут строительство первых опытных образцов. Вероятнее всего, создадут совместное предприятие, в которое помимо “Росатома” войдут такие гигантские корпорации и нацпроекты, как “Газпром”, “Роснефть”, Объединенная судостроительная корпорация и “Ростех”.
Северный морской путь Этим амбициозные задачи России в Арктике не исчерпываются. В конце сентября “Росатом” и ВТБ подписали меморандум о финансировании проектов, обеспечивающих безопасное круглогодичное судоходство по Северному морскому пути. “Для их реализации необходимо создавать устойчивую инфраструктуру, и первый ее элемент - достаточное количество ледокольного транспорта, способного обеспечивать транспортировку полезных ископаемых по разным маршрутам - и в Европу, и в Азию”, - подчеркнул заместитель гендиректора “Росатома” Кирилл Комаров. В свою очередь, зампред правления ВТБ Валерий Лукьяненко отметил, что сейчас обсуждают финансирование строительства ледоколов класса ЛК-60, а также близятся к завершению переговоры по крупнейшему в мире атомному ледоколу “Лидер” водоизмещением более 71 тысячи тонн. К слову, в ледокольном флоте Россия, понятно, сумела сохранить лидирующие позиции. И сегодня у России ровно половина ледоколов, имеющихся у всех стран мира. Это - по числу. Но не по мощности. Один лишь ледокол “Арктика”, спущенный на воду на Балтийском заводе, оснащенный двухреакторной энергетической установкой, стал самым большим и самым мощным в мире. Преимущество российского флота в том, что с середины 50-х годов прошлого века в СССР приступили к постройке судов для северной навигации, оснащенных атомными силовыми установками. Для таких судов не нужно иметь большого запаса дизельного топлива. Их двигатель приводит в движение энергия, которую вырабатывает достаточно компактный ядерный реактор. Поэтому на Северном морском пути есть исторически обусловленный оператор. Это Россия. Северный же морской путь представляет собой важную артерию не только для России. Интерес иностранных грузоперевозчиков к этому транспортному направлению неуклонно растет. В конце сентября через Арктику впервые прошел контейнеровоз датской компании Maersk. Пробное плавание датчане совершили, чтобы оценить безопасность маршрута и убедиться в том, что путь из Азии в Европу через Севморпуть занимает гораздо меньше времени, чем через Тихий океан и Суэцкий канал. У Севморпути есть и другие преимущества: экономия на фрахте судна и топливе, отсутствие очередей, как на Суэцком канале, и, что самое важное, безопасность судоходства. В самом деле, вряд ли сомалийские пираты отправятся в Арктику, чтобы брать контейнеровозы на абордаж, подплывая к ним на дрейфующих льдинах. В прессе все чаще стало встречаться выражение, “мы живем в “век Арктики”, поскольку именно этот регион является ключевым для будущего человечества. Сегодня в фокусе международной напряженности оказались энергетические проблемы. Дефицит энергоресурсов на фоне динамичного развития восточных экономик и наращивания энергопотребления странами Запада, Латинской Америки, исламского мира, привел к противостоянию уже не отдельных стран, но цивилизаций и регионов. В апреле 2014 года состоялось заседание Совбеза России “О реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике в интересах национальной безопасности”. В своем выступлении президент Владимир Путин отметил тогда, что в Арктике “сконцентрированы практически все аспекты национальной безопасности: военно-политический, экономический, технологический, экологический и ресурсный”. Еще в сентябре 2008 года утвердили Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Согласно документу основными национальными интересами России в Арктике являются: использование арктической зоны в качестве стратегической ресурсной базы, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны; сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества; сбережение уникальных экологических систем Арктики; использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации России в Арктике. И поскольку в последнее время проблема укрепления российских позиций в Арктике встает все острее, ключевым направлением деятельности становится максимально возможное укрепление стратегического контроля над этой частью планеты. Учитывая малонаселенность территорий, важной стороной был и остается военный контроль над побережьем, информационное сообщение, энергоснабжение и обеспечение продовольственного и жилищного достатка. Сегодня арктическая зона обеспечивает 11 процентов национального дохода России, при том что здесь проживает всего около 1,4 процента населения страны. В арктическом регионе находится более половины российских запасов редких и редкоземельных металлов, минералов, руд и другого сырья, имеющего стратегическое значение. В частности, месторождения хрома на Ямале и на Кольском полуострове жизненно важны для экономики, так как с распадом СССР новая Россия лишилась источников хрома с Кемпирсайского месторождения, которое осталось в Казахстане. На рыбохозяйственный комплекс Арктического региона приходится до 15 процентов от общих объемов уловов водных биоресурсов и производимой рыбной продукции в стране. Основные направления, которые ставит себе в задачу российское руководство, сосредоточат на обновлении инфраструктуры, вложении финансовых средств по принципу государственно-частного сотрудничества в конкретные проекты, привлечение необходимых трудовых резервов и решение социальных проблем коренного населения, а также реиндустриализацию Арктики на базе передовых и экологически безопасных технологий. Кроме того, необходима трансформация сырьевой экономики в экономику знаний: имеется в виду развитие современной нефте- и газоперерабатывающей промышленности, на выходе которой - продукция глубокой переработки (с высокой добавленной стоимостью). С точки зрения военной безопасности в условиях жесткой конкуренции и возрастающей милитаризации Арктики Россия продолжает наращивать военное присутствие в регионе: восстанавливают группу заполярных аэродромов и базы на Новосибирских островах, происходит оптимизация группировок войск и сил Военно-морского флота. Укрепление российских позиций в регионе, по-видимому, вопрос ближайших лет. В условиях повышения геополитического статуса Арктики усилилось давление на Россию по таким вопросам, как определение внешних границ континентального шельфа, раздел морских территорий, разработка нефтегазовых ресурсов, эксплуатация биоресурсов, доступ иностранных государств к Северному морскому пути. Для России Север - гигантская стратегическая военная зона, важнейший пояс безопасности: на северных территориях расположен ряд ключевых предприятий ВПК, крупнейшие военно-морские базы. Не стоит также забывать и об обеспечении комплексной безопасности в Арктике, говоря о которой на заседании Совета безопасности Путин отметил: “Объекты нефтегазодобычи, погрузочные терминалы, трубопроводы должны быть надежно защищены от террористов и иных потенциальных угроз. Предстоит также повысить надежность охраны наших арктических рубежей, в том числе за счет усиления морской составляющей пограничной группировки ФСБ России. Одновременно следует укреплять военную инфраструктуру”. В условиях глобализирующейся Арктики в России наметили больше внимания уделять и информационной инфраструктуре. Действующая группировка спутников не в состоянии обеспечить связь в приполярных регионах России. Для исправления ситуации нужна отдельная группировка спутников связи на высокоэллиптических полярных орбитах. Программу выведения такой группировки (“Экспресс-РВ”) разработали еще в 2010-м, однако реализацию перенесли на период до 2025 года. А до этого времени в Арктике для надежной связи будут использовать лишь спутниковую систему Iridium, головная станция которой находится в США. Для спутникового мониторинга Арктики сегодня используют данные с канадского спутника. Однако в условиях геополитической борьбы Россия не может зависеть от инфраструктуры кого-либо одного из соперников. Один из факторов обеспечения интересов России в Арктике - развитие техники и технологии: в случае дальнейшего технологического отставания России следует ожидать негативных последствий не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе. Сохраняется риск, что разработку российских полярных ресурсов будут производить на условиях поставщика технологий. Поэтому для России в освоении Крайнего Севера на первый план выходит фактор экономического присутствия - обеспечение которого в свою очередь напрямую связано с уровнем развития техники и технологии. Здесь же и развитие фундаментальной науки, которое не только обеспечит долгосрочное развитие Арктики, но и, подобно разработкам в авиации или освоении космоса, обеспечит открытиями жизнь на Большой земле - в интересах ее населения.
|