|
Сагымбай Козыбаев Агония дракона В казахском эпосе сравнение жонгар (джунгаров) с драконом более чем уместно. Весна 1723 года - черная дата отечественной истории. Семидесятитысячное войско хунтайши (хунтайджи) Севана Рабдана (Цеван Рабтан, 1665-1727) по семи различным направлениям одновременно вторглось в казахские земли. Время это вошло в исторические анналы под названием “Ақтабан шұбырынды, Алқакөл сұлама”, что в переводе означает: “Люди спасались бегством, стирая подошвы до белых костей, и в изнеможении падали у берегов озера Алка-коль” (находится на территории современного Узбекистана. - С.К.). По сведениям классика казахской поэзии Шакарима, в годы Великого бедствия (1723-1727) погибло две трети степного населения. Обезлюдела казахская степь. Казалось бы, проблеск появился со смертью Севана Рабдана, но взошедший на престол Жонгарского ханства его сын Калдан Серен (Галдан Церен, 1693-1745) оказался не менее кровожадным. Правда, царствование он начал явно неудачно. Вскоре в улытауских горах, являющихся для казахов священными, состоялась битва с его 40-тысячным войском. В этом сражении хан Абулхаир объединил воинов трех жузов, собрав около 30 тысяч всадников. В историю это победоносное побоище казахов вошло как Булантинское (по названию реки). Через два года (1729) у озера Итишпес (буквально “и собака побрезгует пить”) состоялось не менее решающее сражение - Аныракайское. И вновь нанесено поражение, несмотря на численный перевес жонгар.
|
Аныракайская битва
|
Враг пал духом. Но до исхода оставалось еще время. Уточненная хроника такова. В 1739 году были освобождены Сайрам и Ташкент, последний перешел в управление Толе би (1663-1756, похоронен в ташкентском некрополе Шайхантаур). В 1741 году жонгары напали на земли Среднего жуза, дойдя до Оренбурга. Некоторые казахские племена отошли за Урал, в плен был захвачен султан Абылай. Для его освобождения в ставку жонгарского хана отправилось посольство из 90 человек во главе с Толе би. Весной 1743 года султана освободили, результатом временного перемирия стала выделенная ему в жены дочь видного жонгарского военачальника Хошу, близкого родственника хунтайши. Ханша Топыш стала третьей женой Абылая, подарив ему двух сыновей, в том числе султана Касыма, отца Кенесары. Скончался и Калдан Серен, его смерть вызвала междоусобную борьбу в Жонгарском ханстве. Абылай (к этому времени хан Среднего жуза) умело воспользовался моментом. К 1751 году жонгаров изгнали со всего присырдарьинского района. В течение последующих трех лет очистили от врага Балхаш, Алаколь, Тарбагатай, Алтайское предгорье, Восточный Туркестан. Лето 1759 года. Вроде закончилось противостояние двух кочевых народов, длившееся три столетия. Но часть жонгар, бежавших на территорию России, в январе 1771 года решила переселиться на земли былой отчизны. Переправившись через Волгу, 150 тысяч калмыков (жонгар) устремились вновь в казахские степи, разоряя все на своем пути. Произошло несколько сражений, и калмыкам удалось прорваться на земли Среднего жуза. Окончательно добил вражеское войско Абылай близ озера Алаколь. Его остатки попросили убежища в Китае. Эта военная кампания волжских жонгар вошла в хронику под названием “Шанды жорық” - Пыльный поход.
|
Жекпе-жек
|
Россия и Китай будто ждали исхода казахско-жонгарской эпопеи. России было выгодно одинаковое ослабление как Казахского, так и Джунгарского ханства. А грозный сосед на Востоке - Цинская империя - поджидал благоприятной ситуации для ликвидации Джунгарии как самостоятельного государства. Словом, история чертила новые витки. 60 тысяч калмыков, оставшихся в России, попали в полную зависимость от царской администрации. Их потомки ныне обрели автономию в Российской Федерации. А ослабевшее и обескровленное Казахское ханство стало легкой добычей для колонизации Российской империей. В казахской степи началось строительство крепостей и оборонительных линий, которые заселялись ссыльными крестьянами. В степь потянулись военные экспедиции казачьих войск. В 1756 году войска Цинской империи вошли в земли Среднего жуза. Военные стычки и столкновения с китайцами становятся привычными. Но это уже другая история.
* * * Хан жонгар Калдан Серен, отпуская султана Абылая из плена (событие происходило в ставке хунтайши на Тарбагатае), задал ему три вопроса. “Богата ли твоя земля овцами?” - спросил он своего пленника. Абылай тотчас ответил утвердительно. На что хан заявил: “Если овец несметно, несметными должны быть их стерегущие и употребляющие. Этим занимаются воры. Жалкими сварами будет сыт такой народ”. На второй вопрос, много ли в его стране коров и лошадей, Абылай также ответил утвердительно. Калдан Серен заявил: “Народ, пьющий вдосталь молоко, кумыс, употребляющий без меры одно мясо, приносит неполноценное потомство”. На последний вопрос, сеют ли что-либо на его земле, Абылай решил ответить словом “нет”. “Не владеющий плодами земли никогда не станет народом”, - заявил хан. Молодой султан счел нужным не вступать в бесполезный спор, навсегда запомнил беседу и в последующем уважительно относился к своему противнику. А хунтайши достойно препроводил своего именитого пленника, скрепив союз выданием невесты из знатного рода. В степи от такого презента, несмотря на кровавое противостояние, никогда не отказывались.
|
Абылай хан
|
Вездесущие кыпчаки Велением времени стали встречи глав тюркоязычных государств. Последняя из них прошла нынче на берегах Иссык-Куля. В качестве гостя в саммите принял участие и премьер-министр Венгрии. Ничего удивительного. В летописи истории остались тюркские каганаты, Хазария, керейские и найманские ханства, общеизвестна их общая праматерь - Алтай. В бесконечных войнах, зачастую и друг с другом, тюрки смешались по крови. И далекая Венгрия не исключение. А поводом для этих заметок стали две давние поездки. Близ Сомбатхея, венгерского города на границе с Австрией, встретил местного коллегу-историка с кыпчакскими корнями. Уже позже, в конце 90-х годов, он побывал в Тургае, заинтересовавшись родословной своих пращуров. Если не ошибаюсь, у аргынов до сих пор есть подрод - мадьяр. ...Сидим в кафе близ развалин мечети Аксарай, построенной Тимуром в родном Шахрисабзе. В древнем городе на юге Узбекистана буквально все дышит историей. Мой собеседник оказался соплеменником - кереем из подрода шереуши (к стыду своему, я не знал о таком ответвлении). Совершенно незнакомые люди, казах и узбек, мы как бы пересеклись, имея общего пращура. Уже дома я заинтересовался темой родственных народов, имеющих у себя представителей главнейших казахских родов. Определенные сведения нашел в книге коллеги-журналиста, профессора Абдижапара Абдакимова. Считая, что фактов недостаточно, забросил тогда же тему. И вот на днях нашел поблекший от времени блокнот со своими записями. Уйсунами могут оказаться каракалпаки, узбеки, туркмены. Жалаиров можно найти в Узбекистане, Иране. Аргынов - в Крыму, на Кавказе, среди туркмен и казанских татар. В Турции, Монголии, на Алтае, в Башкирии, Крыму - кереев. Найманы в составе у каракалпаков, узбеков, ногаев, крымских татар. В Монголии у каракалпаков, ногаев, в Крыму имеется племя конырат. У каракалпаков, узбеков, туркмен, ногаев, башкир, волжских и казанских татар, в Афганистане есть племя кыпчак. Причем в Узбекистане казахские роды жалаир и керей присутствуют со всеми подродами, в Каракалпакии - все представители племен Младшего жуза. Современные ногаи в основном состоят из найманов, кыпчаков и всех подродов алшын (байбакты, адай, берш, таз, сумурун). А в Крыму главными племенами у местных татар так и остались канлы, аргын, керей, найман, кыпчак. Мир многолик, оглянись - и станешь кому-то собратом.
|
Цеван Рабдан
|
Степная математика Веками казахские бии-мудрецы наставляли соплеменников, вынося окончательные вердикты. Вот пятерка заветов (сиет). 1. Не верь тугодуму. 2. Не унижайся перед высокомерным. 3. Остерегайся близкого окружения. 4. Не ходи в гости к голодному. 5. Не бери от неимущего подарок (сыйлық). Но почему именно пять, а не больше, и почему именно эти наставления? У мудрецов свои понятия о греховном, отсюда и предостережения. А что, они и сегодня впрок. * * * Бии определяли принципы законопослушия и порядка. Удивительно, но десятка тех, кто не в ладу с правилами бытия, следующая: пьяница, безграмотный (ұқыпсыз), жадный, больной, изнуренный, злобный, щелкающий зубами (в смысле голодный), торопливый, паникующий (үрейленген), влюбленный. Конкретная десятка лиц. Возникают вопросы. Но мудрецам виднее, им все с руки. * * * Какие же люди, хоть и живые, но сравнимы с покойниками? Казахские мудрецы остановились на цифре пять. Кто же вровень с покойниками? Это нищий, безнадежно больной, умалишенный, гонимый, лакей.
* * * Казахи по природе своей многоговорливы. На отдельное жизненное понятие могут разразиться целой поэмой. Именно в стихах. Но порой приходится удивляться краткости вердикта. Это также от биев. Вот как определены ими те, кто находится в зависимости (по-казахски борышқа батқан). Таковых всего трое - это смертельно больной, муж неудачной, неподходящей, сварливой бабы и потерявший сон от вражды с соплеменниками. Что же, вполне резонно.
Изюминка от Досбола Чего голову ломать, бастыауыртып. Что есть “хорошо” в жизни? Напоминает то, чему учат каждого в детстве. На этот простодушный вопрос оставил свой ответ известный в степи златоуст Досбол-шешен (1815-1896). Даже в подстрочном переводе нелегко передать краски его дастана. Разве что виршиобразно. Что же, по мнению умудренного старца, означает это указанное понятие? В строчку это: скромность живущего, единство люда, полноводное озеро, плодоносящая земля, почтение к старшим, достойная послушная жена, в году лето, соль в еде, в беседе умный, для езды лишь жеребец, для скота изобилие травы, для заблудшего луна. Ну и так далее. Все это в рифму, нараспев. С домброй в руке. Вроде все просто. Но в бесхитростной философии степняка вечная изюминка бытия.
|
Мавзолей Толе би в Ташкенте
|
Жекпе-жек Поразительно, сколько знаний может дать топонимика - происхождение названий улиц, рек, озер, населенных пунктов. Зачастую в них отражена народная память о тех или иных исторических событиях. Порой близлежащие друг к другу поселения носят имена былых противников. Они имели честь сражаться честно друг с другом перед решающей битвой. Эта традиция носила название “жекпе-жек”. При въезде в Алматы со стороны Узунагаша высится величественный конный памятник уроженцу этих мест Наурызбай батыру (Кутпанбетулы, 1706-1781, не путать с другими батырами, носившими это же имя, к примеру, прославленным младшим братом Кенесары). Неподалеку известные селения Каскелен и Чемолган (Шамалѕан, правильно Шамалхан), названные именами видных жонгарских багатуров, которых и одолел Наурызбай, убив их в личном поединке. История запомнила имена и других батыров, отличившихся в жекпе-жек. Так, Отеген батыр (€теѕұлұлы, 1699-1773), воспетый Жамбылом, победил жонгарских военачальников Ботхишар и Сабана Тайшыка. Юный Абылай, носивший прозвище Сабалак (что означает лохматый, неумытый), бывший оруженосцем Богенбай батыра, в одночасье стал знаменитостью. Перед началом одной из битв вперед вышел жонгарский батыр Шарыш, ни разу до сего не терпевший поражения, в единоборстве с ним никому не удавалось выжить. Абылай нанес ему удар копьем, и Шарыш замертво слетел с коня. В познавательной книге своего талантливого ученика Кайрата Бегалина “Мамлюки” есть глава о Мамае батыре из племени аргынов (также не путать с другими историческими личностями, носившими это имя). Речь, очевидно, о Мамай Жумагулулы. И вот что я узнал. Природа наделила Мамая высоким ростом и крепким богатырским телосложением. В Булантинской битве хан Абулхаир, наслышанный о нем, разрешил юноше принять вызов на единоборство. Из строя жонгар вышел знаменитый Жангир-багатур на черно-буром коне. Одетый в сверкающую кольчугу, он походил на огромную каменную глыбу. Сначала противники бились копьями, затем выхватили айбалта (секира). Когда от сабли Мамая враг рухнул на землю, из жонгарского строя неожиданно выскочил его младший брат Зенгу. Подскакав к Мамаю, он ранил его копьем, нарушив тем самым условия честного поединка. Но Мамай вступил в бой, убив и его. Назначенный ханом Абулхаиром тысячником, официально имевший к своему имени приставку батыр, Мамай еще долго участвовал в личных поединках. Однажды он перед очередным боем заявил, что будет участвовать в единоборстве и одолеет столько жонгарских багатуров, сколько пальцев у человека на руке. Читаю дословно в вышеуказанной книге: “Мамай батыр надел шлем, сел на коня и поскакал на противника. Первым был Хочу-багатур. Мамай выбил его из седла копьем, а затем зарубил саблей. Вторым противником был Церен-багатур. Сабля жонгара сломалась от удара Мамая, и Церен тоже был убит. После этого поединка вышли еще три жонгара, которых Мамай одолел”. Говорят, в свои 80 лет старец Мамай легко вскакивал на коня с саблей в руке, до 90 лет боролся на руках. Есть ли места битв, названные в честь казахских единоборцев с врагом? Где-то это места зимовок, где-то места упокоения, где-то места былых битв. Порой лишь степной ковыль хранит в памяти отзвук той далекой старины.
|