|
Алла Иванилова О развитии туристической отрасли говорили вчера в мажилисе парламента. У депутатов накопилось множество вопросов и предложений по этой актуальной теме. При этом у министра культуры и спорта на многое не нашлось ответов
В рамках правительственного часа в мажилисе министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы рассказал о том, как Государственная программа развития туризма до 2023 года будет способствовать продвижению туристической отрасли в Казахстане. В частности, в стране проведут работу по инфраструктурному развитию объектов Карты туристификации, куда входит 62 туристических дистанции и объекта, из которых 46 являются действующими, а 16 - новыми. Так, в карту включили основные памятники, вошедшие в списки ЮНЕСКО и объектов Великого шелкового пути, а также сакральные объекты общенационального значения “Рухани жангыру”. Наиболее приоритетные - курортная зона “Алаколь” (побережье Алматинской и Восточно-Казахстанской областей с потенциальным туристическим потоком в 2,5 миллиона туристов в год); горный кластер в Алматинской области, объединяющий “Шымбулак”, “Акбулак”, “Табаган”, “Тургень” и Большой Алматинский канал (потенциал в 2,5 миллиона туристов в год); Щучинско-Боровская курортная зона в Акмолинской области с потенциальным туристическим потоком в миллион туристов в год. Кроме того, в указанную зону входят такие проекты, как курорт “Ак Бура” (230 гектаров), Конгресс-холл на 1,5 тысячи мест и горнолыжный комплекс “Бурабай”. Также в списке карты проект пляжного туризма “Ащисор” в Мангистауской области с потенциалом 750 тысяч туристов в год. Для реализации всех проектов Карты туристификации, по словам главы МКС, необходимо около 1,5 триллиона тенге, 30 процентов из которых государственные и 70 процентов частные инвестиции. В случае полного финансирования и господдержки количество внутренних и въездных туристов увеличится более чем в четыре раза - с нынешних 3 до 13 миллионов посетителей в год, создадут свыше 60 тысяч новых рабочих мест и привлекут около шести миллиардов долларов инвестиций, что обеспечит вклад в валовую добавленную стоимость (ВДС) в районе 6,5 миллиарда долларов в год. Кроме того, по направлению “Повышение транспортной доступности туристических объектов и дестинаций” в рамках госпрограммы разработают и внедрят механизмы и меры по росту доступности авиаперевозок, модернизации и строительству автомобильных дорог до турдестинаций, развитию малой авиации, внедрению политики “открытого неба”, развитию железнодорожной инфраструктуры, придорожного сервиса. В целом, по словам министра, реализация госпрограммы позволит сократить отставание туризма Казахстана от мировых и региональных темпов роста, увеличить туризм в структуре ВВП с одного до восьми процентов к 2023 году, обеспечить рост числа занятых в туристской отрасли с 400 до 650 тысяч человек, внешнего туристского потока с текущих 6,5 до девяти миллионов посетителей, числа внутренних туристов с текущих 4,6 до восьми миллионов. В итоге это приведет Казахстан в тридцатку ведущих стран по туризму (ВЭФ). Объекты, включенные в республиканскую Карту туристификации, в рамках Единой маркетинговой стратегии будут централизованно продвигаться на международных рынках под единым туристическим брендом Казахстана. Но прежде необходимо принять страновой бренд. Этим, как отметил глава Минкультуры, занимается специальная комиссия, которая решит задачу “в течении двух-трех месяцев, а может, и больше”. Также будут проводить точечную раскрутку Топ-10 на основных рынках. На первом в истории Казахстана туристическом инвестиционном форуме и на XVI форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России в Петропавловске 8-9 ноября на тему “Новые подходы и тенденции в развитии туризма Казахстана и России” с участием глав государств международным инвесторам презентуют Топ-10 объектов Карты туристификации Казахстана. В этот список вошли такие турмаршруты, как озеро Балхаш, Баянаульская и Имантау-Шалкарская курортные зоны, Астана. Депутатам такие “наполеоновские” планы по душе, но больше интересовали дела насущные. По их мнению, сегодня туризм слабо развит в стране, при этом в мире есть спрос, но Казахстану нечего предложить современному туристу, поскольку турпродукт “скуден”. Нет соответствующей инфраструктуры, сервиса, кадров, эффективной рекламы и пропаганды. В частности, парламентарий Турсун Сыздыков рассказал главе МКС об уровне сервиса для паломников: “Вот, допустим, у Бекет-ата. Люди приезжают, много приезжают, аким делает дорогу туда. Все хорошо. Но там все паломники сидят на полу, на корпешке. Кушают то, что сами привезут... Там нет ни одного сувенира, нет каких-то флажков. Нет туалетов, в общем, инфраструктура никакая. А ведь эти объекты уже знают во всем мире”. Однако министр напомнил, что в список культурного наследия ЮНЕСКО входят всего три объекта Казахстана. Это мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, Камкорлык и третий отрезок Великого Шелкового пути. “Мы можем заниматься развитием и реставрацией только тех объектов, которые входят в республиканский перечень”, - пояснил Арыстанбек Мухамедиулы. Подземная мечеть Бекет-ата не входит в этот перечень и находится в ведении местных исполнительных органов. Но он пообещал, что в скором времени Минкультуры займется и этим объектом. Еще одним сдерживающим фактом для развития туризма, по мнению народных избранников, являются дорогие авиа- и железнодорожные билеты. На это обратил внимание Шавкат Утемисов: “К примеру, для российских туристов билет из Москвы до Астаны стоит 20 тысяч рублей, а из Амстердама в Москву - 12-13 тысяч рублей. Цены внутренних рейсов Казахстана тоже очень высокие, многие казахстанцы не имеют возможности приобретать их. К примеру, из Алматы в Астану стоимость билетов составляет 20-80 тысяч тенге. 20 тысяч - если билет приобретают за несколько месяцев вперед и он не подлежит возврату”. Депутат поинтересовался, как будут решать вопрос формирования доступных цен на авиабилеты, а также более эффективных маршрутов. По словам вице-министра по инвестициям и развитию Тимура Токтабаева, ведомство проводит в этой сфере соответствующую работу. Утвердили правила перевозки пассажиров, предусматривающие льготы для детей, пенсионеров, инвалидов, молодежи. Тем не менее нерешенным остается вопрос по стоимости, которая не снижается теми темпами, которыми хотелось бы. При этом стоимость билетов складывается из нескольких индикаторов, основным из которых является стоимость авиатоплива. Сейчас совместно с Министерством по энергетике проводят работу в части обеспечения собственным авиакеросином парка самолетов. В следующем году планируют обеспечить практически полностью отечественным авиакеросином. Также растет количество регулярных рейсов авиакомпании. Это все способствует, по словам чиновника, тому, что стоимость билетов будет падать. “С учетом общей экономической ситуации и цен на авиатопливо в следующем году мы ожидаем, что цены будут более приемлемые”, - обнадежил Тимур Токтабаев. Чтобы поднять сферу туризма на новый уровень, парламентарии предложили объявить следующий год “Годом туризма”. Однако министр культуры и спорта заметил, что такие вопросы находятся в компетенции главы государства. Также Арыстанбек Мухамедиулы неоднократно обратился к депутатам с инициативой - открыть национальные парки страны, чтобы все увидели наше достояние. Также он считает, что в Казахстан нужно приглашать крупные киностудии из Голливуда, Болливуда, а также проводить международные мероприятия, чтобы таким образом весь мир узнавал о нашей стране.
Астана |