|
Алан Байтенов Ситуация с ценой на авиатопливо диктует свои условия - аналитики ожидают глобального повышения цен на услуги авиаперевозчиков. Так, один из крупнейших игроков рынка “Аэрофлот” констатирует усиливающийся кризис отрасли и как следствие не исключает грядущего серьезного повышения цен на авиабилеты по наиболее популярным зарубежным направлениям. Этим повышением “Аэрофлот” попытается сохранить цены на внутренние рейсы. Не исключено, что повышение грядет и на популярных рейсах, которые связывают города наших стран. Нас это настораживает по одной причине - это может стать сигналом (или предлогом?) для отечественных перевозчиков для того, чтобы не отстать и “подтянуться”
В одном из интервью, посвященном теме развития компании в условиях стабильно растущих цен на авиатопливо, глава “Аэрофлота” Виталий Савельев отметил - керосин подорожал на 32 процента по отношению к 2017 году. “Что примерно 20 миллиардов рублей (на момент подготовки материала 1 рубль - 5,5 тенге. - “НП”) выпадающих доходов”, - уточнил Савельев. И учитывая, что, по всем прогнозам, “Аэрофлот” не досчитается крупной суммы, совету директоров предложили курс корректировки бюджета и курса развития, сообщает “Коммерсант”. Среди прочих программ, направленных на развитие компании, приняли решение пересмотреть политику ценообразования по внешним направлениям. В частности, “предоставить на международные направления более “дорогие” самолеты”, чтобы хоть как-то оправдывать программу лизинга. Естественно, с закономерным повышением ставок на авиабилеты. Такое решение объясняется тем, что расчеты за услуги по международным направлениям исполняют в валюте, что сейчас, в условиях девальвации рубля, является обязательным условием обеспечения ликвидности. Все эти меры приняты в первую очередь ради проекта недопущения повышения цен на билеты на внутренние рейсы. Это, подчеркивают российские чиновники, которые курируют отрасль, является “политическим моментом”.
Что же ожидать казахстанцам, кроме уже обозначенного, официального повышения цен на услуги “Аэрофлота”? Независимые эксперты уверены, что при сохраняющейся тенденции повышения стоимости авиатоплива дальнейшее повышение цен на авиаперелеты всеми игроками этого рынка неизбежно. Однако это сделают поэтапно. Первыми поднимут ставки наиболее популярные у нас и наиболее крупные компании “Трансаэро” и S7Airlines. Причины, по которым они будут вынуждены пойти на этот шаг, схожи с “аэрофлотовскими” - плановое обновление парка судов, как следствие условия лизинга (расчет в валюте и девальвация рубля), продолжающееся повышение стоимости керосина. К слову, “Коммерантъ” в своей публикации не исключает, что к концу года авиатопливо вновь существенно поднимется в цене. Правда, конкретного значения не приводит. Далее, по уже проторенной дорожке, подтянутся менее крупные “Ямал” и “Ангара”. И вот он, казалось бы, наступает тот момент, когда наши авиакомпании могут оказаться в более выгодном конкурентном положении, если сумеют сохранить ставку по конкурирующим направлениям. К слову, специалисты “Аэрофлота” не исключают, что конкуренты так и поступят - могут воспользоваться безвыходностью ситуации для перевозчика и установить демпинговые цены. И это было бы, наверное, для наших компаний наиболее выгодным стечением обстоятельств. Представьте - каждый рейс заполнен на 100 процентов, билеты гарантированно раскуплены на месяцы вперед, с экономическими страхами открытия новых рейсов покончено... Вдруг подсобит и государство - самолеты наших компаний летают исключительно на дешевом казахстанском квотированном керосине (цена заправки в гостевом порту нивелируется высокой отпускной ценой на керосин для конкурентов)... “На сегодня мы не видим каких-то предпосылок, которые могли бы повлиять на стоимость билетов. Что влияет на стоимость билетов? Основная составляющая - это авиакеросин... Сегодня цены на авиакеросин стабильные. Если они останутся стабильными, то и стоимость билетов будет стабильной”, - так отвечал в начале сентября этого года на вопрос о возможном повышении цен на авиабилеты Женис Касымбек, министр по инвестициям и развитию. Однако эксперты настроены более реалистично. Пользуясь удобной ситуацией, отечественные перевозчики, не исключено, в конце концов все же поднимут цены - велик соблазн уравнять их с рыночными. Уверены, всегда можно найти оправдание и убыточную статью, которая буквально вынуждает увеличивать стоимость. Конечно же, как и в случае с российскими компаниями, речь идет в первую очередь о внешних направлениях. |